Интегрированный урок по биологии географии и химии на тему Вода-основа жизни на Земле



Интегрированный урок по биологии, географии и химии

на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цели по содержанию:

Образовательные цели:

сформировать представление о самом распространенном веществе на планете Земля – воде;

— интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках биологии, географии и химии;

— закрепить и повторить знания о физических и химических свойствах воды, строении воды;

— раскрыть роль воды в зарождении жизни на Земле и развитии живых организмов на планете.

Развивающие цели:

— формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

— продолжить формировать умение работать с научной информацией, таблицами, рисунками, репродукциями;

-способствовать развитию умения обобщать и делать выводы, развитию мышления, внимания, памяти, культуры речи.

Воспитательные цели:

— продолжить воспитание бережного отношения к водным ресурсам;

— продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

Оборудование: презентация урока; опорный конспект; видеофильм по теме «Вода»; глобус; модель молекулы воды; таблицы: содержание воды в органах человека, фотосинтез, круговорот воды в природе; плакаты с цитатами, загадками о воде; репродукции картин Айвазовского И.К., Левитана И.И.; рефераты.

Ведущий метод: словесно-образный и частично поисковый.

Ход урока:

Организационный момент. (Звучит музыка, сопровождающаяся звуками воды.)

Мотивация и целеполагание.

Вступление: учитель знакомит учащихся с темой урока, целями урока, задачей этого урока. Ученик зачитывает эпиграф этого урока. (Слайд №1,2)

Формирование новых знаний.

Учитель биологии: Вода — самое привычное вещество на Земле. Но знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия? Ведь сегодня ее на Земле столько же, сколько было тогда, когда все начиналось, когда рождался Мир.

Как алфавит начинается с буквы «А», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном, растении и уходит из них только вместе с жизнью.

Учитель географии: Вода является самым распространенным веществом на Земле. «Все земное вещество…ею проникнуто и охвачено».

Пользуясь опорным конспектом, расскажите о нахождении воды в природе.

Ученик рассказывает о нахождении воды в природе, показывает на глобусе, где находится вода и как она обозначается. (Слайд №3-6)

Ученик показывает на карте водные ресурсы нашей планеты.



Учитель биологии: Среди всех веществ на Земле вода с ее физико-химическими свойствами занимает совершенно особое исключительное место. Она действительно самое необычное вещество на свете! Чем же она так удивительна?

Давайте вспомним ее свойства.

Ученик рассказывает о физических свойствах воды. (Слайд №7-11)

Учитель химии: Мы рассмотрели физические свойства воды, а теперь давайте вспомним ее химические свойства.

Ученик рассказывает о строении воды, видах связи в молекуле воды и между молекулами воды, особенностях воды. (Слайд №12,13)

Учитель химии: Химические свойства веществ проявляются в их взаимодействии с другими веществами.

Ученик рассказывает о химических свойствах воды. (Слайд №14)

Учитель биологии: В живых клетках вода и углекислый газ участвуют в очень важной реакции. Что это за реакция? 6 H2O+6CO2=C6H12O6. Расскажите об этом процессе. (Слайд №15)

Ученик рассказывает о фотосинтезе. (Слайд №16)

Учитель биологии: Какое еще биологическое значение имеет вода в растительных организмах?

Ученик рассказывает о значениях воды в растениях. (Слайд №17-20)

Учитель биологии: Что мы знаем о значении воды в жизни животных?

Ученик рассказывает о значениях воды в жизни животных. (Слайд №21-25)

Учитель биологии: Жизнь человека невозможна без воды.

Ученик рассказывает о значениях воды в организме человека. (Слайд №26-27)

Учитель биологии: Вода – чудесный дар природы. Она красит картины нашей жизни в своих трех важных ипостасях.

Поэты сочиняли стихи, композиторы воспевали в своих произведениях, художники на своих полотнах изображали неповторимую красоту воды.

Ученик рассказывает о художниках. (Слайд №28-32)

Учитель биологии: И в народном фольклоре, используя тему воды, выражали свое душевное состояние, мысли и чувства.

