Работы школы с детьми из социально-неблагополучных семей как важный фактор первичной п



«Работы школы с детьми из социально-неблагополучных семей как важный фактор первичной профилактики злоупотребления наркотиками»

1.Введение

Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях. Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семью.

В сложных условиях ожесточения жизни, семья становится для человека психологическим убежищем от столкновений с внешним миром, местом восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Однако все перечисленное обеспечивается лишь в благополучных, внутренне сплочённых семьях. К сожалению, таких семей становится всё меньше.

Актуальность темы состоит в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Подростковый возраст — это время становления характера. Именно в этот период влияние семьи, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения — нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

Согласно статистике 8% всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть из них, естественно подростки. И чаще всего, это подростки из неблагополучных семей.

Данная тема широко представлена в научной литературе, есть общие подходы и методики работы с неблагополучными семьями, но мало представлены конкретные формы и методы работы с определёнными типами неблагополучных семей. А также наблюдается недостаток специалистов и отсутствие условий для работы с неблагополучными семьями.

Актуальность темы и степень ее изученности позволили нам сформулировать проблему учебного исследования: какие формы деятельности школьных социально-психологических служб являются наиболее эффективными в профилактике наркомании и вообще противоправного поведения детей и подростков.

Решение данной проблемы и составляет цель учебного исследования: выявить формы и методики деятельности всех служб профилактики, способствующие привлечению родителей и детей из неблагополучных семей к социально одобряемой жизнедеятельности. (изучить деятельность школы по профилактике семейного неблагополучия и предотвращению противоправного поведения детей в таких семьях)

Объект учебного исследования: профилактическая работа образовательного учреждения, направленная на профилактику противоправного поведения.

Предмет учебного исследования: профилактика наркомании и противоправного поведения среди детей и подростков из неблагополучных семей.

Для решения поставленной цели решались следующие задачи:

Определить причины неблагополучия семей и роль семейного неблагополучия как фактора формирования асоциального поведения;

Выявить оптимальные формы и методы социально-педагогической деятельности с неблагополучными семьями.

Методы исследования:

Наблюдение;

Анализ социально-педагогического паспорта школы и иных материалов работы школы, включая локальные нормативно-правовые акты по направлению «профилактика наркомании и алкоголизма»;

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов исследования для аналитической и практической работы школы с неблагополучными семьями.

Базой исследования является «Абазинская средняя общеобразовательная школа №49» г. Абазы Республики Хакасия. В исследовании материалы психолого-педагогической школы по работе среди учащихся 5-9х классов из неблагополучных семей и их родителей.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения (практических рекомендаций), литературы, приложения, словаря основных понятий.

2. Характеристика неблагополучной семьи как субъекта социальных отношений.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Очевидно, что особенности социального статуса конкретной семьи определяют её принадлежность к так называемым неблагополучным семьям, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Шелег Л.А.  называет целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

Структурные изменения в семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

М.А. Галигузова выделяет неблагополучие семей по уровню социальной адаптации:

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Итак, неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью. С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

Согласно Семейному кодексу РФ (статья 69), родители больные хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать как можно реже, оправдывая это тем, что родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто.

Это верно. Но, как показывает общая статистика, но при алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения.

В таких семьях дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя. Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И снова появляются те же проблемы, что были в доме их социально неблагополучных родителей;

Семья с родителями — алкоголиками опасна своим пагубным влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю, наркотикам и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей и наркоманов.

Необходимо так же учитывать, что семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому так важна работа по профилактике семейного неблагополучия.

Основная задача школы представляется нам в оказании помощи помочь каждому члену неблагополучной семьи осознать имеющуюся проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредотачивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

3. Психолого-педагогическая характеристика подростков из неблагополучных семей

У большинства таких детей, особенно в подростковом возрасте, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для них характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно расставить следующие акценты в их поведении:

во-первых, они оценивают себя значительно ниже других детей по категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему — везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. Таким образом, ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Компьютерные игры и подобные развлечения – добавим мы, учитывая современные реалии.

