Психогеометрия в школе



Оглавление

Введение………………………………………………………………………2 стр.

1.Теоретическая часть:

1.1 Проективные методы исследования личности 2-3 стр.

1.2 Что такое психогеометрия ? 3 стр.

1.3 Характеристика фигур 4-5 стр.

2.Практическая часть 6-7 стр.

3. Рекомендации по практическому применению психогеометрии 7 стр.

4. Заключение. Выводы. ……………………………………………… 7 стр.

5. Список используемой литературы……………………………………… 8 стр.

Введение

Почему мы поступаем именно так, а не иначе, выбираем именно эти ценности, придерживаемся именно такого стиля межличностных отношений? Для эффективного общения с людьми, надо знать людей. Надо знать их психологию, возможные реакции и тогда легче планировать свои действия, слова, вообще отношения. Чтобы в классе образовался слаженный коллектив, который будет успешно решать любые задачи, необходимо построить фундамент отношений. Существует много различных методик, направленных на изучение личности. В последнее время в психологических исследованиях и особенно диагностике часто используются графические методы. Нас заинтересовал этот материал.

Познакомившись с новым учебным предметом – геометрией-наукой о фигурах и их свойствах, возник проблемный вопрос «Находит ли геометрия свое воплощение в психологии, есть ли связь геометрических фигур и поведение людей?»

В основу работы положена гипотеза: попытки разделения разнообразия личностей на психологические типы по геометрическим фигурам.

Цель исследования: определение типа личности одноклассников и их индивидуальных особенностей

Задачи:

познакомиться с литературой по психогеометрии;

познакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии;

провести исследования по изучению особенностей характера одноклассников;

проанализировать полученные результаты.

Предмет исследования: проективные методы исследования личности.

Объект исследования: учащиеся 8 класса.

Для решения поставленных задач применили теоретические методы и проективные методы исследования личности.

1. Теоретическая часть

1.1 Проективные методы исследования личности

Проективные методики направлены на изучение особенностей личности, которые трудно обнаружить при наблюдении за человеком или, проводя обычные психологические опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и тревоги личности. Главное отличие данного метода заключается в возможности раскрыть те причины поведения человека, которые не осознаются и, соответственно, понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь приходит графический метод, который раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне. Люди сложны и непредсказуемы. Однако, при всем различии и неповторимости людей, есть некие общие тенденции поведения, которые позволяют «разбить» нас на группы.

Известный тест Роршаха «чернильных пятен» показывает, что рассматривая чернильные и цветные пятна, испытуемые говорят, что каждое из них им что-то напоминает, на что-то оно похоже. Тест Роршаха или тест чернильных пятен был создан в 1921 году швейцарским психиатром Роршахом.

Вот некоторые секреты теста Роршаха:- если вы на картинках видите внутренние органы, то это свидетельствует о нарушениях мышления; — самые популярные, то есть повторяющиеся ответы свидетельствуют о стереотипном мышлении отвечающего; — наличие цвета при характеристике образа говорит об эмоциональности человека (но если это черный, серый или белый цвет, то такой человек часто действует в состоянии аффекта); — если присутствует цвет и движение объекта одновременно, это указывает на развитый интеллект и творческие способности; Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) методик является психогеометрический тест С. Деллингер.

Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше всего импонирует. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты характера, особенности поведения.

1.2 Что такое психогеометрия ?

Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет: Мгновенно определить форму личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психогеометрия была разработана американским психологом Сьюзен Деллингер и нашла последователей в России. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Л.Громова и А.Алексеев, написавшие «Психогеометрию для менеджеров» в результате эксперимента по формированию кадрового резерва руководителей среднего звена для предприятий Петербурга и Московской области.

Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.

1.3 Характеристика фигур

Квадрат.

Квадрат — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.



Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Истинный Квадрат свято верит в поговорку: «Непорядок на столе — бес порядок в голове». Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организую людей и вещи вокруг себя. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами (часто неприятными).

Треугольник.

Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение: «рождены, чтобы быть лидером». Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольники всегда знают, какова их главная цель, потому это — очень решительные люди. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других ,делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Треугольники — честолюбивы. Треугольники очень симпатичные, привлекательные люди (иначе, кто бы за ними пошел?), которые заставляют все и всех вращаться вокруг себя и без которых наша жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это, так сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего,— любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость! Чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Позволяет Прямоугольниками легко манипулировать.

Круг.

Геометрически круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг в качестве своей основной формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм.

Круги обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги стараются угодить каждому. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником людей. Здесь Круги, когда хотят, могут быть весьма убедительными. В том, что они, как правило, отлично разрешают межличностные проблемы, во много «виноват» их особый склад мышления.

Зигзаг.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»),

2 . Практическая часть.

В эксперименте принимали участие одноклассники, ученики 8 класса.

Исследовательская работа содержала

следующие этапы:

тест Роршаха «чернильных пятен» показал что 85% учащихся обладают стереотипным мышлением и 15% -интеллектуально развитым и эмоциональным.

психогеометрический тест по изучению типа личности одноклассников.

рисуночный тест Энн Махони

Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер.

Обследуемому предлагается выбрать ту фигуру, в отношении которой он может сказать: “Это – Я!” (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. Ученикам надо было выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур. Зачитав черты характера, которые соответствуют каждой из фигур, ребята сравнили их со своими чертами у себя в фигурах. Соответствие выбранной фигуры тем чертам характера, которые прочитали, составляет 80 %.

Исследование показало, что в нашем классе есть все фигуры, кроме того, большинство – круги 30%, зигзаги 20%, треугольники 15% и квадраты составляют 25 %, а прямоугольник 10 %. Это позволяет сделать вывод о том, что наш класс творческий, остроумный, но иногда бывает несдержанным. Многие учащихся 8 класса — доброжелательные, заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих, также это люди с развитой интуицией, устремленные в будущее. Проводя собственное исследование, решили сравнить свои результаты с результатами теста по выявлению типа личности учеников нашего класса, полученными нашим школьным психологом с помощью теста Айзенка. Совпадение результатов составило 85%

Таким образом, можно отметить, что предлагаемый С. Деллингер психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения типа личности человека. Также мы познакомились еще с одним рисуночным тестом, предложенным графологом Энн Махони.

Цель теста: выявление индивидуальных особенностей человека.

Испытуемый должен нарисовать человека из 10 геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические фигуры могут быть разной длины, накладываться друг на друга и т.д. Главное чтобы их было 10, не больше и не меньше. Подсчитав по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников, записать результат в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая – количество кругов, третья – прямоугольников. Определить какие свойства человека закодированы этим числом. Выделяют 8 типов личности: руководитель, сознательный исполнитель, тревожно – мнительный, ученый, интуитивный, интеллектуальный, сопереживающий, несопереживающий.

Результаты: тип личности – интуитивный- 6(30%), сознательный исполнитель- 2(10%), тревожно- мнительный — 8(40%) , ученый — 2(10%), руководитель — 2(10%). Исследование показало, что большинство имеют тип личности «тревожно – мнительный» (40%), это способные в учебе дети, но часто не умеющие сконцентрировать свои способности, часто сомневаются в своих возможностях. Нуждаются в мягком, осторожном поощрении, подбадривании – это их стимулирует и укрепляет.

3. Рекомендации по практическому применению психогеометрии

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость в следующих направлениях:

для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности;

при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы;

в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды);

.в работе с родителями

4. Заключение

Работая над проектом, мы узнали много нового ,интересного из истории геометрии, о происхождения названий некоторых фигур, также научились диагностировать себя с помощью графических тестов, что является очень важным. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты. Мы узнали об одном из способов деления людей на психологические типы, научились определять с помощью психогеометрии особенности характера своих одноклассников.

Выводы:

Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.

Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Мы надеемся, что те знания, которые получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе.

Так же заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Стало понятно, почему с одними ребятами легко общаться, а с другими – нет, почему возникают ссоры, конфликты и как можно решать проблемы.

Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.

5. Список используемой литературы

1.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров – « Знание»., 1991.

2. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) – Авторы Козача В.В., Гарбер Е.И. – Самара, 2002.








sitemap
sitemap