Психология ощущений



МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области»

ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Выполнила ученица 9 «Б» класса

Ф.И.О. Землянскова Анна

Руководитель педагог-психолог

Степанцова Екатерина Анатольевна

Телефон 8-903-384-58-39

Эл.адрес: [email protected]

г. Вольск

2012г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________стр. 3

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ._________стр.5.

1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ ___стр. 8

1.3. МИР ЗАПАХОВ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ _________стр.13

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Ход исследования________________________________________________стр.15

Выводы и рекомендации___________________________________________стр.17

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________стр.20

V. ЛИТЕРАТУРА_______________________________________________ стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы  узнаем  благодаря  органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.

Человеку необходимо все время получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

Данная тема вызвала у меня большой интерес и поэтому тема моей исследовательской работы стала «Психология ощущений». Конечно, в одной работе сложно рассказать и раскрыть все ощущения, поэтому я остановлюсь только на таких ощущениях как: цвет и запах. Цель моей работы: изучить ощущения цвета и запаха, роль данных ощущений в жизни человека, как с помощью цветовых предпочтений определить состояние человека.

Задачи, которые я поставила в работе:

Изучить научную литературу в данном направлении;

Провести практическую работу по определению цветовых предпочтений: тест Люшера.

Объектом исследования будут ощущения (цвет).

Гипотеза: Могу предположить, что роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих.

Методы исследования:

Изучение научной литературы.

Изучение источников Интернета.

Наблюдение.

Тестирование.

I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение –  всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. Психические познавательные процессы — динамически изменяющиеся психические явления, в своей совокупности обеспечивающие познание как процесс и как результат.

Термин “ощущение” психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят в тех случаях, когда человек отдает себе отчет в том, что на его органы чувств поступил какой-то сигнал. Любое изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение – это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.

В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить продукт (сахар, мед)  значит, речь идет только об ощущениях. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентируются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как “построить” образ боли может только человек с очень богатым воображением.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы  узнаем  благодаря  органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.

Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко,  непрерывно.

Органы чувств — это единственные каналы,  по  которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не  можем…”  Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.

Известный русский врач С.П. Боткин (1832—1889) описал редкий в истории медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку необходимо все время получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ

Рассмотрим вопрос определения сущности и особенностей ощущения в ретроспективе исторического развития психологического познания. Методология решения данной проблемы в основном сводилась к ответу на несколько вопросов:

1. С помощью каких механизмов физические движения внешнего мира трансформируются во внутренние физические движения в органах чувств, нервах и мозге?

2. Как физическое движение в органах чувств, нервах и мозге производят ощущение в том, что Галилей назвал “живым и чувствующим телом”?

3. Какую информацию получает человек с помощью зрения, слуха и других органов чувств, какие сенсорные сигналы необходимы ему, чтобы получать эти ощущения?

Так, античная мысль выработала два принципа, лежащие в основе и современных представлений о природе чувственного образа, — принцип причинного воздействия внешнего стимула на воспринимающий орган и принцип зависимости сенсорного эффекта от устройства этого органа.

Демокрит, например, исходил из гипотезы об “истечениях”, о возникновении ощущений в результате проникновения в органы чувств материальных частиц, испускаемых внешними телами. Атомам – неделимым мельчайшим частицам, проносящимся по вечным и неизменным законам, совершенно чужды такие качества, как цвет и тепло, вкус и запах. Чувственные качества считались присущими не сфере реальных предметов, а сфере взаимодействия этих предметов с органами ощущений.

Среди самих чувственных продуктов Демокрит выделял две категории:

1) цвета, звуки, запахи, которые, возникая под воздействием определенных свойств мира атомов, ничего в нем не копируют;

2) целостные образы вещей (“эйдола”), в отличие от цветов воспроизводящие структуру объектов, от которых они отделяются. Учение Демокрита об ощущениях как эффектах атомных воздействий было первой причинной концепцией возникновения отдельных сенсорных качеств.

