Информационная культура учащихся



Формирование информационной культуры школьников на уроках физики.

Технологии личностно-ориентированного образования направлены на развитие личности ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений. Отсюда вытекают цели:

Учителя – создать условия для формирования ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.



Ученика – принять ответственные решения.



Хорошо известно, что наилучший результат достигается, когда ученик самостоятельно строит модель, соответствующую познавательной ситуации, самостоятельно ее преобразует и использует в своей учебной деятельности. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д. В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов. Поэтому в конце 8-го и 11-го классов мы с учащимися проводим конференцию по атомной энергетике. Учащиеся создают свои проекты, работая над вопросами достоинств и недостатков АЭС, допустимости создания и использования ядерного оружия и т.д. Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Затем – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Результаты работы ученикам предлагается представить в виде презентации. Причем, презентации предполагаются не только в компьютерном варианте (Power Point), но и в виде создания газет, плакатов, выступления с докладом и др. Такое разнообразие форм позволяет учащимся успешно представить результаты своей деятельности в наиболее приемлемой для них форме. Примерные темы проектов: «Воздействие АЭС на окружающую среду», «Пути развития атомной энергетики», «Применение атома в мирных целях», «Распространение ядерного оружия» и т.д.

Изучая учебный материал по темам атомной и ядерной физики, учащиеся знакомятся с биографией ученых и историей открытия явлений, приведших к основанию ядерной энергетики, изучают основы теории радиоактивного распада и деления урана, знакомятся с мирным применением энергии атомного ядра и с ядерным оружием. Подробно рассматривается работа АЭС, оцениваются преимущества и недостатки АЭС по сравнению с другими электростанциями. В качестве ознакомительного материала предлагается история Чернобыльской катастрофы. На примере Чернобыльской трагедии учащиеся приходят к пониманию экологических проблем современного мира.

С учащимися 9-х классов мы уже второй год участвуем в интернет-проекте по физике. Работая над предложенными заданиями, школьники узнают много нового и интересного не только в области физики, но и в различных сферах нашей жизни, учатся применять полученные знания для объяснения физических явлений. Так в этом году темой проекта было 50-летие полета первого космонавта. Изучая различные материалы по данной теме, школьники узнают многие неизвестные широкой публике факты освоения космоса; побывают в виртуальном космическом полете и на Луне; попробуют себя в роли исследователей лунных кратеров и командиров космических кораблей. Все задания проекта носят развивающий характер, некоторые предлагаются в форме игры, результаты учащиеся представляют в электронном виде. Параллельно продолжается формирование информационно-коммуникативной компетенции. В процессе изучения ученикам приходится работать с текстовыми документами, с ссылками на сайты в Интернете, что формирует компьютерную грамотность, необходимость соблюдения авторских прав и т.д.

Таким образом, они активно используют интернет-ресурсы, СМИ, печатные материалы, проводят опрос различных слоев населения, подключаясь к обсуждению не только экономических, но и политических вопросов современной жизни, что способствует формированию информационной культуры учащихся.










sitemap
sitemap