Психологи так же констатируют, что подросткам из неблагополучных семей свойственны выраженные дезадаптационные нарушения по эмоциональному и когнитивно-ценностному критерию, причем с некоторым перевесом в показателях эмоционального критерия; значительное влияние и тех и других показателей сказывается на выраженности дезаптационных нарушений и по коммуникативно-поведенческому критерию; для подростков из неблагополучных семей характерно комплексное проявление различных дезаптационных нарушений, требующее такого же комплексного и целостного подхода для коррекции; подросткам из неблагополучных семей свойственны: отсутствие развитого коммуникативного потенциала и отсутствие умения адекватно регулировать свое взаимодействие с социальной средой и окружающими людьми в процессе деятельности; это сопровождается отсутствием социальной поддержки со стороны значимых людей.подростки из неблагополучных семей в меньшей степени, чем подростки из благополучных, склонны к соблюдению моральных норм и социальных правил; в группе подростков из неблагополучных семей было выявлено очень большое количество человек с низким уровнем развития личностного адаптационного потенциала; эти показатели свидетельствуют о выраженных нарушениях процесса социальной адаптации, проявляющихся в: неадекватных реакциях подростка на социальные события, противоречивости отношений к окружающим людям и явлениям, несоответствии системы личных убеждений системе социальных норм и ценностей, ярких отклонениях от психической нормативности поведения подростка, нарушениях межличностного взаимодействия и т.д.; среди подростков из неблагополучных семей выявлена тенденция односторонности неадекватности самооценки и уровня притязаний — зафиксированы только заниженные показатели, завышенные показатели отсутствуют; это свидетельствует о том, что подростки из семей данного типа не способны на стремление к самоутверждению, не характеризуются наличием устойчивых жизненных планов, им свойственная излишняя самокритичность.

4. Неблагополучие семей как фактор развития склонности к употреблению психоактивных веществ у детей и подростков.

Исследованиями факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных исследований. Н.А. Сиротой разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.

1.Факторы пре-, пери — и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери; хронически острые и тяжелые заболевания матери в период беременности; хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности; патологически протекавшие роды; задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной отягощенности: психические заболевания, алкоголизм, наркомания.

3. Факторы нарушенного онтогенеза: черепно-мозговые травмы; психотравмы, тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания: неполные, распавшиеся семьи; отсутствие семьи; деструктивные семьи; воспитание по типу скрытой или явной гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками); психопатологические личности или акцентированные характерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка: формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями; избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их; снижение успеваемости; нарушение школьной дисциплины; неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение); конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними; конфликтность в общениях с учителями и администрацией школ; нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу; уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними; отсутствие устойчивых увлечений; склонность к асоциальным формам поведения.

6. Психические факторы:

— зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и «Я-концепции» от влияния референтной группы сверстников;

— тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;

— игнорирование системы социальных установок и ролей;

— нарушения в сфере социальной перцепции (не соответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

— несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербовать взаимоотношения с окружающими;

— отсутствие стремления к конструктивному решению проблемных и конфликтных ситуаций;

— отсутствие сформированного представления о жизненных целях;

— отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и, как следствие, отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

— неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Можно ли утверждать, что именно среди детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, наиболее высок риск войти в группу употребляющих ПАВ?

Думается, что да. Во-первых среди причин неблагополучия семьи может быть употребление наркотиков родителями, а это первое, что может спровоцировать ребёнка склонность ребёнка к подобному поведению. Во-вторых, именно в неблагополучных семьях дети наиболее обделены вниманием и более других предоставлены сами себе, то ест родительский контроль либо отсутствует, либо сводится к неэффективным формам. В-третьих, социальное окружение такой семьи может стать фактором риска для ребёнка. Наконец, из представленной выше классификации факторов риска очевидно.что все процессы психосоциальной адаптацииребёнка, которые являются определяющими в формировании устойчивости личности к ко всем формам асоциального поведения, именно в неблагополучной семье протекают с наибольшими отклонениями и нарушениями.