Если концепция Демокрита исходила из принципа “подобное познается подобным”, то основоположники теорий считали, что сладкое, горькое и другие чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Всякое ощущение сопряжено со страданием, — учил Анаксагор. Одного контакта внешнего объекта с органом недостаточно для того, чтобы возникло чувственное впечатление. Необходимо противодействие органа, наличие в нем контрастных элементов.

Аристотель разрешил антиномию подобного – противоположного с новых общебиологических позиций. По его мнению, уже у истоков жизни, где течение неорганических процессов начинает подчиняться законам живого, сначала противоположное действует на противоположное (например, пока пища не переварена), но затем (когда пища переварена) “подобное питается подобным”. Ощущаемая способность трактуется им как уподобление органа чувств внешнему объекту. Ощущающая способность воспринимает форму предмета “без его материи, подобно тому, как воск принимает оттиск печати без железа и без золота”. Первичен предмет, вторично его ощущение, сравниваемое с оттиском, отпечатком. Но этот отпечаток возникает только благодаря деятельности “сенсорной” (“животной”) души. Деятельность, агентом которой является организм, превращает физическое воздействие в чувственный образ.

Таким образом, Аристотель помимо проникновения в орган истечений от предмета, признавал также необходимым для возникновения сенсорного эффекта и процесс, исходящий от самого организма.

На более высокую ступень учение об ощущениях было поднято в арабоязычной науке Ибн аль-Хайсамом. Так, по его мнению, за основу зрительного восприятия следует принимать построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. То, что в дальнейшем стали называть проекцией этого образа, т.е. его отнесенностью к внешнему объекту, Ибн аль-Хайсам считал результатом дополнительной умственной деятельности  более высокого порядка.

В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов. Причем такая работа происходит бессознательно. Он явился, тем самым, предшественником учения об участии “бессознательных умозаключений” (Гельмгольц) в процессе непосредственного зрительного восприятия. Таким образом разделялись: непосредственный эффект воздействия световых лучей на глаз и дополнительные психические процессы, благодаря которым возникает зрительное восприятие формы предмета, его объема и т.д.

До XIX века изучение сенсорных явлений, среди которых ведущее место занимала зрительная перцепция, велось преимущественно математиками и физиками, установившими, исходя из законов оптики, ряд физических показателей в деятельности глаза, и открывшими некоторые важные для будущей физиологии зрительных ощущений и восприятий феномены (аккомодацию, смешение цветов и др.). В течение долгого времени нервная деятельность мыслилась по образцу механического движения (Р.Декарт). Ее носителем считались мельчайшие тельца, обозначающиеся терминами “животные духи”, “нервные флюиды” и т.п. По механическому образцу представлялась и познавательная деятельность.

С развитием естествознания зарождались новые представления о свойствах нервной системы. Окончательно было сокрушено представление о том, что процесс чувственного познания состоит в передаче по нервам нетелесных копий объекта.

В первые десятилетия девятнадцатого века идет интенсивное изучение функций глаза как физиологической системы. Значительное место уделяется субъективным зрительным феноменам, многие из которых давно были известны под названием “обманы зрения”, “случайные цвета” и т.п. Так, Мюллер добивается физиологического объяснения иллюзий ценой отрицания различий между ощущениями, правильно отражающими внешний мир, и чисто субъективными сенсорными продуктами. И те, и другие он  трактует как результат актуализации заложенной в органе чувств “специфической энергии”. Тем самым реальность превращалась в мираж, созданный нервно-психической организацией. По Мюллеру, чувственное качество имманентно присуще органу, а ощущения определяются исключительно свойствами нервной ткани. Принцип специфической энергии органов чувств – представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден.

Другой ученый — Ч. Белл, изучая закономерности построения образа на сетчатке глаза, выдвигает предположение, что деятельность сознания, вмешиваясь в оптические законы, производит переворачивание образа, возвращая его в положение, соответствующее реальным пространственным отношениям. Таким образом, он настаивал на вкладе мышечной работы в построение сенсорного образа. Согласно Ч.Беллу, мышечная чувствительность (а следовательно и двигательная активность) является непременным участником приобретения сенсорной информации.

