Психология масс



Психология масс представляет собой область социально-психологических явлений. Выделяется несколько ключевых общностей: толпа, масса, общественность, которые отличаются как признаками сознания, так и признаками проявления.



Теория личности Адлера. Ломов, культурная парадигма Выготского, психомоторная теория Берштейна, установка Узнадзе, Немов психологическая теория труда. Категория населения. Если брать глобальную массу, то обычно она состоит из психически здоровых людей. Эти люди воспроизводят образец нормы, природный эталон. Норма психических качеств. Она вычисляется, а не задается, поэтому за норму принимают некое усреднение некоторых параметров, встречаются отклонения. Если брать общий случай, то норма характеризуется законом нормального распределения, при этом отклонения могут иметь ту или иную социальную ценность. Качество разрушителя, созидателя, психогенетическое основание. Каждый человек занимает определенное место на шкале разрушитель – созидатель. Применяя закон нормального распределения, край – чистые типы людей, либо только разрушителя, либо только созидатели. Их очень мало, их всего 0.3 % при норме 68%, если мы имеем дело со здоровой популяцией. Эволюция, если будут изменяться условия обитания. Симметрия движущих сил, компенсирующих друг друга, гибель. Источник движущих сил – ассиметрия. Человек нормы живет мечтами о том, как жизнь устроить сейчас, сиюминутными заботами. Для всякого государства база популяции представляет основу жизнеспособности – база существования и развития государства, гарантия стабильности страны. Циклы смены приоритетов, прогресс/регресс. Цикл = 400 годам. За начало 812 год. Единая социально-гуманитарная теория. 400: 100 – золотой век, 100 – серебряный, 100 – медный, 100 – железный. Источник ассиметрии, гипотетическая теория. Человеческая цивилизация творится природой. Регуляцию 3х областей 2/3 явлений биологических, психических и социальных, которые определяют направленность и динамику популяционного процесса. Существует природная регуляция социальных процессов (регуляция переходит на уровень сознательного управления). Осуществляется под воздействием 2х фундаментальных сил природы: созидания и разрушения. Обе в материальном мире. Производные от Идей (Тезаурус). Бог, сатана – проявление двух природных ипостасей. Механизм действия «высших сил»: первичная идея материализуется в психогенетических особенностях людей, затем эти идеи из общественных процессов конструируются и осуществляются людьми. Общественные процессы направляются либо созидателями, либо разрушителями. В результате мы имеем дело с развитием массового сознания. 2/3 аппарат управления генетикой. Следующий этап развития психики – развитие самосознания. Организованные ныне способы влиять на процессы, либо усиливать проявление ассиметрии, либо ослаблять проявление ассиметрии. Современное общество может выбрать будущее неосознанно.

Теории массовидных процессов. Фромм считал, что в массе у человека чувство бессилия, невозможность сопротивляться. Это сопровождается утратой духовности, что порождает экзистенциальные фрустрации. Лебон полагал, что в массе индивид испытывает чувство неодолимой мощи. Существуют идеи и чувства, которые превращаются в действия и только у тех, кто объединял в массы, здесь люди могут действовать, проецируя на эти действия некоторые чувства и некоторые задачи. Лебон полагал, что именно из этого обстоятельства происходит могущество масс. Московичи утверждал, что идеи управляют массами. Массами управляют только идеи. Масса с идеями становится неуправляема больше ничем, начинается реализация идей. Московичи полагал, что индивиды в массе растворяются, люди утрачивают свои личные интересы. Причем утрата личных интересов имеет цель, возникает атмосфера в массе, когда появляется стремление подчиниться общим желаниям. Московичи полагал, что общие желания те, которые к общим относят вожди масс. Если люди собираются вместе, то их обуревают одни и те же эмоции и если люди объединяются, то они объединяются в высшей убежденности (нечто, относящееся к высшим сферам). Грушин полагал, что массы не составляют какой-либо структурной организации, массы не представляют собой целого, автономная различная область взаимных людей. Сущность масс предстает особым родом аморфных, бесструктурных социальных обществ. Неопределенный случайный состав, если это так, то такая масса оказывается неустойчивой, характеризуется относительностью своего существования. Канетти классифицировал: преследующая масса, убегающая масса и запретная. Внутри массы господствует равенство. Для достижения цели масса стремится к организации. Московичи: если масса на лицо, то тогда возникает задача для политиков. Тогда политики ставят задачу организовать массу. Природа массы иррациональна, но иррациональная сущность представляет из себя некую потенциальную силу, стремится к освобождению. Политическая задача: трансформировать иррациональную силу. Высвобождение иррациональной силы приводит к тому, что проблема существования масс – вождь. Московичи: массу в движение приводят 2 вещи – страсть или верования. Верующие стремятся ассоциироваться с предметом своей веры.

Теория массообразования. Блумер полагал, что источником массообразования служит состояния общности, состояние социального беспокойства и начинается процесс массообразования. Социальное беспокойство возникает, когда нарушаются установленные, основанные на навыках, образы действия, привычки, установки на действия, которые представляют образ жизни (предполагает стереотип). Человек применяет некие образы действия и не затрачивает энергию. Состояние реформирования (общественных отношений, самое важное), когда люди недовольны культурными установлениями. Если возникает состояние эмоционального беспокойства, то начинается подготовка к качественно новым формам поведения людей, альтернативные формы (радость – печаль, встреча – разгром). Проявление масс выражают как в новых формах поведения, возможно, что начнется организация массовых проявлений. Начальная стадия: обнаружение в себе поведения беспорядочного характера. Люди суматошно и бесцельно суетятся. Сознание себя блокирует, сознание не проявляется. Фрейд утверждал, что сознание человеку дано, чтобы он определял причину объективной необходимости. Посредством сознания человек обнаруживает, что существует необходимость, которая объективно обусловлена – вот функциональность сознания. В конечном счете, суета становится напряжением, появляются позывы к действию. Позыв к действию в отсутствии цели ведет к беспорядочному поведению. Формируются предчувствия, чувство надвигающегося бедствия, чего-то того, что окажет определенные воздействия, то, что имеет свою цену, которую придется заплатить. Чувства тревоги, страха, появляется неуверенность в том, что ждет человека в ближайшем будущем. Предчувствие есть и предвидение, тогда у человека появляется детерминанта рвения. Рвение проявляется в совместной агрессивности. В таком состоянии начинают порождаться разные слухи. Слухи характеризуются преувеличениями. Чем парадоксальнее слух, тем достовернее он кажется. Почему это возможно? Так как усиливается раздражение людей, люди очень чувствительны. В конечном счете, повышается внушаемость людей. В конечном счете люди оказываются психологически неустойчивыми. В этом состоянии люди подвержены действию эмоций.

Теория большой группы. Если в рамках социума существуют разные группы, то тогда в социуме существует столько же видов и типов группового сознания. Эта группа – субъект данного сознания: национальное, классовое, этническое, религиозное. Эти типы и виды сознания служат показателями существующих массовых обществ. Массовое сознание. Грушин вводит понятие общественного сознания – сознание некоторой общности. Постулат: массовое сознание – временная разновидность общественного сознания. Временная разновидность связывается с деятельностью масс.

Модель массового сознания. Массовое сознание имеет сложную структуру. Массовое сознание образовано широкой совокупностью идей, чувств, настроений, которые отражает все стороны жизни людей. Структура определяется тем, насколько эти люди имеют отношение к разным сторонам сторон жизни. Это разные массы и разное массовое сознание. Грушин: составляющие массового сознания возникают, формируются в неких социальных процессах массовизации, разнообразных способов жизнедеятельности людей в обществе, способ производства, способ потребления, жизнедеятельность в ситуации общения, досуга и развлечения. У людей порождаются схожие убеждения, одинаковые оценки, одинаковые привычки. Способы жизнедеятельности образуются, развиваются в контексте массовой культуры, которая обуславливает способы бытия. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием через пропаганду. 

Особенности массового сознания. Массовое сознание характеризуется разорванностью, фрагментарностью, пористостью, противоречивостью. Массовое сознание обладает 2 противоположными качествами: 1) способность к быстрым и неожиданным изменениям, 2) окостенелость в результате действия механизмов образования стереотипов. Управление массовым сознанием ориентировано на уже сформированный стереотип, оказывающее влияние на массовое сознание слово, произнесенное СМИ. Тогда такое воздействие сильно, когда СМИ пытается принудить пользователей к некоему стандарту мышления. СМИ осуществляет психологическое конструирование, которое ориентировано на формирование и удерживание некоторых стандартов мышления, подавляя критическое мышление, подавление способности успеха. Возникает психологический фон, осуществляется внушение: внушается набор стандартных интересов, они ограничены. В первую очередь нужно внушить ценности, которые установлены в этом обществе, через ценности управляют вкусами, интересами, ценностями, со вкусами связаны определенные поступки. СМИ формирует область неких поступков, которые одобряют в обществе, служат в нем стандартами. СМИ в нашем мире решают определенные задачи. Приоритетная задача СМИ: пропаганда в развитом обществе, привить слою общества нужный ему стереотип неких общественных отношений (кем-то установленный). Эти процессы имеют определенную цель (они естественны и необходимы): удержать массу в рамках существующей в этом обществе господствующей идеологии смысла и образа жизни людей. Устойчивость общества определяется тем, насколько медленно изменяются традиции. Скорость эволюционная (общество устойчиво) и революционная (решается задача быстрого изменения). У людей одни и те же представления о реальной действительности. Представления о своем поведении. В результате пропаганды образуется совокупность ценностных ориентаций. Кроме ценностных ориентаций образуются установки и нормативные образы. Эти конструкты отражают готовность людей действовать определенным образом. Массовое сознание является общественным продуктом.

Толпа. Это некая общность людей, которая находится в непосредственном пространственном контакте друг с другом. При этом общность обретает силу, которая проявляется в поведении общности. Поведенческая сила толпы характеризуется величиной, зависящей от тесноты контакта. Чем теснее контакт, тем сила больше. Такую силу чувствует каждый в толпе. Толпа образуется ситуативно. В толпу собираются только те, для кого данная ситуация является личностно значимой, либо в контексте обыденного сознания. Когда толпа образовалась, она – целостный организм. В этом организме появляется единый центр управления. Толпа это однородная масса, состоящая из определенных психик. Индивидуальная психика становится единым целым, действуют факторы регуляции этой общественности. Особенности регуляции: толпа полностью игнорирует мышление, как фактор регуляции поведения, так как состояние высокого эмоционального возбуждения. Управлять толпой можно только на уровне эмоций. Логика перестает существовать. Отсюда диагностический признак того, что толпа состоялась. 

Масса. Некая популяция людей, которая не находится в непосредственном контакте друг с другом. Общностью они становятся, когда происходит некое событие, которое значимо для многих людей. Значимость должна быть достаточно высокая. Все эти люди могут быть представителями различного социального статуса. Что особенного? В массе люди не взаимодействуют, часто эти люди друг друга не знают, но они обладают знанием, осознают жизненное событие, но они догадываются/знают, что есть другие люди, такие же как они. События, приводящие к созданию масс, покушение на интересы людей (люди обиженные). Появляется социологический фактор сплочения людей. Пока эти люди ничем не могут обмениваться (чувствами, мыслями, решениями). Признаки массы: общий предмет интересов людей, составляющих массу. Некоторые опредмечивают характерологический признак. Если мы знаем стандарты, то мы знаем какие массы мы можем создать. Мы должны спровоцировать некоторое событие, которое ущемляет предмет интереса (предмет – мотивообразующий фактор). Утилизация предмета интереса невозможна – у людей с этим интересом возникло определенное чувство, люди начинают сочувствовать друг другу. И тогда в индивидуальном сознании люди становятся соучастниками некоего совместного процесса, соучастие сопровождается мышлением, в этом люди становятся единомышленниками (действовать они будут более или менее одинаково). Появляется информация о том, что множество людей проявляют себя одинаковым образом. Эти проявления до поры до времени будут независимыми друг от друга, но одинаково направлены. Здесь можно говорить о поведении массы. Все формы проявления поведения массы из индивидуальных, но схожих действий, действительности массы. Эти деятельности есть реакция на значимое событие. Например, массовая протестовая деятельность, агрессивная деятельность, деятельность поддержки. Простейшая форма деятельности массы – выбор чего-либо или кого-либо. Когда масса что-то выбирает, как наиболее предпочитаемое. Существует определенная масса, которая сделала выбор (диагностическая процедура). Когда образуется масса (совпадают выборы многих одного предмета, события) влияние на общество становится огромным, событие приобретает силу, которая способна материализоваться. Образовавшаяся в событийном пространстве масса, является временной, неустойчивой, поведение спонтанно, нерегулируемо. Возникает идея направленного формирования и управления массами с определенными целями. Механизм массы (сформированный событием) необходимо возглавить. Для этого масса должна быть организованна – общественное движение. Если поведение массы организовать, то становится более высокий уровень общности, появляется общественное движение.



