Интегрированный урок по русскому языку Суффиксы Знакомство с суффиксом –ищ-_11989



План-конспект открытого урока по русскому языку

(УМК «Начальная школа XXI века).

Дата: 09. 12. 2012 год.

Класс: 2

Тема урока: «Суффиксы. Знакомство с суффиксом ищ».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: словесный, наглядный, анализа, метод свободного выбора, частично-поисковый.

Цель урока: знакомство с суффиксом ищ .

Задачи урока:

Учить образовывать слова с суффиксами: ищ,ушк-, —юшк-, —онок-, —ёнок-, —ик-, ек-, -к-, иц-, -их-.

Развивать умения и навыки: правильного написания корня и суффикса в слове; наблюдательности, какую окраску придают словам суффиксы; здорового образа жизни, снижая утомляемость, повышая умственную работоспособность учащихся.

Воспитывать любовь к родной природе, уважение к своим товарищам и учителю.

Оборудование:

ТСО (магнитофон);

музыка «В сказочном лесу»;

магнитная доска;

маленький резиновый мячик;

фломастеры;

лазерная указка;

билеты на поезд;

предметные картинки;

игрушки;

иллюстрация ёлки с игрушками;

«волшебная» палочка и шкатулка.

План урока.

Организационный момент. Утренний сбор (5 минут).

Сообщение темы и цели урока (2 минуты).

Основная часть.

Повторение пройденного (3 минуты).

Минутка чистописания (2 минуты).

Путешествие в сказочный лес на поезде «Грамматика» (4 минуты).

Физкультминутка (4 минуты).

Наряжаем ёлочку (2 минуты).

Изучение нового (4 минуты).

Физкультминутка (5 минут).

Закрепление изученного (2 минуты).

Заключение (2 минуты).

Домашнее задание (2 минуты).

Подведение итогов (3 минуты).

Ход урока.

Часть урока.

Содержание урока.

Методические указания.

I.Организационный момент.

Утренний сбор (элемент).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё готово к уроку: тетради, ручки, простые карандаши, ластик.

Учитель: Прежде, чем продолжить урок, ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу: «Доброго утра!»

Приветствие – первый компонент Утреннего сбора.

Учитель: На нашем уроке присутствуют гости, посмотрите на них и пожелайте всем: «Доброе утро! Мы очень рады Вас видеть».

Дети: Доброе утро! Мы очень рады Вас видеть.

Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети вместе с учителем встают в круг. Учитель поворачивается к ребёнку, стоявшему, справа и передаёт каждому маленький мячик (разминая кисти рук). При этом приветствует его и улыбается: «Доброе утро, Аня! Я очень рада тебя видеть».

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся путешествовать в сказочный лес, который находится в городе «Морфемный», где живут части слова. Основная цель нашего урока — познакомиться с новым суффиксом. Также мы с вами будем наблюдать, определять какую окраску придают суффиксы словам.

III. Основная часть.

1.Повторение

пройденного.

Учитель: Ребята, путешествовать мы отправимся с вами вот на этом поезде «Грамматика». Но для этого нам необходимо приобрести билеты. Билеты вы получите в том случае, если ответите на вопросы:

— Какие части слова вы знаете?

Дети: Корень, окончание, суффикс.

Учитель: Дайте определение изученным частям слова.

Дети: (отвечают).

Учитель: Какие суффиксы вы знаете?

Дети: суффиксы -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ик-, -ек-, -к-, -иц-, -их-.

Учитель: Какую окраску придают суффиксы словам?

Дети: Экспрессивную.

Учитель: За правильные ответы вы получаете билеты на поезд.

Учитель заводит игрушечный поезд и демонстрирует его движение по рельсам.

Повторение изученных правил о частях слова (корне, окончании, суффиксе), экспрессивной окраске слова.

Отвечает каждый ребёнок, получая билет на поезд.

3.Минутка чистописания.

Учитель: В путешествие нам необходимо взять с собой волшебные очки, которые я нарисовала на доске, посмотрите. Давайте запишем в тетрадях число, классная работа, нарисуем волшебные очки (приложение №1).

Учитель следит за правильным верхним соединением строчной буквы о, за осанкой детей, за положением тетрадей.

4.Путешествие в сказочный лес на поезде «Грамматика».

Учитель: Ребята, вы все слышали, какие звуки издаёт поезд при движении.

Дети: Да: «Чух – чух – чух…..»

Учитель: Правильно, на вдох и выдох произносим эти звуки и изображаем движение колёс поезда руками и ногами. Поехали. Вот мы подъезжаем к городу «Морфемный» и приближаемся к сказочному лесу, где встречают нас жители леса. В этом домике живут звери. У каждого из этих зверей есть семьи. Сейчас перед вами папы семейств. А мамы и детёныши не смогли прийти, так как они уехали в соседний город «Правописание». В это время злой волшебник посетил лес, заколдовал зверей и дом. Давайте, ребята, поможем зверям и расколдуем чары злого волшебника. Для этого вы должны выполнить первое задание. Посмотрите на слова, записанные на доске, что вы можете сказать об этих словах?

Дети: Они однокоренные.

Учитель: Дайте определение однокоренным словам.

Дети: (отвечают).

Учитель: Для чего служат суффиксы в этих словах?

Дети: Для образования новых слов.

Учитель: Какую окраску придают суффиксы данным словам?

Дети: Экспрессивную.

Учитель: Ребята, давайте разберём записанные слова на доске по составу, а затем запишите одну из семей в тетради, выделяя окончание, корень, суффикс.

Дыхательная гимнастика. Учитель следит за правильным дыханием детей.

На доске иллюстрации: домик, еж, слон, заяц, медведь, лев.

На доске слова:

ёж – ежиха – ежонок

слон – слониха – слонёнок

заяц – зайчиха – зайчонок

медведь- медведица – медвежонок

лев – львица – львёнок

Повторение изученного правила о родственных (однокоренных) словах.

Коллективная работа у доски. Дети выходят к доске по одному и разбирают с помощью класса каждое слово по составу, выделяя окончание, корень, суффикс, комментируя свой ответ.

Самостоятельная работа в тетрадях.

5.Физкультминутка.

Учитель: Ребята, давайте выполним физкультминутку «Если нравится тебе, то делай так» без музыки и под музыку. Так же под музыку выполним упражнения маленьких человечков, танцевальные и кинезиологические упражнения (приложение №2).

Учитель включает музыку. Ученики могут ходить по классу и выполнять упражнения.

6.Наряжаем ёлочку.

Учитель: Ребята, у жителей сказочного леса скоро будет праздник, и вы его тоже любите. Что это за праздник?

Дети: Новый год!

Учитель: Правильно, звери приготовили вот эту красивую ёлочку, но злой волшебник перепутал игрушки. Давайте поможем украсить ёлочку. Среди игрушек надо выбрать только те игрушки, где встречается корень – ел-

Дети: Ёлка, ель, ёлочка, ельник, еловые.

На доске иллюстрация новогодней ёлки с игрушками, прикреплёнными магнитами. На игрушках написаны слова. Дети по одному выходят к доске, выбирают нужные игрушки и объясняют, почему они сняли ненужную игрушку.

7.Изучение нового.

Учитель: Ребята, я под ёлочкой нашла шкатулку, где лежит волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, а вы наденете волшебные увеличительные очки и увидите не дом, а…

Дети: Домище.

Учитель: Вы знаете, что суффиксы могут придавать самую разную экспрессивную окраску слову. Какой суффикс в данных словах на доске? На что он указывает?

Дети: Суффикс ищ-. Он показывает на то, что предмет очень большой.

Учитель: Мы расколдовали чары злого волшебника и звери стали прежними. Что нам в этом помогло?

Дети: Волшебная палочка и очки, суффикс ищ, наши знания и умения.

Учитель перечисляет всех зверей, а дети с помощью волшебных очков их «увеличивают». Иллюстрации домика и зверей превращаются в игрушечный дом и мягкие игрушки.

На доске слова с выделенным суффиксом ищ:

ежище

слонище

зайчище

медведище

львище

8.Физкультминутка минутка.

Учитель: Прежде, чем записать одно из слов в тетради, давайте под музыку проведём физкультминутку. Сначала послушаем спокойную музыку, затем поводим глазами по тренажёрам (приложение №3), по «бегающим огонькам» с помощью лазерной указки.

Затем покажем с помощью пальцев рук: домик с трубой, ёлочку, как фыркает ёжик, как ходят слоны (приложение №4). Давайте походим по классу и изобразим, как ходят: медведи, львы, лисы, волки, прыгают зайцы.

Под спокойную музыку проводится психогимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Дети ходят по классу и изображают зверей, выполняя упражнения для развития мышц плечевого пояса и позвоночника.

9.Закрепление изученного.

Учитель: С каким суффиксом мы с вами познакомились?

Дети: Суффикс ищ.

Учитель: Новый суффикс я прикреплю к ранее изученным на стенд. Запишите одно из слов, записанных на доске, в тетради и выделите суффикс ищ-.

Дети: (работают в тетрадях).

На доске слова с выделенным суффиксом ищ:

ежище

слонище

зайчище

медведище

львище

Самостоятельная работа в тетрадях.

10.Заключение.

Учитель: Ребята, давайте на прощание, исполним лесным жителям «Песенку-чудесенку» (приложение №5).

Дети: (исполняют песню).

Учитель: Ребята, попрощайтесь с лесными жителями, садитесь в поезд и мы отправляемся в школу.

Дети вместе с учителем встают вокруг зверей и исполняют песенку с движениями.

Дыхательная гимнастика.

Дети вместе с учителем, имитируя движение и звуки поезда, возвращаются в школу.

IV. Домашнее задание.

Учитель: Вот, наконец, мы в своём классе. Ребята, я совсем забыла вам сказать, когда мы собирались домой лесные жители попросили вас, чтобы вы выполнили дома упр. 3 из учебника, где нужно от данных слов образовать новые с суффиксом ищ-, понаблюдать какую окраску придаёт слову данный суффикс.

V. Подведение итогов

Учитель: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Дети: (перечисляют).

Учитель: Давайте нарисуем на больших листах бумаги свои лица и определим, какое впечатление оставил сегодняшний урок для каждого из вас.

Дети: Дети выполняют задание учителя.

Учитель: На этом наш урок закончился. До свидания, ребята. Очень приятно было с вами поработать!

Дети: До свидания!

Рефлексия.

Дети делятся на группы (мальчики и девочки).

Учитель вместе с детьми комментирует каждую работу. Следует обратить внимание, что запомнилось детям за урок, и какое настроение оставил урок для каждого.



sitemap
sitemap