Дальнейшие исследования органов чувств побуждали рассматривать сенсорные образцы (ощущение, восприятие) как производное не только рецепторов, но и эффекторов. Психический образ и психическое действие соединились в целостный продукт. Такой вывод получил прочное экспериментальное обоснование в опытах Гельмгольца и Сеченова.

Гельмгольц предложил гипотезу, согласно которой работа зрительной системы при построении пространственного образа происходит по аналогу логической схемы. Он назвал эту схему “бессознательным умозаключением”. Бегающий по предметам взгляд, сравнивающий их, анализирующий и т.д. производит операции, в принципе сходные с тем, что делает мысль, следуя формуле: “Если… то…”. Из этого следовало, что построение умственного образа происходит по типу действий, которым организм первоначально обучается в “школе” прямых контактов с окружающими предметами (по мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского). Иначе говоря, осознавать внешний мир в форме образов субъект способен только потому, что не осознает своей интеллектуальной работы, скрытой за видимой картиной мира.

И. Сеченов доказал рефлекторный характер этой работы. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – русский физиолог и психолог, автор естественнонаучной теории психической регуляции поведения, предвосхитивший в своих работах понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения. Чувственно-двигательную активность глаза он представил как модель “согласования движения с чувствованием” в поведении целостного организма. В двигательном аппарате вместо привычного сокращения мышц он увидел особое психическое действие, которое направляется чувствованием, то есть психическим образом среды, к которой оно (и организм в целом) приспосабливается.

В конце XIX века исследования ощущений были детерминированы желанием исследователей расщепить “материю” сознания на “атомы” в виде простейших психических образов, из которых она строится (В.Вундт). Ощущения в лаборатории Вундта, изучаемые с помощью метода интроспекции, представлялись как особые элементы сознания, доступные в своем истинном виде только наблюдающему их у себя субъекту.

Современные взгляды относительно физиологических основ ощущений интегрируют все то полезное, что было накоплено различными учеными в предыдущие века и десятилетия.

1.3. МИР ЗАПАХОВ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще. Но все мы — дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой. Женщины, которым в роддоме приносят чужих младенцев, по запаху определяют подмену. Аналогично и новорожденные, не видя и не слыша матери, отличают ее от любого другого человека по запаху.

На Западе дизайнеры в буквальном смысле проектируют запахи ресторанов, отелей, аэропортов, торговых кварталов. Для чего? В человеческом мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Определенные ароматы обладают способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей, мы бьем в слабое место их психики. Образно выражаясь, запах — это вечно открытые врата души, которые не поддаются логическому контролю. Научившись открывать эти врата, транснациональные корпорации извлекают громадные прибыли.

Пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия  и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «неопыленными» секциями. Потом он набрал 3 тыс. добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто — как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента.Хирш также установил, что запахи влияют на производительность труда. С помощью запахов он научился повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или наоборот — усыплять человека. Было установлено, что некоторые ароматы снимают депрессию у больных, улучшают их настроение.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Цветовой тест Люшера — это психологический тест, основанный на восприятии цвета. Цветовой тест разработан доктором наук Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. С помощью цветового теста Люшера можно определить причины психологического стресса, который может привести к образованию физиологических симптомов и растройств.

Доктор наук Люшер выявил, что восприятие цвета универсально и немного объективно почти для всех, но некоторые индивиды предпочтения в выборе цветов субъективны. Эта разница позволяет определять субъективные состояния при помощи цветового теста Люшера.

Цветовой тест Люшера постоянно и почему то необдуманно применяют в отборе. Часто из за того что легко и дает много информации для обдумывания. Необдуманно из за того что ЦТЛ диагностирует не показатели личности, а ее состояния. В результате опытов с тестом Люшера оказалось, что примерно через 1-2 месяца люди определяют ЦТЛ совсем подругому. Выбирать же следует только по твердым, определенным во времени свойствам личности.