Общественное движение. Вырабатывает программу поведения общности и создает свою социальную структуру – любое общественное движение – социальная целостность, которая осуществляет свою деятельность. Локальное общество – объединение людей, в основе которого лежат внутригрупповые ценности, установки. Всякое общество имеет свою социальную организацию, социально-психологические основания единства людей в этом обществе (то, что связано с культурой данного общества). Из этой культуры образуется образ жизни в обществе, способ жизни. Культура проявляется в устанавливающихся традициях. Отправлять в этом обществе собственные обычаи, ритуалы и какие-то обряды – сущность культуры. Характерны определенные тенденции, причины, порождающие движение силы. Тенденция – материализация образов, мыслей. Для общества характерны предписанные правила (признак того, что общество есть), нормы, определенные аттитюды, обусловленные принципами общественного бытия. В таком социуме сформировывается общественное сознание. На низшем уровне общественного сознания образуется понятие «Мы» — обуславливает единство личности. Связаны друг с другом своим социальным знанием, особенностями психологической культуры. Общественное сознание проявляется, в частности, в общественном мире. Общественное мнение – атрибут локального/глобального общества, как хорошо организованной массы. Таким образом, чтобы изучить общественное мнение, необходимо вначале определиться с обществом, которое характеризуется своим общественным сознанием, как продукта осознания единства.

Теории и задачи массовой психологии. Массовая психология изучает особенности индивидуальной психики, но некоторого множества людей, образованного как целостность по каким-либо признакам. Если изучается целостность, то это предполагает разработку теоретической модели личности (целостности). Нужно иметь представления о норме психических показателей. Основная задача массовой психологии – изучение массовой характерологии, существует ли психоэволюция как факт и результат эволюционного процесса, какова психодинамика эволюции психики. Существует ли естественная стратегия психодинамики: законы развития, инволюции, цикличность развития. В сегодняшнее время закончилось действие законов эволюции тела и сознания человека. Если существует управление, значит есть естественная стратегия у человека, либо есть препятствия психической эволюции, либо нет. Массовая психология ставит задачу выявить существуют ли препятствия психической эволюции.

Цивилизатология. Задачи сравнительной психологии в отношении локальной цивилизации. Для теоретической психологии особое значение имеет вопрос о том, какова психика всех людей. Общая психология – константная модель психики. Существует некая эталонная психика. Природа производит не похожие в чем-то на эталон, происходит эволюция. Задача формирования инновационной личности. Категория населения (определено географически/административно). Население следует анализировать целостно. Люди, живущие на одной территории, объединены по территориальному признаку. Скорее всего, все население обладает такими устойчивыми качествами, которые присущи всем людям этой территории. Население характеризуется своей культурой, которая надстраивается над общей культурой. Такое множество организуется массовидными явлениями. Здесь образуются толпы, массы. Здесь действуют некоторые законы консолидации населения. На территории образуется некоторая масса. Какими качествами психики обладают эти люди? Общность населения, можно говорить об общности сознания, необходимо знать диапазон качеств психики от прошлого к настоящему. Если мы прогнозируем динамику, тогда прогнозируем стратегию психодинамики. Должны понимать, каковы перспективы общественного сознания, каков должен быть человек?

Принцип конструктивизма. В психике некий конструктивистский механизм. Сформируется некая общность, которая выбирает для себя будущее. Регуляторы состояния общества: внешние и внутренние. Динамика распределения психогенетического принципа: вопрос будущего желаемого или нежелаемого? Здесь массовая психология. Решая задачи перспектив эволюции психики, разработка перспектив. Некая точка отсчета, социальный идеал, он должен отражать желания большинства. Важно согласовать, что социальный идеал не должен противопоставляться объективным законам, то есть в обществе с высоко развитым сознанием. Если это есть, то можно говорить о психическом здоровье популяции. Во всяком обществе есть люди с отклонениями. Но есть норма людей 68% с одинаковыми нормальными показателями – эти люди адекватны объективной реальности. Собчик: люди, которые достаточно адаптивны в сложных длительных ситуациях. Если большинство является нормальными, то тогда общество нормально и жизнеспособно. Не норма – вырождение, затем гибель. Вырождение из психических расстройств это организменные расстройства. В основе расстройства психики – нравственные, моральные расстройства. В здоровом обществе – акцентуирование личности, 4 – пограничное состояние, 0.3 – психически больные.

Анализ источников регуляции массовых процессов. Основной источник психических аномалий – генетическая предрасположенность к тем или иным отклонениям, может претерпевать изменения, цивилизационное влияние. Мужественность-женственность – качества. Многомерная шкала свойств, показателей не только психики, но на всех уровнях организма человека. Есть некие полярные значения. Крайние значение М/Ж: чистый мужчина/чистая женщина, чисто биологически. Полноценный мужчина/полноценная женщина = 68% норма общества, они обеспечивают жизнеспособность общества. Кривая Гаусса для М и Ж.  Характеристика общества на этом признаке от того, как близко кривые пересекаются. Психогенетические особенности человека имеют глубокое материально-биологическое основание. Хорошо известные признаки: важнейший биологический индикатор – показатель соотношения женских и мужских гормонов в отдельно взятой особи. Существуют эталоны соотношения. Нарушение этого эталонного соотношения проявляется во вторичных половых признаках. Если гормоны половые, то и аномалии отклонения от идеала обнаруживают себя в сексуальной сфере личности: в ценностях, в представлениях, в определенных течениях, направленности. Нарушение эталонов проявляется и в психике. Проявления в ориентации и в отношениях личности. В настоящее время некая тенденция: сегодня эта шкала начинает размываться, возникла тенденция, которая свидетельствует о том, что происходит омужествление женщин и оженственение мужчин. Сейчас происходит расчеловечивание человека, идиотизация людей, воля перестает быть высшей психической функцией. Общение нецензурной бранью – расчеловечивание. Программа расчеловечивания масс: брюки, курение, мат, выпивка, стремление быть самостоятельными и независимыми. Понятие человек не может быть приминимо к индивиду. Человек – парный симбиоз (М + Ж).Мужчина и женщина являются полярными объектами, если они образуют полярную пару – важнейший диалектический закон – закон борьбы и единства противоположностей. Нечто цельное существует только в синтезе противоположностей. Что позволяет этому единству быть источником движущей силы, пройти путь, заданный природой. Дети – общественные процессы являются эволюционными. Поэтому существует культура единства полярных гендерных особей – культура цивилизаций, так как этот закон задан природой, он обеспечивается через особенности человеческой психики. Женщины самостоятельны: проявление тенденции выйти из действия закона. Человечество выходит из действия закона – обеспечивает свою гибель. Для стремления к независимости осуществляют условия – материализация некой программы (рушится советский союз хD). Особый интерес для массовой психологии представляют аномальные особи в качестве субъектов общественных отношений. Аномальное обществом отторгается, они переживают свою отчужденность (состояние психотравмирования). Возникает проблема нормализации отношений. Отчужденные относятся как к идиотам, так и к гениям. Отчужденные создают общественное движение (сюда входят одинаковые по своим отклонениям люди). Указывает, что их аномалия не единична, появляется стремление к расширению (чем нас больше таких, тем меньше наша аномальность). Любое объединение – объединение аномальных. В сообществе аномальных создается легенда: аномалия – это особая способность одаренных личностей – это ценность для цивилизации, если они ценность, то должны обладать привилегиями. Аномалия возводится в культ: специфические обряды, обычаи. Все эти культы недоступны простым смертным. Нормальное в их сознании – стадо, которое должно обеспечивать аномальных (избранных), они уже норма (в материально-экономическом плане). Право – человека, а обязанность – кого-то другого. Когда человек реализует право, значит кто-то обязанный позволил ему осуществить право. Объединения аномальных – это механизм нормообразования (развития нормы). Но может быть 2х типов: 1) эволюционный тип (небольшая скорость), 2) революционный тип (большая скорость). Психопатичность общества определяется психической природой человека. Общество психически больное. Человек больше в социальной среде, он личность. Если не будет общества, он животное. Общество, о котором идет речь – оно ничтожно. Характеризуем общество – оно непрерывное, увеличение скоростей производства и потребления. Машины – навязывают жесткий характер, машинизируют человека. В таком обществе преобладает искусственность бытия. Таким образом, социальная сфера – источник угрозы.



