РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-5 ЛЕТ



XVI открытая научная конференция учащихся Кочубеевского района

Секции: прикладное творчество

Название работы: «Развивающая игра для детей от 3-5 лет»

Автор работы: Бутылина Валентина Юрьевна

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 10а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена

Михайловна, учитель технологии.

с. Кочубеевское 2012 г

ТЕЗИСЫ

«Развивающая игра для детей от 3-5 лет»

Бутылина Валентина Юрьевна

С.Кочубеевское, МОУ СОШ №3, 10а класс.

Руководитель: Лунегова Е.М. учитель технологии МОУ СОШ №3, с. Кочубеевское

введение

Игра ведущий вид деятельности дошкольника, она научит малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности маленьких пальчиков. Направленностей у развивающих игр много – одни развивают зрительную память, другие тактильную, третьи могут научить ходить или говорить, читать, шнуровать ботинки и массе других не менее полезных вещей.

определение

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

К подбору игры нужно подходить ответственно. Она должна с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой — развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире.

Таким образом, приступая к работе, присоединюсь к очень древнему мастерству. Моя задача сшить игровое пособие, которое будет актуально для развития ребенка в течение нескольких лет.

Игровой коврик должен быть оригинальным, уникальным, неповторимым и отличаться от типовых массовых образцов. Создать в игре условия умственной активности всех деталей.

история

Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть. Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.

Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.

Только в XIX веке образовался «Синдикат французских фабрикантов игрушек». С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения

Впервые они появились в XIX веке. Они настолько полюбились малышам всего мира, что в начале прошлого столетия рынок этого вида игрушек переживал настоящий бум. «Любимцем публики» стал плюшевый медведь.

Что включает в себя игровой коврик:

Работа представляет собой игровой коврик, разделенный на три зоны. Каждая зона по-своему влияет на развитие когнитивной сферы малыша. В верхней зоне малыш, играя, получает представление о смене дня и ночи, погодных явлениях. Средняя зона дает представление о животном мире, транспорте, формирует элементарные математические представления (это счет, фигуры), застежка молния, шнуровка, пуговицы, кнопки развивают сенсорику и мелкую моторику ребенка. Кроме этого у ребенка можно сформировать представление о бережном отношении к природе и правилам поведения. Сельская зона способствует развитию логического мышления (анализировать, сравнивать и обобщать).

гипотеза исследования: специально подготовленная игровая деятельность непосредственно влияет на умственное развитие ребенка, формирование интеллектуальных способностей.

Вывод

Подводя проведенного нами исследования, мы считаем, что игровые умения и навыки являются ценным средством воспитания умственной активности ребенка, игра активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

На основе исследований можно сделать вывод, что игра является важным психологическим фактором в развитии ребенка. Играя на таком коврике, ребенок получает элементарное представление об окружающем мире, учится анализировать и обобщать, у него формируются математические представления. Каждый раз в игре может проявляться творчество ребенка, что способствует развитию его воображения, а не однократное повторение в игре в разных формах различных понятий развивает память. Игровая форма способствует развитию произвольной сферы.

Считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками, развивающими играми. Благодаря играм ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Литература.

Методы исследования: изучение научной и учебной литературы по психологии и педагогике дошкольного и младшего школьного возраста ведущих российских и зарубежных психологов и педагогов современности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

История игрушки………………………………………………………………………..4

Значение игры как средства умственного развития…………………………..6

Классификация и методика преподавания основных видов игр для умственного развития детей младшего возраста……………………………………………..7

Дидактические игры……………………………………………………………..

Игры на развитие речи…………………………………………………………..

Игры для развития мышления………………………………………………….8

Игры для развития восприятия………………………………………………….

Игры для развития воображения……………………………………………….9

Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………………11

Литература……………………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой — ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Для детей характерны подвижные игры, строительные игры, дидактические игры, сюжетные игры.

Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих игрушек. Однако не всех родителей устраивает либо их цена, либо качество. Да и хочется, чтобы подобная игрушка послужила подольше и была полезна для развития ребёнка.

Существует альтернатива покупным игрушкам – вещи, сделанные своими руками. 

Такие игрушки имеют множество достоинств, которые отсутствуют у их покупных аналогов. Во-первых, подобную вещь можно будет сколько угодно раз видоизменять. Ваша игрушка будет расти вместе с ребенком. Во-вторых, это будет дешевле, чем постоянно покупать малышу новые. А еще, в подобный предмет вы сможете вложить частичку вашей души, вашей любви к ребёнку. Играя, он будет окружен вашей заботой.