Как мы видим эмоциональное состояние можно выразить с помощью воды.

Может быть это связано с ее другими уникальными свойствами?

Например,



Большой интерес не только у ученых, но и у простых людей вызывает способность воды запомнить и воспроизводить информацию. К примеру, японский исследователь Масару Емото (Masaru Emoto) приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10 000 фотографий. (Слайд №33-34)

В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова. Доктор Емото говорит, что все существующее имеет вибрацию, и даже написанные слова. Вода может быть скреплена с этими вибрациями. Красивые слова имеют красивые, ясные вибрации. Напротив, отрицательные слова производят уродливые, несвязные колебания, которые не формируют группы. (Приложение № 1) (Слайд №35-40)

Учитель биологии: По всему сказанному видим, что воде свойственна и необыкновенность и таинственность.



Учитель биологии: И так, ребята, делаем выводы о значении воды для живых организмов и записываем в тетрадях. (Слайд №41)

Учитель биологии: Повседневную жизнь невозможно представить без воды. В зависимости от климата суточная потребность человека в воде составляет 2,5-6 л. Если суточную потребность человека принять за 2,5 л, а продолжительность жизни – за 70 лет, получается, что за всю жизнь человек потребляет 60 т воды.

О водных ресурсах нашей республики расскажет вам учитель географии.

Учитель географии рассказывает о водных ресурсах нашей республики Татарстан, где вода находится и как жители республики используют воду.

Ученик знакомит других учащихся с водохранилищами республики Татарстан. (Слайд №42-46)

Учитель географии рассказывает о крупнейших водохранилищах республики и их народно-хозяйственном значении, их создании.

Ученики рассказывают о крупных родниках, их культурно-исторических ценностях, их расположении. (Приложение № 2,3)

Учитель химии: Большое количество пресной воды используется в промышленности и сельском хозяйстве. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде, Она отравляет воздух, становится источником тяжелых заболеваний. Воду надо беречь!

А это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Перечислите способы очистки промышленных и сточных вод.

Ученик рассказывает о способах очистки воды. (Слайд №47-49)

Учитель биологии рассказывает как на примере некоторых растений и животных определить экологическое состояние водоемов, как их можно защитить от загрязнения. (Приложение № 4)

Ученик зачитывает информацию к размышлению: как вода влияет на живой организм, как правильно использовать воду, как обезопасить себя от вредных веществ в воде, об экологической загрязненности воды, как беречь воду, как правильно использовать ее. (Приложение № 5) (Слайд №50-51)

Учитель биологии: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете..» – эти слова, послужившие эпиграфом к нашему уроку, написал Антуан де Сент Экзюпери, чудом избежавший смерти от жажды в раскаленной пустыне. (Слайд №53)

Рефлексия. Делается вывод о значении, свойствах, экологии воды. Подводится итог урока, учащиеся вспоминают пословицы о воде. (Слайд №54)

Домашнее задание: заполнить таблицы о водохранилищах, крупных реках РТ, о значении воды, химических и физических свойствах воды; выполнить творческую работу о новых способах очистки воды. (Приложение № 6,7)

Рекламный ролик о воде «Вамин».

Литература

Саутин Е.А., Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – Казань, ЕГПУ, 2004.-368 с.

Дубровский А.Г. Нижнее прикамье – примечательный регион Татарстана – Наб.Челны, том 1.

Дубровский А.Г. Нижнее прикамье – примечательный регион Татарстана – Наб.Челны, том 2.

Памятники природы и примечательные места в природной среде .Набережные Челны и его окрестностей. Под руководством Дубровского А.Г. – Наб.Челны, 1999.

Большаков А.П. Биология.Занимательные факты и тесты.- Санкт-Петербург, ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999.-160 с.

Самигуллина Л.Г.урок по биологии «Необыкновенная и обыкновенная вода».

Ярыгина О.Е., Харламова Е.А. урок по биологии и химии «Вода – основа жизни на Земле».

Крылова М.П. урок по биологии «Вода – удивительный дар природы».








sitemap
sitemap