Интегрированный урок Математика- информатика 9 класс



Интегрированный урок. Математика –информатика. 9 класс

Тема урока: «Функции и графики. Квадратичная функция» «Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам»

Учитель математики: Аникеева Валентина Ивановна

Учитель информатики: Мыцко Тамара Семеновна

Предмет: математика и информатика

Класс: 9

Дата проведения урока: 16 мая 2012 года

Тип урока: Комбинированный урок

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Квадратичная функция» «Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам»

Задачи:

Обучающие:

обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;

Развивающие:

развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология модульного обучения;

Технология развития «критического мышления»;

Обучение в сотрудничестве (работа в парах);

Исследование в обучении;

Здоровьесберегающая технология — оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал – тесты.

План урока:

Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.

Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.

Решение тестов №1, 2, 3 с последующей проверкой и самооценкой учащихся. (Работа в парах ; в группах).

Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.

Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.

ДЕВИЗ УРОКА: Была бы охота ,

заладится любая работа.

Ход урока:

Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Сообщение темы и объяснение хода урока.

Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции . Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.

А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

Актуализация знаний. Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА.

Работа с графиком

График зависимости числа курящих от количества выкуренных сигарет в день.

На оси по горизонтали указано количество сигарет выкуриваемых в день.

На оси по вертикали % курящих мужчин и женщин.

Вопросы:

1.Сколько % мужчин и женщин выкуривают в день по 10 сигарет?

2. Сколько % мужчин и женщин выкуривают в день одинаковое количество сигарет?

3. Сколько выкуривают они сигарет в день?

Возраст курящего населения нашей страны становиться все моложе. Увеличивается число курящих женщин. Курящий человек нарушает экологию окружающей среды, подрывает свое здоровье и здоровье друзей и близких.

Но урок наш посвящен квадратичным функциям.

Фронтальный опрос.

а) Какую функцию мы называем квадратичной?( у=ах2+вх+с, где а≠0,а,в,с-любые числа)

б) Какой график является графиком квадратичной функции? ( парабола)

в) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а>0?

г) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а<0?

д) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D>0?

е) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D<0?

ж) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D=0?

з) Назовите координаты точки пересечения параболы с осью ординат?

и) Как найти координаты вершины параболы?

Выполнение теста № 1 – см. приложение

Обучающиеся меняются работами делают взаимопроверку

Ответы к тесту №1 :

Вариант -2 1) – В ; 2) — 2; 3) А) – 3 Б) – 2 В) – 1 Г) – 4 Вариант-1 1) — 3; 2) – 3; 3) А) -1 Б) – 4 В) – 2 Г) — 3

Поставьте по одному баллу за каждое правильно задание в бланке ответов и укажите количество баллов за этот тест.

Работа в группах.

1-группа: Найдите координаты вершины параболы у=х2-2х-1. /(1;-2)/

2-группа: Найдите координаты точек пересечения параболы у=х2 + 2х — 8 с осями координат. /(-4;0) , (2;0) , (0;-8)/

3-группа:Используя график функции у = х2 + х — 6 , решите неравенство х2 + х ≤ 6. / [-3;4]/

4.Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали,

Глазки дружно повращали,Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назадПовернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело.

5. А теперь ребята посмотрим как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.

Большую часть своих усилий человек тратит на поиски оптимального решения поставленной задачи: как добиться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной прибыли, минимальных затрат времени? Не все задачи поддаются точному описанию, не для всех найдены простые решения. Мы решали математические задачи с помощью табличного процессора Excel.

Сегодня на уроке мы покажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания. Мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы. Частным случаем диаграмм является график.

Но в математике главное не построить график а решить систему уравнений., т.е. найти общие корни.

В информатике для решения системы уравнений можно использовать электронную таблицу. И сегодня мы попробуем решить несколько систем.

Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Для этого

обучающиеся приглашаются за компьютеры для выполнения тестовых заданий,(см. приложение «Электронный тест» на компьютере создан с помощью тестовой оболочки)

Часть обучающихся выполняют индивидуальные задания на местах ( См. Приложение тест по информатике )

устный опрос

Установить линии соответствия

1. Как называется табличный процессор в пакете прикладных программ.

Число, текст ,формула

2. Документ, созданный в электронной таблице

Рабочая книга

3. Основные информационные объекты, обрабатываемые электронной таблицей

А1 , В7.

4. Что нужно задать для ввода данных в ячейки Электронной таблицы

Microsoft Excel

5. Адрес ячейки , из чего он состоит (из имени столбца и номера строки)



=А1*В7+А2

6. Формула для вычисления ,что она обозначает (Содержимое ячейки А1….)

Формат ячейки

Дополнительные вопросы к классу:

к 1 в. Как запустить табличный процессор?

ко 2 в. Основные объекты ЭТ?(строка, столбец, ячейка, диапазон ячеек.)

к 4 в. Какие форматы ячеек вы знаете

к 5 в. Что такое диапазон ячеек? Как задать адрес диапазона ячеек?(Любая прямоугольная часть таблицы. Обозначается именами верхней левой и правой нижней ячеек, разделенные двоеточием.)

к 6 в. Как ввести в ячейку формулу? Чтобы ввести в ячейку формулу её следует активизировать, ввести знак равенства, а затем — адреса ячеек A2 и B3, соединенные математическими знаками Ввод формулы завершается нажатием клавиши [Enter], после чего в ячейке появляется результат вычислений.

Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?

Вспомним алгоритм построения графиков функций.

Составить таблицу значений переменной у от х

Выделим таблицу

В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная,

Оформить график.

Задание .Прямая заданная уравнением у=х+2 пересекает график квадратного трехчлена

у=-х2+2х+4.вычислите координату точки с положительной абсциссой

 

у=-х2+2х+4

у=х+2

-5

-31

-3

-4

-20

-2

-3

-11

-1

-2

-4

0

-1

1

1

0

4

2

1

5

3

2

4

4

3



1

5

4

-4

6

5

-11

7

х=

у=

Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики.

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Продолжается век.И другой приближается век.По кремнистым ступенямВзбираясь к опасным вершинам,Никогда, никогда, никогдаНе отдаст человекСвоего превосходстваУмнейшим на свете машинам.

6.Работа в парах: Тест №3

Из функций: у = х2 +4 , у = х – 3х2 + 1 , у = х6 -2х + 1, у = х – 1, у = (х + 1)2 выберите квадратичные.

А) у = х2+ 4, у = х – 3х2 + 1; Б) у = х2 + 4, у = х – 3х2 + 1, у = (х + 1)2;

В) у = х2 + 4, у = (х + 1)2 ; Г) у = х6 -2х + 1;

Найдите координаты вершины параболы у = х2 — 8х + 15.

А) (4; — 1); Б) (-1; 4);

В) (-4; — 1); Г) (-1;-4).

Найдите координаты точек пересечения параболы у = — 2х2 + 8 с осью Ох.

А) (2;0); Б) (0;0);

В) (0;4); Г) (2;0), (-2;0).

Найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 10х — 11 с осью ординат ( Оу)

А) (- 11;0); Б) (0;- 11);

В) (0;0); Г) (- 10; — 1).

Ответы к тесту №3: 1- Б ; 2- А ; 3 – Г ; 4 — Б

7. Исследовательская деятельность:

А теперь переходим к заданиям 2 части ГИА в 4 балла. Из демоверсии 2012 года.

Постройте график функции y= и определите, при каких значениях a прямая y = a имеет с этим графиком только одну общую точку?

Проверка на доске. (Ученик через 5-7 минут рассказывает решение)

y=

Получили квадратичную функцию:

О.О.Ф. x≠3;

Графиком является парабола с выколотой точкой (3;6);

a>0, ветви направлены вверх;

Нули функции: x= -3, x=2;

Координаты вершины параболы: x0=; x0= — , y0= — 6

Ось симметрии: х= —



У

У=6

У=-6,25

Х

y=

Ответ: а=0; а = -6

8.Рефлексия.

Над чем мы сегодня работали на уроке.

9.Домашнее задание: ГИА-2012:

Экзамен в новой форме; автор Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова , Л.О. Рослова и др. – Сборник ФИПИ ,вопросы №12,16.

Итог урока.

Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap