Рецензия на современный рассказ



Счастье – это дорога к осуществлению,

а не само осуществление

Современный ритм жизни заставляет выполнять нас одну и ту же рутинную работу, мы не размышляем о том, как прошёл день, не оглядываемся в прошлое, а иногда даже не задумываемся о том, каким будет наше будущее. А то, каким будет наше будущее, зависит от целей, которые мы себе поставим в жизни. Поводом для размышлений на эту тему в рассказе В. Токаревой «Самый счастливый день (Рассказ акселератки)» послужило, казалось бы, на первый взгляд, простое школьное задание — написать сочинение на тему « Самый счастливый день в моей жизни».

На вопрос «Что такое счастье?» у каждого ответ свой, для кого-то это здоровье и благополучие своих близких, а для кого-то крупный счёт в швейцарском банке.…Но на самом деле счастья не бывает слишком много, ведь если постоянно купаться в его лучах, то со временем оно может испугаться и ускользнуть. И чем упорнее мы идём к своей мечте, тем потом нам приятней её осуществление. Я думаю, что счастью нельзя дать точного определения, оно зависит от нашего восприятия окружающего мира, и, как я уже ранее сказала, каждый определяет его для себя сам. В рассказе Виктории Токаревой рассуждения о счастье — главная тема (да и само название говорит за себя). А как термин «счастье» трактуется в словаре? Согласно словарю Ожегова, «счастье -это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». Да, определение именно состоянию человека дано верно, я с ним полностью согласна, но речь в рассказе пойдёт о том, каким путём оно может быть достигнуто.

Автор рассказа даёт нам определение жанра (рассказ акселератки). Согласно словарю Ожегова, «АКСЕЛЕРАТ — ребенок, подросток, который растет, развивается ускоренно.»Это связано с тем, что героиня, несмотря на свой юный возраст «умна не по годам». В отличие от своих одноклассников, не задумывающихся о теме, а умеющих писать гладко и ровно, то, что нужно, наша акселератка понимает разницу между истинным и ложным, настоящим и показным. Она действительно отличается от своих ровесников развитием – развитием в духовном плане. У нее есть сформированные ценности, и ей сложно пойти против совести.

События, описанные в рассказе, происходили относительно недавно, и перед сегодняшними старшеклассниками стоят те же проблемы, что и перед героиней рассказа, размышляющей о честности и лжи, об истинных и ложных ценностях, умении сочувствовать и сопереживать. Ее одноклассники «строчат с невероятной скоростью и страстью», а главная героиня стоит перед выбором — написать что-нибудь общепринятое или рассказать о том дне, когда она действительно чувствовала себя счастливой (пусть ничего грандиозного в этот день и не произошло).

Важной составляющей рассказа является то, что он ведется от первого лица, поэтому мы чувствуем себя единым целым с героиней, понимаем искренность и простоту передачи ее мыслей. Этот прием помогает сделать рассказ понятным для читателя, а героиню – «одной из многих».

Особый интерес представляет для нас ироничность как отличительная черта стиля Токаревой. Героиня рассказа умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: у нее «большой словарный запас, и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства, похоже, совершенно не нужны современному человеку. За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомнения, тревоги и острое чувство счастья в общении с близкими людьми. В тексте рассказа не случаен афоризм «воспитание дано человеку именно для того, чтобы скрывать свои истинные чувства. В том случае, когда они неуместны». Мне кажется поэтому, что задача рассказа — научить подростка не скрывать свои взгляды, мысли, смело высказывать свое мнение и уметь приводить убедительные аргументы в его защиту. Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией.

Задача писателя — заставить читающего задуматься о смысле жизни, о самой главной составляющей ее — о счастье. Героиня рассказа вспоминает о событиях, произошедших в её жизни пытаясь вспомнить свой самый счастливый день. Благодаря этому мы знакомимся с укладом её жизни, её ценностями и мечтами.

У всех ее одноклассников есть увлечения – кто-то радуется новому синхрофазотрону, кто-то увлекается музыкой, ее одноклассники с удовольствием пишут о своих увлечениях. Это и не удивительно, ведь у подростков всегда масса занятий, они, как правило, находятся в постоянном поиске.

У нашей героини нет такого занятия, которому она отдавала бы все свое время и силы, но при этом она разносторонне развита, много читает. Не- смотря на свою юность, она очень хорошо понимает отношения людей, для нее семья – высшая ценность.

При этом девочка боится так и не найти в жизни свой путь, перед ней пример своего отца, который не нашел себе занятия по душе: «когда он ходит на цыпочках, мне кажется, он ищет себя, не зажигая свет, заглядывая во все углы». Автор рассказа любит и свою маму, но при этом не может понять, как в 35 лет можно хотеть чего-то еще, если уже есть муж и ребенок. Она настолько верно и преданно любит родителей, что с ужасом размышляет о том, что когда-нибудь ей придется выйти замуж и оставить семью. Ей отчаянно хочется проводить как можно больше времени с родителями, ей хочется, чтобы они не искали счастья где-то за пределами дома, ведь его можно создать и в родных стенах, ведь как ни крути – на свете нет ближе людей, чем семья. Какие бы трудности не были в школе или на работе, всегда есть родной дом, в который можно вернуться и отогреться от холодной уличной стужи, можно отогреть и свое сердце, заледеневшее от общения с людьми, которые не нравятся, или от работы, которая не приносит удовольствия.

В ходе рассуждений главной героини мы понимаем, что для неё самым важным и ценным в жизни является семья. Она принимает своих родных со всеми их достоинствами и недостатками, любит их такими, какие они есть. Главная героиня чувствует себя со своими родственниками единым целым: «У меня глаза папины, у папы — бабушкины — карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же и были как дерево: бабушка — корни, папа — ствол, а я — ветки, которые тянутся к солнцу».

Но несмотря на это, автор рассказа – серьезна и рассудительна, тем не менее, ей не чужды и простые детские шалости. Находясь в одиночестве дома, она, что называется «отрывается» — ест не подогретую еду «прямо со сковороды, руками и в шубе». Еще она танцует с подругой в платьях своей мамы, а нарезвившись — всегда садится в кресло, укутавшись пледом, и начинает читать. Замечательно, что героиня может радоваться таким простым вещам – танцам с подругой, солнечному свету, книгам, общению с родственниками. Интересно, а может ли так каждый из нас?

Прокручивая в голове различные моменты своей жизни (посвящение в пионеры, сажание деревьев, случай, когда они с мамой отвели пьяного человека домой), героиня понимает, что нет для нее большего счастья, чем общение с близкими людьми. Вступая в диалог со своей совестью, она не могла ослушаться и честно написала о своем счастье. Несмотря на перспективу поступить в ПТУ, она не стала выдумывать. Героиня честна как в жизни, так и в собственных мыслях.

Прочитав это рассказ, я еще раз убедилась в том, насколько ценны отношения в семье. Мне свойственны многие переживания героини, я тоже очень люблю проводить свободное время с родителями и сестрой. Я, как и героиня, еще не определилась с выбором своего жизненного пути. Но благодаря рассказу я поняла, что главное — постоянно заниматься самосовершенствованием и не бояться делать шаги навстречу своему счастью. Героиня говорит «в жизни случается именно то, чего человек боится», и она права. Я, в свою очередь, буду пытаться не бояться препятствий, которые неизбежно будут вставать на моем пути. Хотя, наверное, об этом легко говорить, сложнее прожить жизнь так, чтобы соответствовать. Но у меня тоже есть в жизни лавная ценность – моя семья. Постараюсь быть честной по отношению к себе, к ней, к окружающим.










sitemap
sitemap