Результаты цветового теста Люшера полностью зависят от мировоззрений психолога, который обрабатывает тест. Не важно как проходит обработка теста, главное что идеальный расклад следующий: красный желтый зеленый фиолетовый синий коричневый серый черный.

Проведение теста Люшера:

Сейчас существует 2 варианта цветового теста Люшера: краткий и полный. При использовании краткого варианта берется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Тестирование представляет собой упорядочивание цветов проходящим тест по степени их субъективной приятности. Процедура прохождения цветового теста Люшера проводится при естественном освещении, однако нельзя чтобы воздействовали на таблицу прямые лучи солнечного света. В инструкции говорится чтобы испытуемый отвлекся от ассоциаций, связанных с модой, общепринятыми вкусами, традициями и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного восприятия.

Так как определение цвета основано на бессознательных процессах, он показывает на то, каков индивид на самом деле, а не на то, каким он может себя представить или хотел бы быть таким, потому что это часто бывает при прохождениии цветового теста люшера.

Выводы цветовой диагностики Люшера позволяют вывести индивидуальную характеристику и дать профессиональные характеристики о том, как легко можно избежать психологического стресса и каких либо симптомов, к которым он приводит. Так же, цветовой тест Люшера представляет дополнительную информацию для психологии и гомеопатической терапии.

Психологи, которые применяют тест Люшера в своей практике, утверждают, что он позволяет определить быстрый и глубокий анализ личности человека на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

Использовать компьютерные программы для проведения теста Люшера можно. Однако следует отдавать себе отчет в том, что даже при использовании самых современных мониторов и видеоадаптеров цвета, которые они отображают, существенно отличаются от Люшеровских. Кроме того, разные мониторы настроены неодинаково. В зависимости от установок яркости, контрастности и других характеристик мониторов одни и те же цвета воспринимаются неодинаково.

1

2

3

4

5

6

7

8

Методика «Ранговая позиция» автор Савченко М.Ю.

Базовыми методиками являются «Тест цветовых предпочтений» Люшера, «Цветовой тест отношений» Эткинда.

Оборудование: восемь цветовых карточек (соответствующие тесту Люшера) Основные цвета:

Синий – символизирует спокойствие, удовлетворённость;

Сине-зелёный – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство.

Оранжево-красный – символизирует силу волевого акта, агрессивность, наступательность, возбуждение.

Светло-жёлтый – активность, стремление к общению, жизнерадостность.

Дополнительные цвета:

Фиолетовый;

Коричневый;

Чёрный;

Серый.

Ключ к тесту:

1 – 2 – состояние покоя, невозмутимость ( в случае с экзаменом может свидетельствовать о несерьёзности намерений);

3 – 4 – состояние делового возбуждения (позитивное состояние);

5 – 6 – тревога, психическое напряжение (неудовлетворённость);

7 – 8 – переживание стресса.

Я провела следующее исследование: Определение отношения к предметам и определённым понятиям по цветовым предпочтениям, на основе цветового теста Люшера. В исследовании приняли участие моего класса. Диагностика проводилась индивидуально, каждый участник видел на экране монитора основные цвета теста Люшера и определял, с каким цветом ассоциируется данный предмет или понятие. Результаты мной заносились в таблицу. Потом с помощью ключа подсчитывался коэффициент и ранговая позиция. Вот таблица результатов:

Результаты

Ф.И.уч-ся

Отношение

Русский яз.

литература

математика

история

химия

география

Английский (немецкий) язык

физика

ФЗК

школа

учёба

общение

экзамены

родители

Личное состояние

Ямщикова Мария

4

3

7

6

5

1

6

8

2

5

1

4

2

3

4

Леонтьева Надежда

3

2

4

6

7

3

1

3

7

3

2

4

3

4

3,7

Мирошниченко Юлия

1

3

7

4

4

3

8

5

5

5

3

4

5

4

4,3

Тощева Ирина

4

6

1

2

3

5

3

3

5

2

3

5

4

5

3,6



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap