Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе



 Иванова Т.А., преподаватель экономических дисциплин

УСПО “Якутский торгово-экономический

колледж потребительской кооперации”

«Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе»

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование этих технологий помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности.Использование ИКТ на занятиях позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире.

В связи с этим несколько лет работаем над проблемой внедрения компьютерных и информационных технологий в учебный процесс. Такие технологии используются в преподавании дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы банковского дела», и др., а также при проведении внеаудиторных мероприятий по предметам и в воспитательной работе.

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.

Использование компьютерных и информационных технологий реализуется в следующих направлениях:

эффективное использование наиболее распространенных программных средств MicrosoftWord;

решение экономических задач с помощью табличного процессора MicrosoftExcel;

применение MicrosoftPowerPoint;

применение программ для тестирования;

использование мультимедийной техники;

справочно-правовые системы «КонсультантПлюс»;

интернет технологии.

1c предприятие 8.1. 8.2.

Разноплановое использование новых технологий позволяет существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки студентов.

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на технологии применения отдельных компьютерных программ.

При проведении учебных занятий экономических дисциплин широко применяется электронная таблица MicrosoftExcel. Электронные таблицы имеют большие возможности и множество функций, которые можно с успехом использовать на практических занятиях при оформлении и заполнении налоговых деклараций.

Практическое применение электронных таблиц повышает наглядность анализируемых данных, позволяет лучше понять характер зависимостей, легко обнаружить и исправить ошибки. Электронные таблицы не только автоматизируют расчёты, но и являются эффективным средством для моделирования. Меняя значения параметров, можно наблюдать за изменением расчётных параметров и анализировать полученный результат. Электронная таблица производит такие расчёты быстро и без ошибок. Это свойство электронных таблиц используем при изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит». Оно позволяет выполнять расчёты прибыли предприятия, доходов по вкладам, инвестициям и ценным бумагам, составлять графики погашения кредитов, строить графики и диаграммы, а также многое другое.

Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти – двигательной, эмоциональной, образной и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем воспроизводить приобретённые знания и умения.

В настоящее время выпускаются различные компьютерные компакт-диски с обучающими программами, программами контроля знаний. Но их не так много, и они не всегда доступны, и здесь на помощь приходит пакет MicrosoftPowerPoint, с помощью которого можно создавать презентации на любую тему.

Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определённую тему. На каждом слайде можно поместить текстовую или графическую информацию. В слайд можно внедрять таблицы с цифрами, расчётными данными, диаграммы, рисунки, фотографии, возможно звуковое сопровождение, использование фрагментов видеофильмов.

Слайды легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить новыми.

Группы информационных технологий и по налогам практические занятия проводятся с применением программы 1 Сбухгалтерия 8.1. ИКТ в сочетании с методом проектов

Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентов комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работа над проектом организуется в шесть этапов: 

1.подготовка;

2.планирование;

3.исследование (в том числе и теоретическое);

4.результаты и (или) выводы;

5.представление или отчет;

6. оценка результатов.

Роль преподавателя в создании проекта

При работе над проектом преподаватель помогает студентам в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сам педагог является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет студентов, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения  студентов в  работе над проектом.

Роль студента в создании проекта

Студент намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное обучение применяется для студентов 3 и 4 курса для защиты курсовых работ, отчета по преддипломной практике и защиты преддипломных работ к концу учебного года. Поэтому использовать информационные технологии можно, начиная с первого курса.

ИКТ на конкретном занятии

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на занятиях за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как:

способ создания проблемной ситуации,

способ объяснения нового материала,

форма закрепления изученного,

форма проверки домашнего задания,

способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     демонстрация фильмов, анимации;

2.     выделение (нужной области);

3.     гиперссылки;

4.     последовательность шагов;

5.     интерактивность;

6.     движениеобъектов;

7.     моделирование.

Для того, чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию учебного занятия, определить место презентации в уроке.

 

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие занятия. Задача такого типа учебного занятия — собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное-представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Преподаватель благодаря презентации может все время контролировать работу группы.

В перечисленных типах занятиях презентации созданы преподавателем, однако, как говорилось выше, студент тоже может участвовать в создании презентации. В старших группах студент может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у студентов формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

умение работать в группе;

умение находить информацию в различных источниках;

коммуникативная компетентность;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.Студенты участвуют в конкурсах, при защите преддипломных работ, курсовых и дипломных работ.

Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на студента?

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему занятий по налогам, автоматизации бухгалтерского и налогового учета, способствует углублению знаний студентов, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. Это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общепрофессионального цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

способствует повышению познавательного интереса к предмету;

содействует росту успеваемости студентов по предмету Налоги”, “Финансы,“Налоги и сборы физических лиц;

позволяет студентам проявить себя в новой роли;

формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.

ИКТ работает на конкретного студента. Студент берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на преподавателя?

ИКТ дают:

экономию времени на занятии;

глубину погружения в материал;

повышенную мотивацию обучения;

интегративный подход в обучении;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов;

возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. студенты становятся активными участниками учебного занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры занятия;

привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студентов, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Среди программных средств чаще всего используются PowerPoint™, Excel™, Access™, МovieMaker™, Paint™, AdobePhotoshop™, SmartNotebook™, SmartSynchronEyes™, «Интерактивные задачи для интерактивной доски», программные продукты по предметам.

Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?

1.       Реализуются новые цели образования:

организация самостоятельной продуктивной деятельности;

формирование информационной грамотности и компетентности;

индивидуализация процесса;

ценностно-смысловое определение студентов.

2.       Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет:

расширения возможностей доступа к образовательной информации;

совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;

формирования умения самостоятельно приобретать знания;

визуализации представленной информации;

ориентации на развитие интеллектуального потенциала студентов;

развития творческого потенциала студентов;

незамедлительной обратной связи;

одновременного использования нескольких каналов восприятия студентов.

3.       Преподаватели, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке студентов.

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается показателями, которые отражены в таблице (за три года). Оценка деятельности студентов в учебном процессе за последние годы показано в таблице успеваемости.

Анализ успеваемости групп БН-06, БН-07, БН-08 за 3 года

Группы

Оценка

«удовлетворительно»

Оценка «хорошо»

Оценка «отлично»

Качественная

успеваемость в%

БН06

Курсовые работы

7

5

7

63,0

Преддипломная практика

5

8

6

74,0

Дипломная работа

5

2

12

84,0

БН 07

Курсовые

3

6

6

80

Преддипломная практика

5

3

7

67



Защита дипломных работ

4

5

6

73

БН 08

Курсовые

3

4

5

75

Практика дипломная

4

8

67

Дипломная работа

10

2

100

Из данных этой таблицы следует, что качественная успеваемость по курсовым работам достигает от 60 до 75 %. По преддипломным квалификационным работам, включая практику, успеваемость повысилась от 60 до 75 %, а защита дипломных работ от 73 до 100 %.Заключительный этап учебного процесса — проведение исследований на основе преддипломной практики. Здесь основной задачей является индивидуализация процесса обучения или личностно-ориентированный подход. Учебно-исследовательская работа на данном этапе заключается в проведении олимпиад, конкурсов, круглых столов, дискуссий и учебных конференций, в дальнейшем защита курсовых и дипломных работ.

Можно ли внедрить данный опыт в образовательном учреждении?

Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов:

1.       IBM PC совместимый компьютер;

2.       проектор;

3.       экран;

4.       программное обеспечение: Microsoft Windows, Microsoft Office.

Также для работы с ИКТ требуются начальные пользовательские навыки работы с компьютером, с пакетом программ MicrosoftOffice.

Для более содержательных, красочных и интересных разработок требуются дополнительные материальные средства:

1.       сеть Интернет;

2.       цифровой фотоаппарат;

3.       цифровая видеокамера;

4.       медиатека.

 

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как студента, так и преподавателя.








sitemap
sitemap