Информационный материал по формированию здоровьеориентированной направленности личности



Произошедшие в нашей стране за последние годы демократические реформы выдвигают новые задачи воспитания, обучения и развития здорового человека. Именно воспитание здорового человека является важнейшей социально-педагогической проблемой, стоящей перед современной системой образования. Многолетние исследования разных специалистов за состоянием здоровья молодого поколения показывают: за последние десять лет положительной динамики в их здоровье не наблюдается, и это становится предметом острой общественной тревоги.

Анализ научно-педагогических источников по данной проблеме, обнаруживает наличие противоречий между:

потребностью социума в высоком уровне здоровья обучающихся как условия успешного развития современного общества и недостаточной результативностью существующих образовательных концепций, педагогических технологий и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья в условиях образовательного процесса;

значительным потенциалом деятельности в формировании здоровьеориентированной направленности личности обучающегося и недостаточной разработанностью воспитательных мер, предусматривающих формирование готовности ученика к использованию ценностей здорового образа жизни в укреплении индивидуального здоровья.

Таким образом, наличие обозначенных противоречий, а также отсутствие теоретико-методических разработок в данном направлении позволяют сформулировать проблему: как повысить эффективность процесса формирования здоровьеориентированной направленности личности в процессе обучения физике.

Актуальность, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы позволили определить тему методических рекомендаций – «Формирование здоровьеориентированной направленности личности обучающегося в процессе обучения».

Цель методических рекомендаций: показать способы формирования здоровьеориентированной направленности личности обучающегося в процессе обучения физике в общеобразовательном учреждении (далее ОУ).

В стройной школьной системе по формированию культуры здоровья важное место принадлежит учителям-предметникам. Педагоги являются носителями ценностей здорового образа жизни, при помощи здоровьеориентированных педагогических технологий они создают условия для освоения обучающимися ключевой компетенции «быть здоровым» и реализации здоровьеориентированного стиля поведения в ориентированном на сохранение здоровья едином образовательном пространстве.

Деятельность учителя при обучении физике направлена на формирование и развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Настоящие методические рекомендации составлены на основе информационных источников указанных в литературе, могут использовать в своей работе как учителя физики, так и другие учителя-предметники ОУ.

Из опыта работы

Г. В. Ерёмина, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Информационный материал

по формированию здоровьеориентированной

направленности личности обучающегося

Курс физики содержит большой информационный материал по формированию здоровьеориентированной направленности личности обучающегося.



Содержание школьного курса физики:

раскрывает законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как условие здоровья человека;



позволяет представить обучающимся целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;

даёт возможность понять, от каких условий зависит здоровье человека (например влияние электромагнитных колебаний, цвета, звука, газов, теплового излучения на здоровье человека).

Работа по пропаганде ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся ОУ даст запланированный результат только в том случае, если проводить её в системе с 7 по 11 классы, реализуя принцип системности (целостности). При этом воспитательно-оздоровительный процесс рассматривать как единую систему, системообразующим фактором которой является образовательная цель, достигаемая в процессе реализации миссии учреждения, обусловленной социальным заказом как лимитирующим фактором макросистемы. Важно убедить обучающихся о необходимости беречь своё здоровье, поэтому в рабочую программу курса физики 7 – 11 классов необходимо включать информационный материал о здоровьесбережении и способах оказания первой (доврачебной) помощи. Предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителем в тематическое планирование. Предложенные темы по формированию здоровьеориентированой направленности личности учитель может использовать на своих уроках, изменяя, дополняя, обновляя их (Таблица 1).

Темы по формированию здоровьеориентированой направленности личности обучающегося на уроках физики

Таблица 1

№ п/п

Тема урока

в курсе физики

Тема по формированию

здоровьеориентированой направленности личности обучающегося

7 класс

Техника безопасности на уроках физики. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Правила поведения в кабинете физики.

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

Дым от пожаров. Смог. Правила поведения при смоге. Влияние загрязнённой атмосферы на здоровье человека.

Искусственное дыхание. Аромотерапия.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Критерии качества воды. Значение и необходимость очистки питьевой воды. Гигиенические правила при употреблении воды для питья в походных условиях.

Назначение бинтов и ваты, их замена подручными средствами при травмах во время похода или пребывания на природе.

Явление инерции.

Очистка воздуха от загрязнений в жилом помещении при помощи инерционного газового фильтра.

Сила трения.

Правила безопасного движения человека при гололеде. Безопасное поведение на дорогах во время гололёда и дождя. Безопасный спуск по канату.

Вес тела.

Измерение своего веса. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Сила упругости.

Деформация мышц, сухожилий и связок при различных нагрузках. Оказание доврачебной помощи при растяжениях, вывихах.