Массовая психология изучает психологию популяций, то есть больших социальных общностей. Предътечье массовой психологии – психология масс. Массовая психология изучает психику локальных, временных масс. Объект массовой психологии – популяция, изучение популяции – это 2/3 контекста личности. Предмет массовой психологии – законы психических явлений, возникающих в популяциях. В первую очередь нас интересуют динамические законы, психодинамика, законы психических явлений: прошлого, настоящего, будущего. Методология исследований – всеобщая методология, то есть общенаучная методология. Речь идет о глобальных явлениях цивилизационного порядка. Теория: задача построения системной теории психики в целом. Эмпирическая база: начал заниматься Грушин. Данте о массовом сознании: по существу 2/3 сознания мы изучаем законы массовой психологии, возникающие и действующие в популяции. Все психические процессы происходят в ткани памяти, сознания. В бессознательном строится конструкции, которой живет человек (о чем мечтает, на что надеется). Все психические явления составляют единство. Категории массовой психологии: основные категории философии. Декарт: 2 начала мира, протяженности мира и целостность, единство мира. Спиноза: категория материи не сводится к категориям вещества, категория движения. Цивилизация живет ресурсами природы. Необходимость разработки человеческих, психических ресурсов. Психика людей составляет психологических потенциал. Может быть незначительным/существенным. Психологический потенциал – некий заряд потенциальной, интеллектуальной, нравственной и творческой энергии, обладает огромной духовной силой. Является стратегической задачей для государства. Нужна идеология разработки психологического потенциала. Нужна конструкция государства, которая этим бы занималась. В практическом аспекте массовая психология – научное основание решения задачи разработки человеческого ресурса.

Психология невротизма по Адлеру. Невротизм стремится компенсировать чувства собственной неполноценности определенным образом: стараться привлечь к себе внимание других людей любыми средствами, причем сами для этого необходимо пойти на преступление. Определенным способом и с определенной целью приобрести значимость в окружении, чтобы играть заметную роль. Хорни: переоценивают себя, а значит стремятся быть кем-то, хотят играть заметную роль, быть значимыми. Человек пребывает в состоянии самоконфликта. Невротик: человек стремится к самоутверждению, позиции превосходства над другими, переживает ущербность от собственных недостатков, как явных, так и понимаемых. Человек старается компенсировать несоответствия идеальной модели превосходством. В результате, когда человек переживает ощущение ущербности, то это заставляет человека действовать неосознанно и дезадаптивно (Собчик: дезадаптивность – показатель невротического расстройства). Поскольку человек действует дезадаптивно, человек индивидуализируется, появляется то, что может компенсировать чувство неполноценности. Прогрессирование этого невротизма ведет к патологии крайнего индивидуализма (невозможен вне общества, потому что крайний индивидуализм – состояние противопоставления человека себя обществу).

Теория западного общества (Грехен): глубокий кризис, духовная нищета и упадок нравственности. Для общества характерны условия: принцип морали: культ секса, сатанизма, рекламирование жестокости и порнографии. Машков (цикличность развития России). Условия: человек полностью зависит от искусственного, созданного им мира, которому он поклоняется как богу. Развитие определяется культурой. Необходимо разнокультурье в мире. Сейчас в мире денационализация народа. Существует основание, существует механизм противодействия уничтожения человечества. Юнг. Человечеством управляет коллективное бессознательное, переживания предков, биологический и психический опыт всего человечества. Архетипы – результат бессознательного, сфера жизни (взаимодействие архетипов) порождает мотивы поведения человека. Архетипы спонтанно проявляются в процессах сновидения. Основной формат – формат символов. Архетипы – источник мифов, религии. В сновидениях реальность происходящего. Источники сновидений – образы. Психика очень сложна, модель психики: коллективное бессознательное разделяется на слои. В «поверхностном» слое – двойник «я» субъекта. В коллективном бессознательном двойник замещает «я» субъекта. В этой схеме есть и личное бессознательное, оно включает в себя все забытое и то, что человеком подавлено и составляет бессознательный опыт. Личное сознательное: глубинные слои, поверхностные слои. На глубоком слое – эго. Понять природу эго человек не сможет никогда.  








sitemap
sitemap