Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компет



Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС.

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты и реализации компетентностного подхода в образовании необходимо учитывать следующие направления:

— образование для жизни, для успешной социализации  в обществе и  личностного развития;

— оценивание  для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать и совершенствовать свои  образовательные результаты;

— организация  разнообразных форм  самостоятельной деятельности обучающихся на основе  собственной мотивации и  ответственности за результат;

— информатизация образовательной среды и расширение информационного пространства образовательного учреждения ;

— тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, преподавателей, администрации);

— конструктивное взаимодействие выпускника и работодателя.

Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития колледжа туризма и гостиничного сервиса. Для этого в колледже создается  целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Студент – Преподаватель – Администрация – Родители).

Целью информатизации образовательной среды колледжа является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и цифровых образовательных ресурсов; создание условий для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий; повышение уровня ИКТ-компетентности студентов и преподавателей; формирование   и развитие единого информационного пространства колледжа, повышение качества образования в целом.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи:

-анализ сведений о состоянии технического оснащения колледжа;

-анализ содержания программного обеспечения;

-анализ уровня ИКТ-компетентности  обучающихся и студентов;

-организация мониторинга и анализ результативности работы педагогического коллектива в области применения информационных технологий;

-определение перспектив развития образовательного учреждения;

-определение потребностей учебного заведения в техническом оснащении, программном обеспечении и обучении сотрудников;

-автоматизация делопроизводства и ведения документации внутри МПК;

-обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики.

В настоящее время осуществляется второй этап программы информатизации колледжа, заметна положительная динамика в обеспечении компьютерной техникой, необходимыми лицензионными программами. Переносные автоматизированные рабочие места преподавателей  способствуют активному использованию мультимедийных учебников, электронных пособий, тестовых программ,  а в целом  — повышению интереса  студентов к занятиям . Анализируя опыт использования ИКТ на различных занятиях, можно отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет :- активизировать познавательную деятельность обучающихся;-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);-повысить объем выполняемой работы на уроке;-усовершенствовать контроль знаний;- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;- формировать навыки исследовательской деятельности;-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Наличие компьютерного класса, медиацентра с выходом в Интернет обеспечивают  более качественное выполнение самостоятельной работы, домашних контрольных работ, курсовых и дипломных проектов студентами. Актуально для колледжа и дистанционное обучение, особенно на заочном отделении и экстернате.

Однако, в результате анкетирования  обучающихся, выявлены и проблемы, характеризующие недостаточный уровень пользовательских навыков студентов, отсутствие возможности в домашних условиях  использовать интернет-ресурсы,  слабое владение навыками сетевого взаимодействия. Разное количество времени  необходимо студентам и   на поиск учебной информации  в сети Интернет: например,  более 10 часов в неделю тратят 22% студентов «Музыкального отделения», 48% студентов того же отделения достаточно до 5 часов  в неделю. А на отделении «Дизайн» — 6 % студентов «просиживают» в сети за поиском учебной информации  более 10 часов, 64% — до 5 часов в неделю. Данный пример характеризует разные потребности, мотивацию и возможности студентов. В целом,   интернет-ресурсы  способствуют профессиональной и дополнительной подготовки  обучающихся, организации поисковой, творческой и научно-исследовательской деятельности, участию в телекоммуникационных проектах и интернет-экзаменах. В дистанционных олимпиадах особенно активно принимают участие  студенты отделения «Иностранный язык». ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках преподавателя, им надо владеть и широко использовать на своих занятиях и во внеурочной деятельности .

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты меняются требования к преподавателю. Современный педагог – это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и проектировщик, конструктор образовательной среды. На его долю, говоря словами Л.С. Выготского, «выпадает активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую он перед собой поставил».     Уровень ИКТ компетентности преподавателей  колледжа определен  в результате самоанализа. К сожалению, лишь 71% преподавателей колледжа владеют пользовательскими навыками работы на компьютере, из них 13% вполне профессионально. 49% педагогов используют элементы ИКТ в своей практической деятельности, 6,5% — желают  освоить базовый уровень пользовательских навыков. Позитивно то, что 22% преподавателей состоят в различных профессиональных сетевых сообществах, имеют возможность  обмениваться  опытом  и получать компетентную  консультативную помощь по учебным дисциплинам, методическим аспектам, участвовать в  интернет-конкурсах и проектах.

Стремясь к реализации  миссии колледжа: «От профессионализма преподавателя к профессионализму выпускника», в педагогическом коллективе уделяется особое внимание совершенствованию  методической работы посредством включения преподавателей в процесс практического применения ИКТ по следующим направлениям:

-организация практикумов, мастер-классов;

-информирование преподавателей об информационно-методических материалах по применению ИКТ через выставки, методические бюллетени, заседания творческих групп;

— обобщение опыта работы преподавателей, активно внедряющих ИКТ в педагогический процесс;

— пополнение методической копилки электронных материалов (лекции по учебным дисциплинам, практические задания, контрольно-измерительные материалы);

-развитие сетевого взаимодействия  в среде Campus,  на сайте «Сеть творческих учителей» и др.

По мнению Д.Джонсона, специалиста по обучению НИТ: «Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями – но учителя, которые не используют технологии, будут заменены учителями, которые их используют». Большинство педагогов  колледжа осознают необходимость  инновационной деятельности, понимают требования времени и стремятся к самосовершенствованию.



Внедрение информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику позволяет «погрузить» обучающихся, преподавателей, администрацию в динамичный и интерактивный образовательный процесс.

Эффективность   реализации программы  информатизации  определит время, но уже сегодня  понятно, что информационная  образовательная среда будет развиваться,  уровень информационной культуры преподавателей и студентов будет повышаться, а сетевое взаимодействие станет более качественным и востребованным.

 

Литература:

 

1.    Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

2.      Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель  современного учителя/ Управление современной школой  «Завуч» № 7,2010г

3.       Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.

4.       Нефёдова М.С. Психологические условия школьной образовательной среды ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск [Электронный ресурс] http://www.egpu.ru/lib

 

5.    Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке[Электронный ресурс]// http://rmmc.minuspk.ru/index.php?mode=articles.

6.    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

 7. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспект занятии с педагогами/авт.-сост.М.И.Чумакова,З.В.Смирнова.-Волгоград:Учитель,2008.-135с.








sitemap
sitemap