Давление в жидкости и газе.

Ветры и течения воды в мировом океане. Перенос загрязнений воздушным и водным путем и его влияние на жизнедеятельность человека. Глубоководные погружения с аквалангом и требования безопасности. Кессонная болезнь.

Сообщающиеся сосуды.

Принцип действия и использование для очистки питьевой воды фильтров-кувшинов.

Атмосферное давление.

Атмосфера – часть жизненной среды человека. Влияние атмосферного давления на здоровье человека. Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски при снятии ЭКГ.

Условия плавания тел.

Правила безопасного поведения человека на воде. Доврачебная помощь утопающим.

Водный транспорт.

Правила поведения человека, использующего водный транспорт.

Давление твердых тел.

Помощь при спасении человека, провалившегося под лед. Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. Доврачебная медицинская помощь при получении резанных и колющих ран.

8 класс

Техника безопасности на уроках физики. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её измерение.

Правила безопасного использования лабораторного и медицинского термометров.

Комфортная температура окружающей среды для нормальной жизнедеятельности человека.

Внутренняя энергия.

Сосудистые реакции на повышение температуры. Принцип закаливания. Правила проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению.

Теплопроводность.

Теплоизоляция в быту как фактор воздействия на здоровье человека.

Излучение.

«Парниковый эффект». Изменение климата на Земле и его влияние на человека. Гигиена и правила выбора одежды в жару и холод. Как надо загорать. Применение теплового излучения для диагностики заболевания (с помощью тепловизоров).

Доврачебная помощь пострадавшему от солнечного и теплового ударов.



Теплота сгорания топлива.

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания и его влияние на условия жизни людей.

Удельная теплота плавления (отвердевания).

Доврачебная помощь при обморожениях. Правила безопасного поведения человека на сильном морозе.

Испарение и конденсация.

Доврачебная помощь при ожогах водой и водяным паром. Способы понижения температуры тела без применения жаропонижающих средств.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Комфортная для человека влажность воздуха и её влияние на состояние здоровья. Терморегуляция в организме человека. Правила поведения человека в жилых помещениях в отопительный сезон. Влияние банных процедур на организм человека.

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина.

Замена тепловых двигателей, загрязняющих атмосферу выхлопными газами, на электрические для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Электризация тел. Электрический заряд.

Очистка воздуха электрофильтрами в жилых помещениях. Люстра Чижевского. Электротерапия, физиолечение.

Постоянный электрический ток. Действия электрического тока.

Воздействие электрического тока на организм человека при проведении физиопроцедур.

Сила тока. Амперметр.

Правила безопасной работы с электрическими приборами в школе и дома.

Напряжение. Вольтметр.

Поражения электрическим током. Электротравмы.

Закон Ома для участка цепи.

Доврачебная помощь при поражениях электрическим током.

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.

Влияние ламп накаливания, энергосберегающих, светодиодных на зрение человека.

Правила пользования бытовыми электронагревательными приборами.

Короткое замыкание.

Правила поведения при электровозгораниях. Роль заземления.

Магнитные явления.

Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Магниты в медицине. Магнитные серёжки и браслеты. Магниты для проращивания семян.

Световые явления.

Свет как фактор наземно-воздушной среды жизнедеятельности человека. Профилактика защиты глаз в яркий солнечный день, в ясный зимний день, в горах, на воде.

Отражение и преломление.

Правила безопасного применения лазерных приборов (лазерных фонариков, указок).

Глаз как оптическая система.

Дефекты зрения. Профилактика зрения. Признаки утомления органов зрения, способы его снятия. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Приемы сохранения зрения: упражнения для глаз, правила безопасной работы на компьютере.

9 класс

Искусственные спутники Земли.

Использование ИСЗ для глобального изучения влияния производственной деятельности человека на природу.

Механические колебания.

Вредные влияния вибраций на человеческий организм и защита от них.

Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Значение явления механического резонанса в жизни человека.

Звук. Скорость звука.

Слуховой аппарат человека. Признаки утомления органов слуха. Влияние звука на организм человека. Положительное воздействие музыки и колокольного звона на человека.

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Голосовой аппарат человека. Шумовое загрязнение. «Шумовая болезнь» и её проявление. Защита от шума в городах. Шумоизоляция помещений. О вреде наушников.

Электромагнитное поле.

Электромагнитные поля различных бытовых приборов, ЛЭП, трансформаторных подстанций и их влияние на человека.

Электромагнитные волны.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Защита от электромагнитных волн.

Радиоактивность, виды радиоактивных излучений.

Воздействие радиоактивных излучений на организм человека.

10 класс

Первая космическая скорость. Искусственные спутники Земли.

Использование искусственных спутников для изучения экологического состояния на Земле.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Значение механических процессов, протекающих в атмосфере. Борьба с загрязнением воды (применение отстойников).

