Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечени



«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»

Введение

В последнее десятилетие отечественная система профессионального образования стала принимать характеристики, адекватные тенденциям развития постиндустриального общества. Востребован высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, ориентация на запросы рынка труда.

В связи с этим концепция самостоятельной работы обучающихся находится сегодня в стадии существенного переосмысления. Должны измениться подходы к ее планированию, организации, методики отслеживания результатов. Эти процессы во многом обусловлены присоединением России к Болонскому процессу и определяются необходимостью принятия компетентностного подхода как стратегии профессионального образования.

Прежде всего, речь идет об изменении характера и содержания учебной деятельности, о переносе акцента на самостоятельные виды деятельности обучающихся, значительном повышении их мотивации, как к процессу обучения, так и к приобретению компетенций. При этом необходимо иметь в виду, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у них активности и самостоятельности как черт личности. Проблема эффективного проектирования и организации самостоятельной работы обучающихся (СРС) приобретает особую актуальность в наши дни, когда осуществляется переход от модели «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Условием такого перехода является личностная (психологическая, познавательная и инструментальная) готовность обучающихся к постоянному обновлению информации, способность репродуцировать уже имеющиеся знания, самостоятельно их получать. Это, в свою очередь, требует от студентов умений приобретать и использовать новые знания в течение всей их профессиональной деятельности.

Таким образом, самостоятельной работе отводится важная роль в процессе становления личности современного специалиста. И это естественно, поскольку самостоятельная работа оказывается «высшей формой учебной деятельности, формой самообразования».

Без известного самостоятельного

труда ни в одном серьёзном вопросе истины не найти,

и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину» (В.И. Ленин).

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся и по значимости одним из важнейших компонентов для получения знаний и формирования мировоззрения. С введением образовательных стандартов третьего поколения вводится самостоятельная работа и для обучающихся по профессиям начального профессионального образования, возрастает роль самостоятельной работы обучающегося в получении знаний с помощью информационных технологий.

В новых требованиях ФГОС определены общие компетенции, которыми должен овладеть специалист:

— самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

— использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

— самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ФГОС третьего поколения определили задачи образовательного учреждения по подготовке современного специалиста, а значит и задачи преподавателя:

— обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

— обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

— предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

— во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

В своей педагогической практике я применяю разнообразные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по дисциплинам гуманитарного цикла, большая часть которых выполняется с применением информационных технологий:

– работа с источниками социальной информации (научными, публицистическими), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– Использую и такие виды самостоятельной работы обучающихся, как подготовленные в форме слайд-презентаций, выступления на семинаре, конференции, рефераты, доклады; составленные в электронном виде библиографии, тематические кроссворды. Практикую подготовку обучающимися опережающих заданий в виде слайд — презентаций по основным темам уроков, контрольных тестовых заданий, подготовку презентаций к контрольным и итоговым занятиям по дисциплинам.

Планирую самостоятельную работу в зависимости от уровня подготовленности группы, мотивации обучающихся данной группы на получение знаний, их компетентности по данной дисциплине и в области информационных технологий.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся носит индивидуальный характер. Это даёт возможность креативного выполнения задания некоторыми наиболее продвинутыми студентами, которые имеют более высокий уровень знаний и стремление к поиску информации в Интернете, приемлемых решений в жизненных ситуациях.

Сейчас нередко преподаватель сообщает студентам адрес электронной почты, номер мобильного телефона. Опыт показывает, что эти формы оперативного общения. Очень эффективны и принимаются обучающимися позитивно.

Конечно, такая форма общения создает дополнительную нагрузку для преподавателя (звонки в «неурочное время», хотя временные рамки оговариваются; необходимо регулярно просматривать электронную почту; давать детальный ответ на вопрос студента; активнее следить за развитием конкретной темы; накапливать новый актуальный материал).

Все это требует времени, но положительные результаты очевидны.

Самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для обучающегося привлекательной. Привлекательность работы можно создать определенными поощрениями и льготами, например, освобождение от сдачи зачета.

Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся на учебных занятиях по дисциплине провожу в письменной, устной или смешанной форме, с обязательным обсуждением электронного продукта (презентации, тест-программы и др.), деятельности обучающего и выставлением общей оценки за данную работу. Для оценки электронного продукта обучающего принимаю во внимание и оценку, выставляемую группой, самооценку по заданным критериям. Таким образом, каждый выступающий оценивается преподавателем и обучающимися, с учетом самооценки. За данную самостоятельную работу выставляю оценку с учётом всех мнений. Это дисциплинирует группу, появляется элемент состязательности, желание выполнить данную работу более качественно и в срок.

Также в качестве форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся применяю семинарские занятия, открытые уроки, тестирование, самоотчёты, контрольные работы, защиту творческих электронных работ.

За критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся принимаю:

— уровень освоения обучающимся учебного материала;

— умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

— сформированность общеучебных умений;

— обоснованность и чёткость изложения ответа;

— оформление материала в электронном виде в соответствии с требованиями преподавателя и компьютерного дизайна.

Формирование нового поколения молодых специалистов, подготовленных к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире, креативных, высокообразованных, самостоятельных и уверенных в себе людей, в совершенстве владеющих информационными технологиями — это выполнимая задача для наших преподавателей.



Заключение.

Традиционное обучение обучающегося отдавало приоритет предметному знанию, в основу образовательного процесса были положены научные положения. Однако сейчас недостаточно передать обучающимся определенную сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности – в труде, науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике.

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности обучающихся, которая предполагает самостоятельную работу по самодобыванию знаний под руководством педагога, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы, решается одна из основных задач — научить обучающихся постоянно пополнять, расширять и углублять свои знания. Начальное профессиональное образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности выпускника. Для этого на каждой ступени профессионального образования необходимо так перестраивать учебный процесс, чтобы у студентов развивались такие умения, навыки и качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни быстро осваивать новое содержание профессиональной деятельности, новые технологии, а в случае необходимости и новые профессии. Вследствие этого процесс обучения в образовательном учреждении все больше основывается на творческой активности и высокой самостоятельности обучающихся.

Список литературы

1. Анохин С.М. Педагогические условия подготовки студентов к использованию компьютерных технологий: канд.пед. наук.-Уфа, 2000.-167с

2.Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. «Кризис жанра» или временные трудности? (подводные камни на пути гуманитарной информатизации) // Вопросы философии.-1992. -№6.-17 с.

3. . Богданов А.И., Деренжи Н.Д., Стефанова B.C. Информация и образование вХХ1 веке // Открытое образование. 2001. — № 1. — С. 29-32.

4. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. -СПб: Питер, 1991.-120с.

5. Манысова О. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высшее образование в России. -1998. № 3. — С. 97-99.

6.  Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” — Тал., 1976.








sitemap
sitemap