5. Анализ динамики семейного неблагополучия на основе данных социального паспорта школы.

Социальный паспорт школы является совокупностью социальных паспортов всех её классных коллективов. По значимости ежегодного текущего и долгосрочного мониторинга социальный паспорт является важнейшим документом, анализируя который мы можем прогнозировать или оценивать различные аспекты профилактической работы школы. Так, характеризуя состав и социальный статус членов семей наших учащихся, мы можем отметить, что состоящие на внутришкольном учете (ВШУ) неблагополучные семьи часто имеют статус малообеспеченных и большой процент этой категории являются неполными семьями. Родители, как правило, не работают, злоупотребляют спиртными напитками. (Приложение№1)

Ежегодно, анализируя ситуацию, складывающуюся в школе с социально-неблагополучными семьями отмечаем, что количество неблагополучных семей за последние пять лет имело тенденцию к уменьшению и сократилось к 2013 году, по сравнению с 2008 годом, на 42 % , то есть наблюдается положительная динамика. (Приложение№2)

Чем можно объяснить данные факты? Очевидно, что совокупностью факторов. Во-первых, системностью и научным подходом в организации работы школы по данному направлению. Во-вторых, многолетним опытом работы и слаженностью действий всех элементов системы профилактики. Необходимо учитывать так же значительное влияние, которое оказывает деятельность региональных и муниципальных органов по реализации различных программ, направленных на раннюю профилактику наркомании.

Общие направления профилактической работы школы.

Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления психоактивными веществами рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ. Она направлена на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Можно выделить следующие основные современные профилактические подходы к злоупотреблению психоактивными веществами:

Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Существует три разных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность жизни человека; 2) запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии – предоставить устрашающую информации о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления; 3) предоставление факторов о деградации людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях, ситуациях и мотивах употребления психоактивных веществ.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.

Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых дети и подростки обучаются навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов такого рода программах является работа с лидерами – сверстниками-подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. Основу этого направления составляют две теории – теория социального учения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается, с точки зрения функциональных поблеем, и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения, начальная фаза употребления наркотиков, может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием дверей» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурного жизненного стиля, сигналом о потребности в помощи, в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаяния, ответом на неопределенные нарушения в психическом и социальном развитии.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, так как некомпетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды.

На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышением индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков имеют три компонента.

Первый компонент – информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Третий компонент – обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживание социальных контактов, а так же отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивание своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.

Очевидно, что все предложенные программы и методы профилактики применимы и к группе детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.важным условием эффективности работы именно с таким контингентом детей мы считаем дифференциацию и персонификацию педагогического подхода, акцент именно на работу с детьми. нежели на работу с родителями. Другими словами, в работе с родителями из неблагополучной семьи школа должна обеспечивать более всего внешнее воздействие, активно сотрудничая с разнообразными субъектами профилактики в лице правоохранительных органов, органов социальной поддержки населения, органами управления образования, муниципалитетами и т. д. В отношении же детей из данных семей работа школы должна строиться в форме постоянного контроля, сотрудничества, психосоциальной коррекции поведения, обеспечения максимально комфортной образовательной и воспитательной среды.

В нашей школе сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями, а именно, активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин возникшей проблемы.

Используя педагогическую модель, школа ориентируется на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

При использовании социальной модели оказывается необходимая помощь в получении внешней поддержки (пособия, разовые выплаты и т.п.), так как здесь в качестве главного фактора учитываются неблагоприятные жизненные обстоятельства

Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Медицинская модель предполагает, оказание содействия в лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного.

Главными субъектами педагогического воздействия на неблагополучные семьи являются следующие работники школы: администрация, социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель. Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. В задачи школы входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества

6. Из опыта работы школы по профилактике наркомании.

Обобщая большой опыт работы нашего образовательного учреждения по профилактике наркомании и в целом противоправного поведения учащихся, можно говорить о сложившейся системе работы через реализацию следующих компонентов:

Работа социально-психологической службы;

Работа классного руководителя;

Работа администрации школы;

Взаимодействие школы с другими (городскими) службами профилактики.

Направления социально-педагогической работы школы

Цель социально-педагогической работы школы – решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды.

Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по семи направлениям:

1. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся «группы риска». Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, классными руководителями, учителями дополнительного образования. В работе с учащимися социально незащищенных категорий и «группы риска» большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 1, 5 и 8-х классах организуется работа по адаптации учащихся к новой учебной обстановке. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами «группы риска» и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся «группы риска», стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами «группы риска».

6. Работа с педагогическим коллективом. Цель взаимодействия администрации и классного руководителя – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Работа классного руководителя.

Прежде всего, классный руководитель как агент первичной социализации осуществляет ежедневное и непосредственное воздействие на ребёнка, является лицом, несущим ответственность за раннюю профилактику и выявление описываемых факторов риска. Его работу можно коротко изложить в следующем алгоритме Классный руководитель:

осуществляет первичную диагностику

предоставляет информацию администрации школы или социально-психологической службе о проведенной им работе;

выясняет причины конфликтов;

проводит индивидуальные беседы;

проводит беседы с родителями;

организует совместную работу в цепочке: «учитель – ученик – родители – иные субъекты профилактики».

Задачи профилактической работы классного руководителя

Четкая формулировка и понимание задач, стоящих перед исполнителем любой работы, вне всяких сомнений, делают ее более организованной и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным осознание педагогами цели их профилактической деятельности в условиях образовательного учреждения. Тогда будет понятнее, какой она должна быть. По определению, профилактика – это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель – максимум профилактики употребления ПАВ, т. е. полный отказ от них детей и подростков. Могут ли какие-либо мероприятия помочь в достижении цели? Можем ли мы гарантировать, что определенные мероприятия приведут к тому, что дети не станут употреблять наркотики никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным. Нам представляется целесообразной формулировка более конкретных задач, таких, про которые можно сказать: «Да, мы это сделали» или наоборот.

Задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:

• дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;

• сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

• дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

• сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Программы и методики, реализуемые школой.

Работой по профилактике наркомании и в целом противоправного поведения детей и подростков в нашем образовательном учреждении охвачены все субъекты: от администрации до классного руководителя. Но главным органом профилактической деятельности является Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, созданный в 2003 году (Приложение №3). Именно он организует, направляет и координирует всю профилактическую работу.

Также в школе создан и действует кабинет профилактики правонарушений на базе социально-психологической службы (Приложение№ 4). Работа кабинета включает в себя информационно-пропагандистскую компанию по вопросам профилактики наркомании и других социально-негативных явлений в молодёжной среде, проведение диагностических мероприятий с учащимися по запросу классных руководителей, администрации или родителей, методические консультации педагогов, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, организацию классных часов с участием социального педагога и т. д.

Социально-психологической службой школы отработан и применяется следующий механизм работы с детьми из неблагополучных семей: выявив ребенка из неблагополучной семьи, социальный педагог заводит на него тетрадь ранней профилактики. Это своеобразный «дневник наблюдений», в котором фиксируется посещаемость ребенком учебных занятий, внеурочная занятость, вовлечение в различные общешкольные и классные мероприятия, посещение родителями ребенка родительских собраний и др. Если же ребенок из такой семьи совершает правонарушение, то тогда в отношении него действует следующая схема:

Рассмотрение вопроса о постановке учащихся на в/ш учет на заседаниях Совета профилактики → постановка на учет по материалам КДН, ОДН → Составление индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних классными руководителями→ утверждение программ на ШМО или Совете→назначение кураторов→Реализация программ→регулярное заслушивание отчетов учащихся, классных руководителей, родителей, кураторов на Совете→по итогам работы, при положительных результатах→снятие с учета.

в образовательном учреждении в отношении детей из социально-неблагополучных семей разработаны и применяются следующие программы и методики:

Методики

Программы

1.Методика деятельности с 2003 года Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

1. Программа секции косике-карате для учащихся 5-9 классов, составленная в 2007 году в рамках внедрения Республиканской программы «Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних»

2. Методика разработки индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия и состоящих на внутришкольном учете и учете ОДН

2. Программа секции «Футбол» для учащихся 4-5 классов, составленная в 2011 году в рамках внедрения Республиканской программы «Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних»

3.Методика индивидуального курирования педагогом каждого учащегося, состоящего на внутришкольном учете

3. Программа  профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

 «Линия жизни» (проект в рамках Программы «Здоровье» на 2007-2011гг., 2012-2016 гг.)

4.Методика ежегодного проведения в школе Недели права и ответственности

Программа «Круглый стол» — ежемесячные проведение в форме семинаров, конференций, пресс-конференций и иных форм встреч учащихся с представителями различных субъектов профилактики

Профилактическая работа школы с неблагополучной семьей на примере деятельности социального педагога

1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем:

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении у нас есть несколько источников информации:

Родственники ребенка, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, рассказывают о проблемах, которые существуют в семьях их родственников,

Отдел опеки и попечительства Отдела по делам образования МО г. Абаза.

Педиатры МУЗ Абазинской городской больницы

Соседи

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Абаза

Инспектора Отдела по делам несовершеннолетних

Выявление неблагополучных семей происходит и при поступлении ребенка в школу. Для знакомства с семьями классные руководители 1-ых и 5-ых классов посещают семьи обучающихся. При обнаружении какого-либо неблагополучия семьи сразу ставят в известность социального педагога и администрацию школы.

Банк данных по неблагополучным семьям составляется в начале учебного года и корректируется в течение всего учебного года. (Приложение № 5)

2-й этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

(Приложение №6)

3-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4-й этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов (УСПН, КДН, Опека и попечительство)

5-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

6-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье (совместно с психологом школы)

7-й этап – составление карты семьи.9-й этап – разработка и утверждение программы работы с неблагополучной семьей.

10-й этап – текущие и контрольные посещения семьи, с целью контроля.

11-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Направления профессиональной деятельности социального педагога:

Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека.

Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи.

Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.

Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности или группы.

Таким образом, социальный педагог:

— выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;

— организует воспитательную работу в классе, группе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

— изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

— создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

— участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьный социальный педагог может оказывать разные виды социальной помощи: социально-информационная помощь, социально-правовая помощь, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-педагогическая помощь.

Школьный социальный педагог при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Заключение.

Анализируя профилактическую деятельность образовательного учреждения в означенном направлении за последние 5 лет, можно с уверенностью заявить о ее эффективности, так как за этот период официально не было зафиксировано ни одного случая употребления учащимися наркотических веществ.

Тем не менее, мы понимаем, что данное «благополучие» весьма относительно. Речь идет прежде всего об особенностях социальной структуры населения нашего города: в силу экономической ситуации население сокращается, увеличивается составляющая неблагополучных, опекаемых и попавших в сложную жизненную ситуацию семей. А это выражается в росте количества учащихся с отклоняющимся поведением.

Кроме того, существует много внешних факторов, затрудняющих профилактическую работу образовательного учреждения или делающих её малоэффективной:

недостаточный уровень компетентности педагогических кадров в вопросах профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и подростков;

недостаточность школьной системы дополнительного образования, ежегодного сокращения финансирования этой системы;

преобладающее пассивное отношение родителей к проблемам школы;

проблема классного руководства: низкий уровень обновления педагогического коллектива молодыми кадрами, низкий уровень оплаты труда классного руководителя и как следствие, нежелание многих учителей-предметников обременять себя большим количеством обязанностей, связанных с ведением классного руководства;

ежегодно увеличивающийся объем «бумажной» работы классного руководителя;

отсутствие в школе (и даже в масштабах целого города) практикующего детского психиатра;

сокращение штата сотрудников правоохранительных органов, вызванных реформой полиции, привело к снижению эффективности сотрудничества школы с этим органом системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.



sitemap
sitemap