Психология ввиде шпор



1.Предмет психологической науки. В чем состоит специфичность предмета психологии? Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.Психология изучает психику, как на уровне животных, так и на уровне человека. Важнейший предмет психологии — изучение психики человека и её высшей человеческой формы — сознания. Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

13.Категория деятельности в отечественной психологии. Что такоедеятельностный подход?

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. activity approach) — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней, что именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.Категория деятельности в отечественной психологии используется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений и процессов

10. Основные формы и стадии становления мышления. Мышление на основе кризерия генезиса его развития: от практического к логическому

Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.. Мышление есть обобщенное и опосредствованное, словом познание действительности. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую,целенаправленную деятельность.2. В психологии различают следующие виды мышления: по типу познания — теоретическое и эмпирическое; по генезу — наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое; по средствам действия — вербальное и наглядное; по функциям — творческое и критическое; по степени рефлексии — интуитивное и рациональное; по типу проблем — практическое и теоретическое.Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.Каждая из ступеней общественного сознания, мышления формируется определенным историческим уровнем практики, поэтому материальная деятельность индивида в обществе возникает и развивается таким образом, что она также повторяет, воспроизводит основные, существенные моменты развития практики человечества.



14.Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Приёмыактивизации мышления Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и её характеристика не может быть простой и однозначнойазличия в мыслительной деятельности проявляются в качествах ума. Эти качества мышления (ума) становятся своеобразными свойствами личности человека. Наиболее существенными качествами ума считаются:1) Самостоятельность мышления означает, что человек самостоятельно выдвигает новые задачи и находит для них решения, усваивая и творчески применяя опыт других.2) Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательностилубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокий ум может понять причины возникновения явлений и событий. Стили мышленияинтетический; идеалистический; прагматический; аналитический; реалистический. Существуют следующие способы активизации мышления. 1. Задавание «бессмысленных» вопросов.2. Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). 3. Поиск нестандартных решений. 4. Коллекционирование различных парадоксов.5. Использование технологии интерактивного обучения, основанной на явлении интеракции. 6. Проведение сократовских бесед

16. Структура мыслительного процесса в решении проблемы.

Мышление требуется только в проблемной ситуации, в которой для управления действиями не достаточно старых способов и средств. Проблемная ситуация осознается как целое, в котором «что-то не так». На ее основе формулируется конкретная задача, в которой выделяются условия и требования. Решение любой задачи проходит ряд этапов. В реальном решении некоторые этапы могут отсутствовать или протекать параллельно с другими, или повторяться несколько раз, но мы опишем здесь все основные этапы решения:1. Мотивация, желание решать проблему.



2. Анализ проблемы, выделение того, что дано, что найти, какой информации не хватает, какие данные излишни и т.п. Результатом является формулировка задачи, от которой зависит дальнейшее решение3. Поиск решения.4. Поиск нового решения — продуктивное мышление:

— углубленное логическое размышление, включение воображения, образного плана, по аналогии, 5. Отключение, переключение на другую деятельность, «созревание идеи», интуитивная стадия. Фаза интуитивного решения наступает после исчерпания возможностей логического осознанного поиска. Это собственно продуктивная, творческая стадия и она подчиняется законам творческого мышления, описанного нами отдельно ниже. Успешный результат этой фазы определяют как озарение, вдохновение, инсайт, интуитивное решение.

6. Реализация решения.

7. Проверка.

8. Коррекция.

вылиться в решение задач,

17. Каково содержание генетического, структурного и динамического аспектов деятельности.



Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность… определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности»

18. Формирование и развитие личности. Соотношение биологических и социальных факторов.Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. На развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными, и социальная среда, в которой она развивается. Личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. На формирование личности влияют: 1. Внутренние факторы – темперамент человека, который он получает генетически. 2. Внешние-воспитание, окружающая среда, социальный уровень человека, время, век, в котором он живет. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Социализация человека тоже играет большую роль. Личность формируется последовательно и поэтапно. 1.Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира.. 2. Социализация – это вхождение в общество. Стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья. Дальше — детские сады, школы, вузы. Через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени. 

19.Каковы представления о взаимосвязи психики и организма в идеалистической философии?

Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.Различное решение этого вопроса служит основным водоразделом между материализмом и идеализмом. Материализм утверждает первичность материи и рассматривает психику, сознание, дух, идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков, наоборот, утверждает первенство и независимость идеи, духа, сознания, психики.С тех пор как Декарт резко противопоставил друг другу материю и дух как две различные субстанции, психофизическая проблема приобрела особенную остроту. В принципе, в философском плане душа и тело, психика и организм были дуалистически разъединены. Между тем факты сначала обыденной жизни, а затем и данные все более углубленного научного исследования на каждом шагу свидетельствовали о наличии между ними определенных взаимоотношений. Особенно яркие доказательства взаимосвязи психики и организма дали генетическое исследование и патология.

20. Стадии и механизмы социализации личности.Социализация – процесс и результат социального развития человека.Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.А. В Петровский выделяет три стадии развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений (воспитывается родителями, воспитателями, учителями и т. д.). Человек обучается быть личностью. Это не так просто. Примером тому являются феральные люди. Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации (выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных).На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Человек уже способен проявить себя как уникальная индивидуальность. Стадия проявления различий между людьми.Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом. Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.Пассивная позиция – когда индивид усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда индивид воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого.Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. вопреки позиции большинства.








sitemap
sitemap