Интегрированный урок по музыкально-теоретическим предметам по теме Симфоническая сказка



ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф.И. ПАНФЕРОВА

План интегрированного урока

по музыкально-теоретическим дисциплинам

(музыкальной литературе, сольфеджио, гармонии)

в группе 4н2

18 ноября 2011г.



Преподаватели:

музыкально-теоретических

дисциплин

Кирилчева Л.Б.,

Елхимова О.А.

Вольск

2011г

Урок педагогического мастерства по музыкально-теоретическим дисциплинам

(музыкальной литературе, сольфеджио, гармонии)

в гр. 4н2, 18 ноября 2011г.

Тема урока: Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Значение гармонии в жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный.

Цель: Формировать профессиональные компетентности студентов.

Задачи:

Формировать умение анализировать музыкальное произведение, выявлять средства музыкальной выразительности, используя знания, полученные в курсе изучения дисциплин: гармонии, музыкальной литературы, сольфеджио.

Развивать способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: музыкальный слух, музыкальную память, гармоническое мышление, активное внимание в процессе восприятия музыки, воображение.

Повышать музыкальную культуру студентов путем приобщения к шедеврам отечественной классики, расширять музыкальный кругозор.

Методы: активизации музыкально-слуховых представлений;

анализа и синтеза музыкальных произведений;

проблемно-поисковый; наглядно-слуховой .

Технические средства:

Электрофон, СД-диски, фонохрестоматия, электронные пособия.

Оборудование:

Методическая литература, учебные пособия, наглядные пособия.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

Добрый день, дорогие друзья: студенты и преподаватели предметно-цикловой комиссии музыки. Мы рады видеть всех вас на нашем уроке.

А урок сегодня необычный, особенный, он интегрированный и объединит в себе несколько дисциплин музыкально-теоретической подготовки студентов, получающих дополнительную подготовку в области музыки. Это музыкальная литература, сольфеджио, гармония. Каждая из этих дисциплин формирует профессиональные компетенции, необходимые преподавателю школы для проведения современных уроков музыки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с симфонической сказкой С.С Прокофьева «Петя и волк», определим средства музыкальной выразительности, который использовал композитор для создания своих образов, а в конце урока вы должны ответить на вопрос: «С какой дидактической целью было написано это произведение для детей?» Во время урока будьте предельно внимательными и настройтесь на продуктивную деятельность.

II.Проверка раннее усвоенных знаний (фронтальный опрос).

-Назовите произведения, которые создал С.С.Прокофьев?

-А какие произведения он написал для детей?

III.Восприятие и осмысление нового материала.

Одним из известных произведений, написанных для детей, является симфоническая сказка «Петя и волк». В мире много сказок, которые рассказали словами, а С.С. Прокофьев решил рассказать с помощью музыки. Идею путешествия в страну музыкальных инструментов ему предложил режиссёр детского театра Наталья Сац. В 1936 году им было создано это произведение и определён жанр — симфоническая сказка.

Вопрос: Какие произведения называются симфоническими?

Жанр симфонической сказки необычный, произведение состоит из нескольких музыкальных номеров, исполняемых симфоническим оркестром, объединённых одним сюжетом, между номерами читается текст, который сочинил сам С.С. Прокофьев.

Вывод: таким образом, это программное симфоническое произведение.

А сейчас мы познакомимся с героями этой сказки, а вы в столбик запишите персонажей этого произведения.

Прослушивание начального эпизода симфонической сказки.

А что произошло, дальше расскажет Мамонова О., вы внимательно слушаете и продолжаете записывать героев сказки.

Вопрос: И так: героями этой сказки является…?

Для каждого героя сказки С.С. Прокофьев сочинил яркую музыку, и она становится ещё выразительнее от того, что все действующие персонажи этой сказки изображены своими инструментами. С.С. Прокофьев использовал особенности тембра каждого из этих инструментов. Во время прослушивания в столбиках напротив каждого героя запишите инструмент, который его изображает.

Прослушивание CD-диска эпизодов симфонической сказки «Петя и волк».

Вопрос: И так кого изображает флейта?

Вопрос: Кого изображает фагот?

Вопрос: Кого изображает кларнет?

Вопрос: Кого изображают струнные инструменты?

Вопрос: Кого изображают валторны?

Вопрос: Кого изображают ударные инструменты?

Вопрос: Кого изображает гобой?

IV.Применение приобретённых знаний

-Вы познакомились с сюжетом сказки «Петя и волк», каждый персонаж которой обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом.

— Я предлагаю проанализировать некоторых музыкальных героев этой сказки по следующему плану:

Настроение музыки

характер мелодии,

ладовая принадлежность,

тональность

ритм

темп

гармония

тембр

Перед вами приготовлены хрестоматии к программе по музыке с нотной записью сказочных персонажей.

— Итак, определяем первого героя, кто это? Почему? Анализ по плану.



Подведение итога анализа..

Пионер Петя №3

Кошка №2

Тема Волка. №1

Вывод по анализу

Новаторство в мелодии:

— Среди композиторов своего времени П. выделяется редкой способностью для музыки 20 века сочинять прекрасные мелодии широкого диапазона с острыми скачками на широкие интервалы, регистровое раскрепощение (мелодия начинается в низком регистре и может закончиться в высоком).



Гармония – для аккордов П. характерна сложность и новизна. Резкие звучания – диссонансы. Современники порой не понимали жесткость прокофьевской гармонии, звучаний, рушивших все представление об аккорде, как гармоническом согласии звуков.

Для ладового мышления П. характерна политональность.

Тембровое богатство – мастерство использования инструментов симфонич. оркестра для создания муз портретов.

По высказыванию самого композитора: « Основное достоинство моей музыки – поиск собственного, оригинального стиля. Я не желаю имитировать чужой стиль, я отвергаю привычные методы композиции. Новизна — это то, к чему я всегда стремился».

V.Самостоятельная работа на творческое применении знаний.

А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Разделившись на две группы, продумайте дидактические игры для школьников 2 класса на закрепление учебного материала по теме: симфоническая сказка С.С Прокофьева «Петя и волк».

Проверка выполнения задания с анализом проделанной работы.

VI.Подведение итогов

Сегодня вы познакомились с симфонической сказкой С.С Прокофьева «Петя и волк» и я думаю, что вам будет не сложно ответить на вопрос: «С какой дидактической целью было написано это произведение для детей?»

Да действительно дети с большим удовольствием знакомятся с этой сказкой, и от вас будет зависеть, насколько увлекательно будет путешествие в мир симфонической музыки, в страну музыкальных инструментов.

Вы анализировали музыкальные характеристики героев, выявляли средства муз выразительности, используя знания сольфеджио, музыкальной литературы, гармонии. Проявили активное внимание, креативное мышление, воображение, обогатили свой муз кругозор.

Выставление оценок.

VII.Домашнее задание

-Проанализировав темы остальных героев этого произведения, запишите в 3 столбик таблицы характер музыки в виде трёх прилагательных.

-Подготовьте сообщение о произведениях для детей, в которых были использованы герои сказки С.С Прокофьева «Петя и волк».








sitemap
sitemap