Психология этики и делового этикета



Психология этики и делового этикета.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ — слово *этика* происходит от греческого *ethos*, что означает *привычка, традиция, обычай*. Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность. Более двух с половиной тысяч лет назад философ и педагог Конфуций (древний Китай) завещал систему этических норм — честность, бережливость, верность долгу, милосердие, уважение к старшим, неприятие доносов, склонность к компромиссу. Учение для Конфуция — нравственная потребность, одна из радостей, путь раскрытия человеческих способностей. Идеи Конфуция сыграли большую роль в истории Китая и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Этика обосновывает различие добра от зла, принципы и нормы поведения человека, его отношений с другими людьми, предназначение, смысл и ценность жизни. Этическое и психологическое в жизни человека находятся в единстве. Восприятие нравственных норм зависит от свойств личности.

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом

длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру

поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой

древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются

всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то

данного общества, но и представителями самых различных социально-

политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны

вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным

строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными

традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы

обхождения , установленные при дворах монархов;

-дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других

официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических

приемах, визитах, переговорах;

-воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер

поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и

условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского

этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том,

что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение,

поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить

ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к

осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и

культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось

неприличным, становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета

не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места, времени и

обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних

обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными ,они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания ,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.



Следует отметить ,что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом , ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения : один — на людях, другой — дома. На работе ,со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны.

Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных

мероприятиях — приемах, церемониях ,переговорах.

Итак этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры ,нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми

народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.. Деловой этикет, основные положения

Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему. Одно из первейших правил, определяющих сам этикет — поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам. Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали.

Требования делового этикета не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием различных факторов. Современный деловой человек следует этим неписаным нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно выполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.

Любое правило делового этикета предполагает его разумность и необходимость соблюдения. Энджел Д.Ф. Этикет. — М.: Цитадель-Триада, 2000. — с. 21

Хорошие манеры. ВежливостьТактичность и чуткость.Скромность.1.1 Основные принципы делового этикета

В современном деловом этикете, выделяют 10 основных принципов. Рассмотрим их подробнее. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: «Авиаль», 1995. — с. 114

— Этичность. Весь комплекс норм и требований, составляющих деловой этикет обязан быть этичным, моральным.

— Целесообразность. Каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям.

— Свобода. Правила и нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

— Здравый смысл. Нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу.

— Удобство. Нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.



— Экономичность. Этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого.

— Эффективность. Стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большого числа договоров и т.д.



— Непринужденность. Нормы делового этикета не должны быть навязываемыми, отторгаемыми психологически.

— Консерватизм. Присутствие этого принципа во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то прочного, надежного.

— Универсализм. Каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.








sitemap
sitemap