Эта совсем несложная игра научит вашего малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способности маленьких пальчиков. Направленностей у развивающих игрушек много – одни развивают зрительную память, другие тактильную, третьи могут научить ходить или говорить, читать, шнуровать ботинки и массе других не менее полезных вещей.

То, что объединяет все развивающие игрушки – это процесс развития мелкой моторики рук, усидчивости, навыки принятия самостоятельного решения.

Книжки с мягкими страничками подойдут для «чтения» даже совсем крохам. Странички не помнутся и не порвутся, они выполнены из материалов разной фактуры, что обогащает тактильные ощущения малышей, развивает мелкую моторику. Книжки заинтересуют яркими иллюстрациями-аппликациями, выпуклыми элементами, в которых спрятаны шуршалки и пищалки. В некоторых книжках вы найдете игровые элементы на ленточках или липучках, кнопках, молниях, шнурках и даже звуковые модули. Такие игрушки с самого раннего возраста прививают детям интерес к книгам и чтению.

Определение.

Сущность проблемы заключается в исследовании влияния игры на умственное развитие детей, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

К подбору игры нужно подходить ответственно. Она должна с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой — развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире.

Таким образом, приступая к работе, присоединюсь к очень древнему мастерству. Моя задача сшить игровое пособие, которое будет актуально для развития ребенка в течение нескольких лет.

Игровой коврик должен быть оригинальным, уникальным, неповторимым и отличаться от типовых массовых образцов. Создать в игре условия умственной активности всех деталей.

3

ИСТОРИЯ ИГРУШКИ

Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами.

Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть.

Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.

В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.

Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35-12 тыс. лет до нашей эры. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других районов. Поражает мастерство скульпторов каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.

Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.

Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы-марионетки.

Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе Возрождения. Даже современное название «игрушки» возникло только после 1523 года во Франции.

В XVI веке возникло ремесло по изготовлению кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери – забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.

Только в XIX веке образовался «Синдикат французских фабрикантов игрушек». С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности.

Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразнее при использовании теста из дешевой ржаной муки.

Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке. Они настолько полюбились малышам всего мира, что в начале прошлого столетия рынок этого вида игрушек переживал настоящий бум. «Любимцем публики» стал плюшевый медведь.

4



1. Значение игры как средства умственного развития

Каждый из возрастных периодов выделяется по ведущей деятельности, в процессе которой складываются наиболее важные психические качества и свойства личности, общие для детей одного возраста.

2-3 года

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

3-4 года

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

4-5 лет

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями,

которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

В каждой игре перед ребенком стоит какая-либо интеллектуальная задача. Решение задач происходит благодаря тому, что соблюдаются различные возрастные особенности детского развития.

Игра – это важнейший вид детской деятельности, в которой происходит формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействовать на мир.

Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители — игрушки.

Таким образом, игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Доказано, что в игре дошкольники получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру умственного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослыми в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей интеллектуальной культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании интеллектуальной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный

5

мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности.

Во-первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация.

Во-вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой фермер, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания.

С точки зрения отмеченных выше теоретических соображений, важна роль игры в умственном развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него мотивами и способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных, действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены.

6

2. Классификация и методика проведения основных видов игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста

2.1 Дидактические игры.

Среди огромного количества игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста самую большую группу занимают т.н. дидактические игры – многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Если говорить об умственном воспитании младших дошкольников посредством дидактической игры, то нужно отметить, что многие дидактические игры ставят перед ними задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, что способствует развитию основных умственных процессов ребенка: мышления, памяти, воображения и т.д. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить младших дошкольников самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий, нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию и т.п., что также способствует интенсивному умственному развитию.

Один из основных элементов такой игры – дидактическая задача, которая подчеркивает обучающийся характер игровых действий, направленность их содержание на развитие умственной деятельности детей.

Например, в одной из игр участник раскрывает первый домик и, рассказывая о находящейся в нем игрушке (например, пчелке), дает образец ее описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А домик, который открыл Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что домик прятал».

Имеет большое значение постановка задачи в дидактической игре, состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые задачи умственного развития ребенка. Одним из важных составных элементов дидактической игры являются также правила игры.

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Они имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

«Результат дидактической игры – это показатель уровня достижений детей в усвоении

7

знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем.

Все дидактические игры, направлены на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста, можно разделить на 5 обширных групп: игры для развития памяти, игры для развития речи, игры для развития мышления, игры для развития восприятия и игры для развития воображения, т.е. игры, направленные на развитие основных мыслительных процессов ребенка.