Сила трения. Закон трения скольжения.

Доврачебная помощь при травмах, полученных при падении.

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Рациональное использование гидроресурсов. Экологические требования к ГЭС (на примере Новомосковской ГРЭС).

Равновесие твердых тел. Условия равновесия твердого тела.

Правила безопасного поведения человека вблизи высотных конструкций во время возникновения природных катаклизмов (ураганный ветер, землетрясение и другое).

Основные положения МКТ.

Зависимость степени и вида загрязнения атмосферного воздуха от высоты. Влияние вида загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.

Температура и способы её измерения.

Температура как главный экологический фактор жизнедеятельности человека. Терморегуляция организма человека.

Газовые законы.

Состав атмосферы. Воздействие производственной деятельности человека на атмосферу Земли.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Влияние токсичных газов на здоровье человека и их «устойчивость» в атмосфере (на примере г. Новомосковска).

Влажность воздуха.

Действие температуры и влажности воздуха на живые организмы. Комфортная влажность воздуха для жизни человека.

Твердые тела.

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Современные проблемы утилизации отходов. Экологический стиль жизни человека.

Внутренняя энергия и способы её изменения. Первый закон термодинамики.

Диапазон температур в природе. «Тепловое» загрязнение атмосферы и борьба с ним. Тепловой баланс Земли и его влияние на климат планеты и здоровье человека. «Парниковый» эффект.

Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины.

Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы. Состав и токсичность выхлопных газов. Зависимость количества выхлопных газов от мощности двигателя. Рост числа автомобилей в г. Новомосковске и влияние этого факта на здоровье человека.

Расчет количества теплоты при различных тепловых процессах.

Термические ожоги и доврачебная помощь при ожогах водой и водяным паром. Правила поведения человека при очень низких и высоких температурах воздуха. Безопасное использование человеком пиротехнической продукции.

Электрическое поле.

Защита человека от электрических полей бытовых приборов.

Электроемкость. Конденсаторы.

Правила безопасной работы человека с конденсаторами.

Электрический ток. Сила тока.

Степень воздействия электрического тока на организм человека.

Закон Ома для участка цепи.

Виды электротравм, доврачебная помощь при электротравмах.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Правила безопасного использования электроприборов.

Работа и мощность тока.

Безопасное использование бытовых электронагревательных приборов.

Электрический ток в газах.

Правила поведения во время грозы. Первая (доврачебная) помощь при поражении молнией.

11 класс

Сила Ампера. Электроизмерительные приборы.

Правила безопасной работы человека с электроизмерительными приборами.

Магнитные свойства вещества.

«Магнитная» очистка воды от примесей – магнитная сепарация.

Электромагнитное поле.

Влияние электромагнитного поля на организм человека.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Влияние вибраций на организм человека.

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток.

Действие переменного электрического тока на организм человека.

Звуковые волны. Скорость звука.

«Зеленая» защита от шума в городах (на примере г. Новомосковска).

Громкость, высота и тембр звука. Ультразвук и инфразвук.

Действие инфра- и ультразвука на организм человека.

Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн.

Источники электромагнитных волн (электротранспорт, ЛЭП, электропроводка, бытовые электроприборы, теле- и радиостанции, спутниковая и сотовая связь, радары, персональные компьютеры, телевизоры и др). Биологическое действие электромагнитных излучений низкой частоты на живые организмы.

Энергия электромагнитной волны.

Биологическое действие электромагнитных излучений сверхвысокой частоты на здоровье человека.

Свойства электромагнитных волн.

Как действуют электромагнитные волны на здоровье человка? Защита человека от электромагнитных излучений.

Оптические приборы (фотоаппарат проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, лупа). Глаз как оптический прибор.

Роль зрения в жизни человека. Упражнения для глаз (советы окулиста работающим на компьютере).

Скорость света. Дисперсия света.

В каком цвете вы видите свою жизнь? Цветолечение (хромотерапия). Влияние цвета в интерьере на человека.

Интерференция света.

3D изображение и его влияние на здоровье человека.

Дифракция света.

Спектральные границы чувствительности человеческого глаза.

Поперечность световых волн. Поляризация света.

Защита глаз человека от яркого света с помощью очков-поляроидов. Использование защитных очков, плёнок, экранов при работе на компьютере.

Источники света. Спектры. Спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Применение спектрального анализа для контроля окружающей среды. Влияние загрязнения атмосферы на спектральный состав солнечного света у поверхности Земли.

Различные виды электромагнитных излучений.

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного и рентгеновского излучений на человека и защита от них.

Лазеры.

Медицинское использование лазерного излучения. Меры предосторожности при применении лазерных приборов.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap