Интегрированный урок по физической культуре и национальному эрзянскому языку в 3-ем кла



Интегрированный урок по физической культуре и национальному (эрзянскому) языку в 3-ем классе.

Тема урока: Мордовские подвижные игры.

Задачи урока: 1) Знакомство с названиями птиц, повторение и закрепление ранее рассмотренных слов и грамматических конструкций; 2) продолжить разговор о пользе и значении подвижных игр для здоровья и развития физических способностей учащихся; 3) повторить и разучить новые подвижные игры мордовского народа, способствующие развитию быстроты реакции, ловкости, смекалки; 4) воспитывать у учащихся бережное отношение к здоровью, чувство коллективизма, сплоченность.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: волейбольный мяч, проектор, плакаты с детскими считалочками на эрзянском языке и новые слова, музыкальное сопровождение, шапочки коршуна и клушки для водящих.

Домашнее задание: выучить слова и считалочку мордовской подвижной игры «В белочку», разученную на предыдущем уроке, повторить названия ранее разученных деревьев, овощей, фруктов, одежды, повторить детские считалочки.

Этапы урока

Время

Подготовительная часть:

построение, приветствие

задачи урока

проверить домашнее задание

упражнения в ходьбе

упражнения в беге

ОРУ

Основная часть:

Легенда о коршуне и клушке

Подвижная игра «Кавал, нарвицька ды ципакат» (Коршун, клушка и цыплята)

Подвижная игра «Кирькс оска» (Круговой мяч)

Подвижная игра с мячом «Евтак вал» (Назови слово)

Заключительная часть:

Посмотреть фильм о мордовских спортсменах

Подведение итогов урока

Оценки за урок

Домашнее задание

10мин.

30 мин

5 мин

Ход урока:

I Подготовительная часть:

Учащиеся входят в зал под музыкальное сопровождение (песня на эрзянском языке);

Приветствие на русском и эрзянском языке.

3.Сообщение задач урока. Вступление о мордовских подвижных играх и их предназначении (учитель мордовского языка)

4.Повторение домашнего задания. Учащиеся повторяют считалачку и слова из подвижной игры «Юр-юрнэсэ» (В белочку.)(учитель мордовского языка).

Разминка (учитель физкультуры)

1.Ходьба (повторяем движения животных):

как медведи во бору (кода овтось моли);

как зайцы на лугу (кода нумолось кирнявтни );

как гуси в саду (кода мацейтни молить).

2. Бег:

по два (кавтонь-кавтонь);

обычно;

По четыре (нилень-нилень).

М/у. Ходьба и бег выполняются учащимися по залу в произвольном направлении и темпе. Команды подаются сначала на эрзянском языке, затем на русском. По команде «По два!», «По четыре!» учащиеся должны разобраться группами по два или по четыре человека, зацепив друг друга за пояс или за плечи в колонну. Следить, чтобы не было столкновений. Быть внимательными.

3.Построение в две шеренги и ОРУ:

Руки вверх – и мы вдыхаем, руки вниз – мы выдыхаем.

Руки ставим перед грудью, повороты делать будем.

Руки вверх над головой, наклоняемся с тобой.

Чтобы сильными нам стать, будем ноги поднимать.

А теперь попрыгать нужно. Ну-ка, вместе! Ну-ка, дружно!

М/у. Упражнение показывает учитель физкультуры. Затем учитель мордовского языка повторяет его на эрзянском и дети хором продолжают счет: раз, два, три, четыре (вейке, кавто, колмо, ниле ).

II Основная часть:

1. Легенда о Коршуне и Клушке. Рассказывает учащийся на эрзянском языке и на русском языке.

2 .Подвижная игра «Кавал, нарвицька ды ципакат» (Коршун, клушка и цыплята).

Учащиеся знакомятся с новыми словами. Знакомятся с правилами игры. Выбирают с помощью считалочки водящих.

М/у. На площадке отмечается гнездо коршуна. Клушка с цыплятами гуляет по лугу (площадке). Навстречу ей выходит коршун. Цыплята прячутся за клушку.

Коршун: Нарвицька, а нарвицка, максык монень вейке ципакат! (Клушка, а клушка, дай-ка мне своего цыпленка!)

Клушка: Вай, кавал, а макса! А макса! (Ой, коршун, не дам! Не дам!)

Коршун: Сестэ мон весе ципакат кантнесынь! (Ну тогда я всех твоих цыплят утащу!)

И начинает вылавливать цыплят по одному и отводить в свое гнездо. Ограждая цыплят, клушка встает перед коршуном и, стремясь угадать его действия, мешает ему подойти к цыплятам. Игра заканчивается тогда, когда коршун унесет в свое гнездо половину цыплят или через определенное время. После этого происходит смена главных действующих лиц.

Задача клушки защитить цыплят. При этом ее действия и действия коршуна не должны сопровождаться грубостью. Достаточно коршуну дотронуться до цыпленка и он без сопротивления идет в гнездо коршуна.

3 .Подвижная игра «Кирькс оска» (Круговой мяч).

М/у. Размечается площадка (половина спорт. зала). Класс делится на две команды. Одну команду условно называем «синие», другую – «зеленые». Игра состоит в том, чтобы вывести из поля всех синих и заступить на их место. С этой целью зеленые размещаются с двух сторон площадки и, перебрасывая мяч с одного конца игрового поля на другой, стремятся запятнать кого-нибудь из синих. Запятнанный синий, в том случае, если мяч не отлетел за пределы поля (за черту), хватает мяч и бросает в кого-нибудь из зеленых. При попадании мяча в противника игрок синих остается в поле, при неудачном броске – выходит из игры. Когда все синие будут выбиты из игровой площадки, их место займут зеленые. В условиях урока команды меняются местами через определенное время, а победитель определяется по количеству выбитых игроков.

4 .Подвижная игра «Евтак вал» (Назови слово).

М/у. Учащиеся встают вкруг и выбирают водящего. Водящий встает в центр круга, бросает мяч одному из игроков и говорит: «Эмежть» (Овощ). Игрок возвращает мяч, называя какой-либо овощ на эрзянском языке. Далее, например, «Оршамопель» (Одежда), «Чувтот» (Дерево), «Нармунть» (Птица). А можно так: ведущий называет слово на русском языке, а игрок возвращает мяч, называя это слово на эрзянском языке. Так можно повторить и разученные слова на этом уроке (коршун, клушка, цыпленок), и на предыдущих (мяч, бег, ходьба, игра, скакалка, обруч и т. д.).

5 .Вопрос для учащихся: «Названия еще каких подвижных мордовских игр вам известно, ребята, от бабушек и дедушек?» (д/з)

III Заключительная часть:

построение в шеренгу;

просмотр фильма о мордовских спортсменах;

подведение итогов;

оценки за урок.

Приложение.

Вступление о мордовских подвижных играх и их предназначении (учитель мордовского языка):

Игра – одна из значительных сторон человеческой деятельности. Народные игры мордвы прививали играющим определенные трудовые навыки, способствовали освоению сложных крестьянских занятий. Тренировали в игре гибкость, проворность, ловкость, добивались быстроты реакции и точного глазомера. Игры были направлены на воспитание в детях и подростках силы, смелости, сметливости, наблюдательности.

Домашнее задание: слова из игры «Юр-юрнэсэ».

— Юр-юрыне, урыне, — Юр-юрошка белочка,

Адя пештень кочкамо. Пойдем за орешками.

— Вай, а молян, а молян: — Не пойду я, не пойду:

Пондакш пулом сезеви, Хвост пушистый раздеру,

Чевте шубам колави. Шубку серую порву.

Считалочка:

— Юр-юрыне, урыне! Белка, белочка-бела,

Ультя монень ялгинекс – Будь дружочком для меня –

Чевте пулот келемтик, Хвост пушистый распуши,

Минек кужонть пейдстевтик. Хоровод наш рассмеши.

Легенда о Коршуне и Клушке: Жили дружно Коршун и Клушка. В каждом деле помогали друг другу. Вот однажды Курица пришла к соседу, попросила иголку, чтобы пришить пуговицу. Коршун предупредил ее, чтобы Курица не потеряла иголку.

Взяла Курица иголку, пришила пуговицу и отправила Цыпленка отнести ее Коршуну. Цыпленок по дороге потерял иголку.

Целый день копошились они в земле, но иголку не нашли..Коршун сильно рассердился. И с тех пор стал воровать у Клушки цыплят.

Считалочки на плакатах:

Велень келес шалт моли,

Налксемс весень мель ули.

Тесэ весень ежост псить,

Весе нарвдеть ды мазыйть.

Уро пуло чеерне,

Листь мартонок эльнеме,

Докат – весе содасызь, –

Ансяк пулот пурдасызь.

Вирьга, вирьга-укшторга,

Пакся кива-яннэва,

Моли Ёвкске, канст канды,

Дивань налкшке вельмевти.

По деревне шум идет,

Всех игра на луг зовет.

Здесь задором все полны,

Звонкой удалью красны.

Хвостик-шильце, мышенька,

С нами вместе порезвись,

Ты быстра – то знают все, –

Только хвостик береги.

По лесу дремучему,

Полевой дороженькой,

Бродит Сказка с ношею,

В ней – игра хорошая.



sitemap
sitemap