Психология личности(лекция 7)



Психология личностиМодуль 5.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Проблема типологизации в психологии личности. Психология индивидуальности. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности.

Ст. преподаватель Богдан Е.Г.

Лекция 7. Проблема типологизации в психологии личности. Психология индивидуальности. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности

1. Типологизация личностей с точки зрения морфологической и функциональной конституции (Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов). Типологизация характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко). Психотипы как психологические особенности человека (САМОСТ.).

2. Проблема критериальности типологизаций личности. Типы личности по критерию саморегуляции (К. Юнг), по уровню субъективного контроля (Дж. Роттер), на основе ориентации личности в отношениях с обществом (Э. Фромм). Типологии направленности и управляемости личности (С. Кьеркегор, Э. Шпрангер, Д.И. Фельдштейн) (САМОСТ.).

3. Проблема индивидуальности в трудах В. Дильтея, М. Бубера, К. Юнга, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Айзенка, Р. Кеттела, В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.С. Мерлина. В.М. Русалова, Э.А. Голубевой.

4. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент и характер. Индивидуальность как единичность и неповторимость человека (САМОСТ.).

5. Направленность личности и индивидуальный стиль деятельности как системообразующие качества индивидуальности. Индивидуальные свойства и их роль в развитии человеческой личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь (САМОСТ.).

6. Концепция личности В.А. Ядова. Развитие личности и социализация. Критерии степени социализированности (зрелости). Личность в системе социального взаимодействия.

3. Проблема индивидуальности в трудах В. Дильтея, М. Бубера, К. Юнга, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Айзенка, Р. Кеттела, В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.С. Мерлина. В.М. Русалова, Э.А. Голубевой.

«Индивидуальность выявляет себя обособляясь от других индивидуальностей. Личность выявляет себя, вступая в отношение с другими личностями» — М. Бубер.

Личностный смысл возникает, когда личность оказывается в ситуации альтернативного выбора:

руководствоваться своими представлениями о мире и ценностными ориентациями, действовать в соответствии со своими потребностями и интересами или разделить чужие: общезначимые или индивидуальные;

воспользоваться этими, уже имеющимися в культуре знаниями, ценностями и образцами деятельности, или постараться выработать свои, обусловленные положением каждого человека в социокультурном пространстве и его индивидуальными задатками и опытом.

Три направления в изучении человеческой индивидуальности:

теории биологической индивидуальности (Б.Г. Ананьев и Русалов);

интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев и Мерлин);

социальной индивидуальности (Абульханова-Славская, Резвицкий).

Эти подходы можно разбить на 3 группы:

основанные на категории развития;

структурные (интегральные);

феноменологические (признаки различия).

6. Развитие личности и социализация. Критерии степени социализированности (зрелости). Личность в системе социального взаимодействия.

Процесс социализации – совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества – У. Бронфенбреннер.

Однако социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей (интериоризация); с др. стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (экстериоризация).

Развитие личности и социализация:

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация:

деятельность, общение, самосознание.

При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1. Ориентировка в системе связей между различными видами деятельности посредством личностных смыслов, т.е. выявление и освоение для каждой личности особо значимых аспектов деятельности. Продукт такой ориентации личностный выбор деятельности.

2. Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Институты социализации:

семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив;

институтом социализации в свете отношение к смысловой сфере собственной личности выступает совесть.

Концепция личности В.А. Ядова:

По мнению В.А. Ядова, ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, которая включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности.

Диспозиционные образования возникают при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Потребности человека реализуются в следующих сферах:

1. Ближайшее семейное окружение;

2. Контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид;

3. Более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта;

4. Сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Иерархия ситуаций:

1. Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные.

2. Ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы.

3. Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта.

4. Наиболее долговременное, устойчивые условия деятельности: свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической политической идеологической структуры его функционирования.



Четыре уровня диспозиций:

1. Составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях» (чему в западных исследованиях и соответствует термин «set»);

2. Более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, – социальные фиксированные установки или аттитюды, которые имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты);

3. Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые СУ (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр.). Так же, как и аттитюды, базовые СУ имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям;

4. Высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей: к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими соц-ми условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Иерархия диспозиционных образований как регулятивная система по отношению к поведению личности:

Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности:

1. Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»);

2. Регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях;

3. Регулирует уже некоторые системы поступков или поведение;

4. Регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. Здесь целеполагание представляет собой некий «жизненный план» – смысл жизни.








sitemap
sitemap