2.2 Игры на развитие речи

Развитие речи у детей 3-5 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3-м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее же типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – тамва вместо трамвай, неправильное ударение и т.д.). Эти нарушения в основном временные и в ходе правильного речевого развития к 5-ти годам постепенно исчезают. В возрасте 4-х-5-ти лет ребенок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, воспитателям и родителям необходимо уделить особое внимание дидактическим играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха, а также играм, воздействующим на центры речи. Играя с ребенком, следует правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

2.3 Игры для развития мышления

При формировании игровых умений и навыков, направленных на развитие мышления младшего дошкольника необходимо учитывать, что мышление трехлетнего ребенка является наглядно- действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструированию по образцу. Ребенок повторяет постройку из 2- 3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его.

На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно- образный характер. К этому времени для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему путем формирования игровых умений и навыков возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином целом. Таким образом, игры для развития мышления

8

младших дошкольников должны быть направлены на:

выделение существенных признаков предмета;

синтез различных признаков в целое представление о предмете;

сравнение разных предметов и выявление различий в них;

осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими.

2.4 Игры для развития восприятия

Восприятие младшего дошкольника трех-пяти лет становятся все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать.

В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

Развивающие игры для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи).

Замечательно развивают восприятие игровые загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» (заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.

По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

2.5 Игры для развития воображения

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого- либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим. Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при выполнении различных игровых задач.

Во время выработки игровых умений и навыков у младших дошкольников, необходимо учитывать, что в 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно — двухлетний ребенок при осваивании, какого- либо игрового движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными

9

движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же игровые действия, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы. В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемыми, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.

2.6 Сюжетно – ролевые игры

Согласно теоретическим познаниям отечественной психологии ведущей деятельностью младшего дошкольника является ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Специальное исследование, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для умственного развития личности ребенка – дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований, характерных для его возраста особое значение имеют игровые умения и навыки, формирующиеся в процессе сюжетно – ролевой игры.

Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значительным именно в игре, когда действуешь «понарошку»; можно «принять гостей», «отремонтировать машину» и «сделать» многое другое из того, что в реальности жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно.

Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С.Л. Рубенштейн, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества». Ребенок многое «имеет в виду», держит в плане воображения. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его умственного развития. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике разработано бесчисленное количество сюжетно — ролевых игр, нацеленных на умственное развитие младшего дошкольника. Основной особенностью таких игр является наличие в них воображаемой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью, однако, мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают социальный и обобщенный характер. Поэтому отечественные ученые характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение их интеллектуального и духовного мира.

Что включает в себя игровой коврик:

Работа представляет собой игровой коврик, разделенный на три зоны. Каждая зона по-своему влияет на развитие когнитивной сферы малыша. В верхней зоне малыш, играя, получает представление о смене дня и ночи, погодных явлениях. Средняя зона дает представление о животном мире, транспорте, формирует элементарные математические представления (это счет, фигуры), застежка молния, шнуровка, пуговицы, кнопки развивают сенсорику и мелкую моторику ребенка. Кроме этого у ребенка можно сформировать представление о бережном отношении к природе и правилам поведения. Сельская зона способствует развитию логического мышления (анализировать, сравнивать и обобщать). 10

заключение

Подводя проведенного нами исследования, мы считаем, что игровые умения и навыки являются ценным средством воспитания умственной активности ребенка, игра активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

На основе исследований можно сделать вывод, что игра является важным психологическим фактором в развитии ребенка. Играя на таком коврике, ребенок получает элементарное представление об окружающем мире, учится анализировать и обобщать, у него формируются математические представления. Каждый раз в игре может проявляться творчество ребенка, что способствует развитию его воображения, а не однократное повторение в игре в разных формах различных понятий развивает память. Игровая форма способствует развитию произвольной сферы.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками, развивающими играми. Благодаря играм ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

11

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85

с.

4. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение,

1979. – 27-36 с.

5. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №

2. – 20-24 с.

6. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.:

Просвещение, 1987. – 6-13 с.

7. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение,

1980. – 64 с.

8. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.

9. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. –

15-18 с.

10. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.

11. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с.

12. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.

13. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная

психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.

См. Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.

14.Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Питер, 1998.

15.Тимофеева Л.Э., Онучин А.А. Роль игры в умственном развитии дошкольника // Вопросы психологии – 2003. — №1.

12








sitemap
sitemap