Рад бак



Темы семинарских занятий

по курсу «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

раздел «РАДИОЖУРНАЛИСТИКА»

Семинар № 1. Технические основы радиовещания (2 часа).

Цель занятия: Выявить предпосылки изобретения радио как нового средства связи. Углубить знания студентов о технических основах радиосвязи и радиовещания.

Темы сообщений:

А.С. Попов – выдающийся русский изобретатель в области радиосвязи.

Роль и значение радиосвязи в современном мире.

План занятия (темы для выступления):

Связь и ее значение для цивилизации. Изобретение механических средств передачи и приема информации — оптический телеграф и семафорная азбука.

Изобретение электрического телеграфа, разработка телеграфного кода. Появление телефона, телеграфных и телефонных линий связи как технические предпосылки становления современных СМИ.

Технологические основы изобретения радио. Вклад русских и зарубежных ученых и специалистов в создание и развитие радиовещания.

Физическая сущность радиоволн. Понятие радиочастотных диапазонов и их использование в современном радиовещании. Особенности FM – вещания.

Физическая природа звука и способ преобразования звука в электромагнитные колебания. Основные характеристики звука: интенсивность, частота, спектр.



Сущность функционирования радиопередающих и радиоприемных устройств.

Модуляция в радиовещании и ее виды: амплитудная и частотная модуляция.

Контрольные задания:

Задание 1. Каковы социально-экономические и технические предпосылки появления радиовещания?

Задание 2. Обоснуйте основные, на Ваш взгляд, причины превращения радио из средства связи в средство массовой информации?

Задание 3. Почему звук называют ярчайшей краской радиоэфира? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4. Г. Нилов, известный радиожурналист, однажды заметил: «Мы вещаем как пророки или плохие ораторы. Это, наверное, от сознания того, что нас слушают миллионы». Как Вы понимаете данное высказывание?

Задание 5. В 90-е гг. XX в. годовой тираж у общероссийских газет уменьшился в 11 раз, а журналов — в 8 раз. В тоже время по социологическим данным свыше 90% жителей России ныне смотрят телевидение, а 89% слушают радио. О чем свидетельствуют приведенные данные?

Задание 6. Исследователь радиожурналистики В. Ярошенко отмечает: «Непрерывный поток информации, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой — способствует созданию определенного эмоционального состояния». Как Вы можете интерпретировать данную мысль?

Семинар № 2. Радиовещание в системе современных СМИ (2 часа).

Цель занятия: Проследить развитие радиовещания в мире, нашей стране и Мурманской области.

Темы сообщений:

Коммуникативные характеристики радиовещания.

Влияние радио на развитие общества.

Место и роль радиовещания в системе средств массовой информации современной России.

План занятия (темы для выступления):

Особенности радиовещания как средства массовой информации: преимущества радиовещания в сравнении с печатью и телевидением.

Функции радиовещания. Особенности восприятия эфирной информации аудиторией.

Принципы организации радиовещания. Особенности построения вещательной сети в нашей стране. Эфирное и проводное вещание.

Становление и развитие радиовещания как средства массовой информации. Основные этапы развития радиовещания в нашей стране

Структура современного российского радиовещания. Государственное и коммерческое радио: цели и задачи, особенности вещательной политики, рекламной деятельности.

Радио и Интернет. Влияние Интернета на трансформацию радиовещания.

Радиовещание в Мурманской области: история и современность.

Контрольные задания:

Задание 1. В далекие 30-е годы XX века Илья Ильф констатировал: «В фантастических романах главное – это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». Как Вы понимаете это высказывание писателя?

Задание 2. С какими факторами и процессами, происходившими в нашей стране в 20-е – 50-е гг. XX века, связано становление и развитие отечественного радиовещания?

Задание 3. Охарактеризуйте ведущие тенденции трансформации современного российского радиовещания.

Задание 4. Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития радиовещания в Мурманской области?

Семинар № 3. Технология производства радиопередач (2 часа).

Цель занятия: Изучить технологические основы производства радиопрограмм. Сформировать у студентов представление о техническом оснащении современной радиостанции и организации студийного и внестудийного радиовещания.

Темы сообщений:

Организация работы редакции печатного СМИ и редакции радио: общее и специфика.

Радио и Интернет: взаимовыгодное сотрудничество или непримиримая конкуренция.

План занятия (темы для выступления):

Структура современной радиостанции и ее оборудование. Радиодом как организационно-техническая структура отечественного радиовещания.

Основные разновидности радиостудий и особенности их оснащения.

Технологические основы подготовки радиопередач, особенности информационных передач.

Основные принципы звукозаписи и звуковоспроизведения. Аналоговая и цифровая магнитная запись.

Магнитофоны и их виды. Применение различных типов магнитофонов в радиожурналистике и радиовещании.

Моно и стереовещание. Особенности стереофонического радиовещания.

Технология подготовки и ведения внестудийных радиопередач. Оборудование для внестудийных передач. Особенности организации телефонной связи в радиостудии.

Перспективы технологического развития радио в XXI веке.

Контрольные задания:

Задание 1. Каково значение технических достижений в современном радиовещании?

Задание 2. Поведите сравнительный анализ работы корреспондента печатного СМИ и репортера радио. Каковы, на Ваш взгляд, особенности их профессиональной деятельности?

Задание 3. Чем, по Вашему мнению, вызвано появление стереозвучания на радио? В чем его преимущества по сравнению с моновещанием?

Задание 4. В самом начале эры радио Б. Шоу писал: «Микрофон – это величайший сплетник и беспощадный сыщик… Интонации голоса выдают мысль и чувства, которые мы рассчитывали скрыть». Как Вы понимаете высказывание великого писателя?

Задание 5. Каковы причины появления и развития внестудийного радиовещания?

Задание 6. В чем проявляются различия в организации студийного и внестудийного вещания?

Семинар № 4. Выразительные средства радиовещания (2 часа).

Цель занятия: Расширить представления студентов о выразительных особенностях радио и его основных выразительных средствах – устной речи, рисующих шумах, музыке и монтаже.

Темы сообщений:

Специфика восприятия письменной и устной речи. Значение данных отличий для радиожурналистики.

Музыка в арсенале выразительных средств радиовещания.

План занятия (темы для выступления):

Звуковая природа радио. Особенности восприятия радиоинформации.

Стилистические, языковые и изобразительные особенности радиожурналистики. Проблема сохранения литературного языка в современной радиожурналистике.

Устная речь на радио и ее словарные синтаксические особенности. Характеристики звучащего слова на радио: темп речи, сила звука, высота тона, ритм, паузы, ударения, тембр голоса. Дикторская речь и ее роль в радиопередаче. Особенности речи журналиста и актера на радио.

Музыка и ее функции на радио. Позывные радиостанции и музыкальные заставки. Понятие «музыкальный формат вещания».

Рисующие (документальные) шумы на радио. Разновидности шумов на радио. Выразительное значение радиошумов для создания эффекта присутствия.

Монтаж на радио. Особенности и виды современного радиомонтажа.

Контрольные задания:

Задание 1. Искусствовед, исследователь радио А. Шерель пишет: «Радиослушатель воспринимает сообщение не только как слышимое, но и как видимое, пытается перевести звуковые впечатления в зрительные». Что является основанием для подобного вывода?

Задание 2. Какие разновидности живого слова используются на радио? В чем состоят их особенности:

Задание 3. Один из специалистов радиовещания заметил: «Прямое обращение к одному слушателю, а не ко многим, есть совершенно естественное и необходимое условие на радио. К сожалению, нарушаемое в 99% случаев». Почему же любая радиопередача должна строиться с расчетом на конкретного слушателя?

Задание 4. Нередко утверждают, что музыка в радиоэфире – только фон. Согласны ли Вы с таким мнением?

Задание 5. Радиомонтаж относят к изобразительно-выразительным средствам радиовещания. Почему, ведь в своей основе это технологическая операция?

Задание 6. Прослушайте любой фрагмент радиопередачи Мурманского радио. Составьте письменный текст на его основе. Укажите характерные черты вербальной речи и письменного текста.

Семинар № 5. FM-радиостанции (2 часа).

Цель занятия: Развить представления студентов об особенностях организации и деятельности FM-станций, специфике работы журналистов на FM-радиостанциях.

Темы сообщений:

Развитие FM-вещания в мире и России.

Сущность понятия «формат FM-радиостанции».

План занятия (темы для выступления):

Понятие FM-вещания. Особенности радиовещания FM-станций.

Общая характеристика контента FM-радиостанций: универсальные, (информационно-разговорные), информационные и музыкальные радиостанции.

