Психологическая готовность к обучению в школе как условие успешной адаптации первокласс



Начало обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривающая переход на обучение детей с 6-летнего возраста, выдвигает перед психологией новые важные задачи.

В качестве основных задач начального этапа обучения Д.Б. Эльконин выделяет следующие:

1. Подведение детей к предметному обучению в логике научных знаний, раскрытие перед ними тех основных и фундаментальных свойств изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки.

2. Формирование у детей учебной деятельности, имеющей свои задачи и способы.

3. Формирование мотивов учения и интеллектуальное развитие детей. Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Обобщение — мыслительная операция, являющаяся основой формирования научных знаний. Л.С. Выготский рассматривал обобщение как особое свойство отражения действительности в сознании человека.[4] Иными словами, готовность к школьному обучению формируется в процессе осуществления учебной деятельности.

Психолого-социальное обследование готовности к школьному обучению ставит перед собой следующие задачи:

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к обучению;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.



Для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы незаменима методика определения стадии интеллектуального развития, описанная Н.Ф. Талызиной и Ю.В. Карповым. Результаты диагностики по этой методике позволяют сформулировать грамотные, четкие рекомендации для родителей по развитию интеллекта ребенка. Распределение будущих учеников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития» также возможно организовать, основываясь на данных, полученных при помощи методики Н.Ф. Талызиной. Обучение можно организовать гораздо эффективнее, когда дети в классе находятся на одной или на близких стадиях интеллектуального развития. [2]

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.



Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[1]

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.



Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов,чтение стихов и т.д.[1]

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника.[1]

Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения, в большой мере зависит:

1) от эмоционального климата группы детского сада;

2) от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.[3]

Отношение родных и близких. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Важно иметь адекватную самооценку, что бывает далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.[3]

Проблема готовности к школе включает психологический аспект. Психологическая готовность к школе включает: личностную готовность, волевую готовность и интеллектуальную. Под психологической готовностью к обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Список используемой литературы

1.Волков Б.С Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе [Текст]/ Волков.- М, 2008 г.,-192 с.

2.ДубровинаИ. В. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений[Текст] / Дубровина.- Гродно: ГрГУ, 2002г, -119 с.

3.Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Ж. практ. психолога. 1997, N 2

4. Эльконина. Д. Б. , Венгера А. Л. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Эльконина.- М. 1988г- 140 с.








sitemap
sitemap