Ребус – зарядка для ума



Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР»

Ребус – зарядка для ума

Секция: «Математика»

Авторы:

Дагдавурян Юрий Сергеевич

учащийся 5 класса, МБОУ СОШ № 10

им. Т.П.Северова г. Туапсе

МО Туапсинский район

Краснодарского края

Научный руководитель:

Андреева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10

им. Т.П.Северова г. Туапсе

МО Туапсинский район

Краснодарского края

Туапсе

2012

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………………….3

2. Факты из истории ребусов…………………………………………………….4

3. Виды ребусов ………………………………………………………………….6

4. Ребусы, связанные с математическими понятиями…………………………12

5. Заключение ……………………………………………………………………13

6.Использованные материалы………………………………………………….14

I. Введение

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные  головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям – это ребусы.

Что такое ребус? Это некое тайное письмо, шифр, который может написать, а потом прочитать лишь тот, кто знает специальные секретные правила. Разгадывать ребус несложно – что нарисовано, то и нужно читать. Приобщаться к этому развивающему и увлекательному занятию можно в любом возрасте.

Для многих взрослых людей разгадывание различных ребусов и кроссвордов является одним из самых любимых развлечений в свободное время. Столь приятное времяпровождение, как утверждают ученые, является еще и чрезвычайно полезным. Ведь кроссворды, ребусы и головоломки можно назвать тренажерами для человеческого мозга. Подобный досуг развивает логику, интеллект, память, внимание и даже кругозор. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их возникновения.

Цель работы:  Изучить роль ребусов в развитии мышления человека.

Задачи:

Найти информацию о ребусах из различных источников.

Выяснить когда и как возникли ребусы.

Познакомиться с различными видами ребусов.

Составить ребусы, связанные с математическими понятиями.

II. Факты из истории ребусов

«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» – С.И. Ожегов

Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» – «Не словами, а при помощи вещей».). Само по себе слово Ребус означает «вещь», «явление». Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус – одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.

Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую-либо информацию. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Но тогда это было не загадка в картинках, а балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся» («de rebus quae geruntur»).

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. В 1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.

Я скучаю в ребусе

Чтобы разгадывать ребусы не требуется энциклопедических знаний или каких-либо специальных умений. Все, что нужно знать, это несколько интуитивно понятных правил, а также умение правильно «идентифицировать» картинки, в чем, в первую очередь, и состоит главная сложность разгадывания ребусов.

III. Виды ребусов

Кроссворды

Сканворды

Судоку

Математические

Детские

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.

Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).

Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).

Во многих языках это правило не имеет смысла (так как одно слово может выполнять роль и существительного, и прилагательного, и даже глагола) и не соблюдается.

Сетка классического кроссворда (соблюдена поворотная симметрия):



Я скучаю в ребусе

Сканвордодин из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в ячейках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками. Определения в сканвордах могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение «Клоун» может быть Цирковой шут, Олег Попов и т.д.). В сканвордах, как и в кроссвордах Й = И, а Ё = Е.

Я скучаю в ребусе

Судоку — популярная головоломка с числами. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно».

Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз.

Сложность судоку зависит не от количества изначально заполненных клеток, а от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.

Я скучаю в ребусе

Математический ребус – задание на восстановление записей вычислений.

Математические ребусы обычно используются для развития логического мышления у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях.

Математические ребусы бывают нескольких видов, например:

Цифры в записи вычисления заменены буквами. В таких ребусах необходимо восстановить всю запись.

Я скучаю в ребусе

Некоторые цифры в записи стёрты, вместо них поставлены «звездочки». В таких ребусах необходимо восстановить часть записи.

Я скучаю в ребусе

Некоторые математические ребусы имеют несколько вариантов решения. При разгадывании математических ребусов обычно условием ставится проверка всех возможных вариантов.

Есть несколько общих правил:1) если в математическом ребусе используются несколько букв, и найдено соответствие между какой-то буквой и цифрой, то другие буквы эту же цифру обозначать не могут;2) ноль не может быть крайней левой цифрой в числе.

ЧАЙ : АЙ = 25

Детские ребусы — это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас ребёнка. А правила разгадывания ребусов достаточно просты.

Апостроф обозначает, что нужно убрать букву. Если апострофа два, три и больше — в этом случае буквы нужно отнимать по количеству апострофов: с + (кор) ова = сова.

Я скучаю в ребусе

Если из слова нужно выбросить букву или слог, их пишут сверху над словом (или под словом) и перечеркивают: де (ре) во + чка = де во чка.

Я скучаю в ребусе

Если необходимо заменить в слове один слог (или букву) на другой, сверху над словом также будет указано, что один слог равен другому: сос (к) а = сос (н) а.

Я скучаю в ребусе

Может быть так, что буквы, находящиеся в слове стоят не по порядку. Тогда сверху над картинкой указывается нужный порядок букв: слон + це = солн це

Я скучаю в ребусе

В ребусах часто используют ноты: фа + соль = фасоль.

Я скучаю в ребусе

Если картинки размещены друг под другом, то это расшифровывается как «НА», «НАД», «ПОД»: под А рок = подарок.

Я скучаю в ребусе

Буква, составленная из других букв, расшифровывается как «ИЗ». Если маленькими буквами «Б» изобразим большую «А», то получится «ИЗ Б А»:

Я скучаю в ребусе

В букве «О» находится слог «ЛЯ», получаем В-О-ЛЯ, т.е. «ВОЛЯ»:

Я скучаю в ребусе

Если одна буква изображена за другой буквой, то это расшифровывается как «ЗА» или «ПЕРЕД»:

Я скучаю в ребусе



IV. Ребусы, связанные с математическими понятиями

В этих ребусах я зашифровал математические понятия.

1. Разность: РАЗ Я скучаю в ребусе ТЬ

2. Делимое: ДЕ Я скучаю в ребусе Я скучаю в ребусе Е

3. Делитель: Д Я скучаю в ребусе Я скучаю в ребусе ИТ Я скучаю в ребусе

4. Литр: Я скучаю в ребусе Я скучаю в ребусеЯ скучаю в ребусе ТР

5. Уравнение: У Я скучаю в ребусеЯ скучаю в ребусе ЕНИЕ

V. Заключение

Изучив виды ребусов и способы их решения, я убедился в том, что разгадывание ребусов способствуют развитию мышления человека.

Узнал много интересного из истории ребусов. Научился решать различные ребусы.

Составил ребусы, связанные с математическими понятиями.

Разгадывание ребусов, а особенно их придумывание – это увлекательный способ развития мышления.

Хороший ребус — это отличная зарядка для ума и эффективная тренировка  внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств.



VI. Список литературы.

Дружинина М.В. — «Большая книга досуга. Играем — не скучаем: Головоломки, ребусы, загадки, путаницы, скороговорки»- Дрофа Плюс, 2012

Куликов А.Н. — Задачи, Ребусы, Головоломки стран мира — Багира, Пилигрим, 1997

http://www.prozagadki.ru/99-istorija-rebusov.html

http://www.litsite.ru/2008/03/19/pravila-sostavleniya-rebusa/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4

http://www.superkaktus.ru/index.php?option=com_virtuemart&page=shop.browse&category_id=5&Itemid=7

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady

http://allforchildren.ru/rebus/rebus0-1.php








sitemap
sitemap