Основные разновидности вещательных форматов FM-радиостанций в мире и России.

Цели, задачи, характер вещательной политики и рекламной деятельности современных российских радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

Особенности технологического процесса на FM-радиостанциях и специфика журналистской деятельности.

Общая характеристика FM-радиостанций в Мурманской области.

Контрольные задания:

Задание 1. В 60-е гг. XX в. СССР в ответ на пропагандистскую работу иностранных «радиоголосов» организовал вещание на средних волнах с Кубы на территорию США. Однако акция не принесла ожидаемого результата, прежде всего, в силу технических параметров американских радиоприемников и стиля прослушивания программ американцами. Как Вы полагаете, в чем состояли основные причины этой неудачи?

Задание 2. Почему вещание в FM-диапазоне наиболее развито в крупных и средних городах?

Задание 3. Какой технический прием используется для расширения зоны вещания в FM-диапазоне? В чем состоят его достоинства и недостатки?

Задание 4. Сравните формат вещания нескольких FM-радиостанций, вещающий в нашей области, (например, «Дорожное радио» и «Европа+»). Каковы характерные особенности данных форматов?

Задание 5. Какой формат вещания FM-радиостанций для Вас наиболее привлекателен и почему?

Задание 6. Какая из FM-радиостанций является, по Вашему мнению, лидером в радиоэфире Мурманска? Обоснуйте свой вывод.

Семинар № 6. Особенности информационных жанров в радиожурналистике (2 часа).

Цель занятия: Углубить представления студентов о специфике радиожурналистских жанров информации, показать основные разновидности этих жанров современного радиовещания и тенденции их развития.

Темы сообщений:

Жанр как форма выступления радиожурналиста.

Критерии эффективности журналистской практики сотрудника радиовещания.

План занятия (темы для выступления):

Ведущие подходы к интерпретации жанров в журналистике и отличительные характеристики жанров на радио.

Общая характеристика и главные особенности информационных жанров на современном радио.

Новость как главная информационная составляющая современного информационного вещания. Понятие оперативности в радиожурналистике. Новость и сенсация.

Главные характеристики заметки на радио. Структура и форма радиозаметки. Процесс подготовки заметки, ее место в информационных программах радио.

Радиорепортаж и его особенности. Событийный и проблемный репортаж. Методика работы над радиорепортажем. Композиционно-стилистические особенности репортажа на радио.

Радиоинтервью и его разновидности. Особенности подготовки интервью на радио. Требования к подготовке интервью. Особенности проведении я интервью в прямом эфире. Диалог и беседа в радиоэфире.

Комментированная новость, выпуск новостей, информационный выпуск на радио.

Современные тенденции развития информационных жанров на радио.

Контрольные задания:

Задание 1. Французский публицист Андре Соже как-то заметил: «Газеты – это листочки печатного текста с предпоследними известиями. Последние мы слышим по радио». В чем преимущества радиоинформации по сравнению с информацией в печати, и каковы ее слабые стороны?

Задание 2. Какой из видов репортажа – прямой или в записи, по Вашему мнению, представляет собой боле сложную творческую и техническую проблему на радио и почему?

Задание 3. Не так давно одна популярная радиостанция возвела было в принцип отказ от звукозаписи вообще. Поэтому «репортажем» здесь служил непосредственный рассказ корреспондента прибывшего в студию с места того или иного события. Ваше отношение к такой новации?

Задание 4. Одна из задач современного радиовещания – информировать развлекая. Как Вы это понимаете?

Задание 5. Чем, по Вашему мнению, новость на радио отличается от сенсации? Как отыскать сенсацию?

Задание 6. Каковы основные методы сбора информации на радио? Есть ли в них специфика, связанная со звуковой природой радио?

Задание 7. Проведите сравнительный анализ информационных выпусков областного радио и одной из FM-станций, работающих в нашем регионе. В чем состоят главные отличия в их подаче новостей?

Семинар № 7. Аналитические жанры радиовещания (2 часа).

Цель занятия: Проанализировать сущность радио-аналитики, ее характерные черты и специфические особенности. Рассмотреть ведущие разновидности современных журналистских аналитических жанров на телевидении.

Темы сообщений:

Политика и радиовещание: взаимовлияние в аналитических жанрах.

Проблема факта и комментария в современной радиожурналистике.

План занятия (темы для выступлений):

Специфика аналитических жанров в радиожурналистике, их роль и значение в современном радиовещании.

Комментарий на радио и его разновидности (внешнеполитический и внутриполитический, оперативный и проблемный).

Радиобеседа. Основные требования к подготовке и проведению беседы на радио. Особенности беседы в прямом эфире.

Жанр «круглого стола» на радио, его особенности по сравнению с беседой и комментарием.

Корреспонденция и ее виды. Особенности подготовки корреспонденции для радиоэфира.

Темы науки, культуры, искусства на радио как разновидность телевизионной аналитики.

Обозрение, выступление, пресс-конференция, диалог, дискуссия на современном радио.

Ведущие тенденции развития аналитических жанров радиожурналистики.

Контрольные задания:

Задание 1. Должен ли, по Вашему мнению, журналист, приступая к подготовке радиосюжета, заранее планировать, в каком жанре он будет исполнен или это не обязательно?

Задание 2. Как Вы считаете, в чем состоит разработка темы в радиожурналистике на уровне систематизации фактов?

Задание 3. Один из западных философов XX в. Ортега-и-Гассет утверждал: «Большинство из людей не имеет мнения. Лишенное устойчивого, четкого мнения-ориентира общество обречено на хаос и, чтобы избежать его непредсказуемых последствий, необходимо мнения втискивать в людей, как смазочное масло в машину». Каково Ваше отношение к этому тезису и в чем состоит роль аналитического радиовещания в данном процессе (если он, конечно, имеет место)?

Задание 4. Польский писатель К. Бартошевич как-то заметил: «Интервью – это такой разговор, которого никогда не было». Обоснуйте свое отношение к подобному утверждению применительно к радио?

Задание 5. Существует мудрое изречение: «Иди за человеком, который ищет истину, но бойся того, кто ее нашел». Может ли оно быть применено к ведущим аналитических программ, ведь они-то всегда «знают» истину?

Задание 6. Американский политолог Генри Киссинджер считает: «Политический обозреватель – это тот, кто способен сформулировать интересы власть имущих». Согласны ли Вы с таким утверждением?

Семинар № 8. Документально-художественные жанры на радио (2 часа).

Цель занятия: Рассмотреть особенности документально-художественных жанров на современном радио. Провести анализ основных жанровых форм документально-художественного радиовещания. Выявить специфику игр на российском радио.

Темы сообщений:

Документально-художественные жанры в истории отечественного радиовещания.

Есть ли будущее у художественного радиовещания?

План занятия (темы для выступлений):

Общие особенности документально-художественных жанров на современном радио.

Радиоочерк как журналистское произведение, сочетающее элементы публицистичности и художественности. Виды радиочерка.

Документальный публицистический рассказ на радио.

Радиообозрение. Виды обозрения. Специфика подготовки обозрения на радио.

Радиопортрет, как разновидность художественной документалистики. Особенности создания политического портрета на радио.

Особенности художественно-публицистических жанров: радиорассказ, радиокомпозиция.

Развлекательные жанры на радио. Особенности игрового вещания в современном радиоэфире.

Особенности и характерные черты музыкальных и юмористических передач на российском радио сегодня.

Перспективы развития документально-художественных жанров на радио.

Ведущие современные тенденции развития жанровой палитры отечественной радиожурналистики.

Контрольные задания:

Задание 1. Как Вы понимаете выражение — «разговорный жанр на радио»?

Задание 2. Какими факторами, по Вашему мнению, обусловлено снижение значения художественно-публицистических жанров на современном российском радио и увеличение объема развлекательных передач?

Задание 3. Пьер Брив, директор «Радио Монте-Карло» требовал от своих подчиненных: «Если тебе нечего сказать, ничего не говори. Поставь пластинку». Как Вы полагаете, следуют ли этому наставлению отечественные ведущие радиопрограмм?

Задание 4. С. Муратов, специалист в области журналистики, пишет: «Жанр – конвертируемая ценность. Своего рода модель вещания». Как Вы понимаете данное высказывание?

Задание 5. Проведите анализ использования художественно-публицистических жанров на мурманском областном радио. Какие передачи могут быть к ним отнесены?

Семинар № 9. Профессии на радио (2 часа).

Цель занятия: Расширить представления студентов об особенностях журналистских профессий на радио, специфике творческих и технических специальностей в системе радиовещания.

Темы сообщений:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap