Происхождение и образование литературных псевдонимов



Областная научно-практическая конференция

«Человек в современном образовательном пространстве»

Происхождение и образование
литературных псевдонимов

Работу выполнила: Сюрина Юлия,

11 класс.

Руководитель: Горошко Л.С.,

учитель русского

языка и литературы.

С. Косицино

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение …………………………………………………………………………..3 – 4

II. Основная часть …………………………………………………………………5 – 20

Глава 1. История псевдонимов…………………………………………………….5 – 6

Глава 2. Причины появления псевдонимов ……………………………………7 – 10

Глава 3. Классификация псевдонимов …………………………………………11 – 19

Глава 4. Результаты социологического опроса……………………………………..20

III. Заключение ………………………………………………………………………..21

IV. Список литературы ………………………………………………………………22

V. Приложение 1 …………………………………………………………………23 — 26

Введение

Одним из главнейших разделов современной русской ономастики является антропонимика – наука об именованиях человека, которая включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п. Имена, отчества, фамилии уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах. Псевдонимы же – большой пласт неофициальных именований – ещё недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

Цель работы: исследование причин появления псевдонимов русских писателей и поэтов, их классификация по способам образования.

Задачи исследования:

Выявить причины появления псевдонимов.

Изучить способы образования псевдонимов и классифицировать их по определенным группам.

Показать результаты социологического опроса.

Составить словарь псевдонимов русских писателей и поэтов, творчество которых изучается в школе.

Объектом исследования является раздел науки антропонимики – псевдонимика (наука о ложных именах).

Предмет исследования: псевдонимы русских писателей и поэтов, творчество которых изучается в 5-11 классах по программе Г.И.Беленького.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

теоретические (анализ фактов из литературных и Интернет-источников, обобщение материала);

эмпирические (проведение статистического исследования);

математические (статистическая обработка материала).

Практическая значимость исследовательской работы: материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и факультативных занятиях; в курсе преподавания русского языка и литературы в школе; в работе библиотекаря.

Гипотеза: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей.

ГЛАВА 1

История псевдонимов

Когда произношу я ваше имя

Мне хочется зевать, скучать, орать,

В то время как другие имена,

Когда их произносишь, открывают

Совсем другие двери наших чувств… Шекспир

Псевдоним (от греческого pseudos – ложь и onym – имя) – ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение.

История псевдонима уходит в далекую древность. Первое применение ложных имен встречают в V- IV веках до нашей эры. Аристофан ставил на сцене свои пьесы под именами своих современников – комических поэтов Филонида и Каллистрата, хотя публика знала, что автором является Аристофан.

В 20-х годах ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал псевдоним, т.к. в России почти полвека, с 1870-х годов и вплоть до начала Первой мировой войны господствовал символизм, основная художественная идея которого сводилась к пониманию мира как знака, символа, метафоры, не требующей дополнительной расшифровки. В рамки такого мировоззрения легко вписывался безошибочно найденный псевдоним. Андрей Белый выглядел точнее и логичнее, чем Борис Бугаев, а Максим Горький – убедительнее, чем Алексей Пешков. Может быть, Александр Блок никогда не пользовался псевдонимами только потому, что его настоящая фамилия оказалась такой удачной. Она исключительно точно гармонировала с художественными тенденциями времени.

Псевдонимика как наука всегда интересовала библиографов, историков, социологов, политологов. Первые труды, касающиеся псевдонимов, появляются в эпоху Возрождения. Один из них принадлежит И. Сауэрсу. Он повествовал о подписях и знаках, под которыми были настоящие имена (1652 год). Спустя 17 лет в Лейпциге был издан трактат Ф. Гейслера об именах анонимных писателей. А уже через 5 лет гамбургский юрист В. Плакций составил сборник псевдонимов и анонимов. Впоследствии этот труд был расширен до 10 тысяч псевдонимов.

В России в ХIХ веке изучением псевдонимов занимались исследователи П. Быков, С. Полторацкий, В. Карцов, М. Мазаев. Необходимость в составлении полного справочного материала, раскрывающего псевдонимы известных людей, была очевидной. Число псевдонимов росло. В ХХ веке библиограф И. Масанов сумел собрать более 80 тысяч псевдонимов русских писателей, актеров, ученых, общественных и политических деятелей. Его словарь состоял из 4 томов. Впоследствии к работе над псевдонимами обращались такие ученые, как В. Дмитриев, М. Горбаневский, В. Виноградов, А. Реформатский и др. Ученым всегда было интересно выявить не только происхождение псевдонима, но и его смысл, разобраться в способе его составления и, наконец, в самом мотиве принятия.

Мы в своём исследовании, изучив программу Г. Беленького по литературе, пришли к выводу, что в школе с 5 по 11 классы изучается 179 русских писателей и поэтов. 103 из них имеют псевдонимы. Изучив определённую литературу, мы составили словарь псевдонимов данных писателей и поэтов (см. Приложение).

ГЛАВА 2

Причины появления псевдонимов

Причин появления псевдонимов множество. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Проба пера. Это один из самых распространенных случаев. Многие писатели в начале своего творческого пути скрывали под псевдонимом свое имя или выступали анонимно из-за неуверенности в своих силах, чтобы исключить критику в адрес автонима. Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение – романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» – Гоголь подписал псевдонимом вполне романтическим и обещающим: Алов – это алое утро, заря, рассвет, намекающий на торжество дня. Но торжества не было. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал. Вместе со своим слугой Якимом он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и уничтожил их.  Встречаясь с Гоголем позже, никто не знал, что он В. Алов. Это имя ни разу не поминалось, сам Гоголь хранил о поэме молчание.

Еще один пример. Первый свой литературный опыт – книгу стихов «Мечты и звуки» – Н.А. Некрасов подписал инициалами Н.Н., последовав совету В.А. Жуковского, которому принёс рукопись, чтобы узнать мнение мэтра поэзии. Жуковский положительно оценил только два стихотворения, сказав: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Белинский, по признанию самого Некрасова, «тоже обругал книгу», поэтому начинающий автор уничтожил оставшиеся экземпляры сборника и «отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».

2. Цензура. Цензура – один из инструментов борьбы с инакомыслием. Она заставляла писателей скрывать свои настоящие имена, т.к. на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания. Так, друг А. Герцена, поэт и публицист, Н. Огарев ставил две буквы «Р. Ч.», что означало «русский человек». Радищев анонимно издал «Путешествия из Петербурга в Москву». Александр Степанович Гриневский до того, как стать писателем Грином, состоял членом партии эсеров и преследовался за антиправительственную агитацию. Собственной фамилией подписываться не мог. Вот почему свои первые рассказы Гриневский подписывал псевдонимами “А. С. Г.”, “А. Степанов” и “А. А. М-въ”. Только потом он вспомнил о своей гимназической кличке Грин и стал использовать ее в качестве литературного псевдонима.

3. Сословные предрассудки, другая профессия или недовольство родных. Долгое время писательский труд в России считался делом низким, если не унизительным. Писателей снисходительно называли “сочинителями”, а само сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Писательское ремесло ставилось в один ряд с ремеслом бродячих комедиантов, шутов и лицедеев. Офицеров, чиновников и дипломатов, рискнувших выступить в печати в качестве авторов без разрешения начальства, могли довести до отставки и изгнания из профессиональной среды. Были и более оскорбительные средства воздействия на пишущих. В 1824 году в распоряжении по Первому кадетскому корпусу было приказано давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог – за стихи. Так, А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй – гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» он отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта, потому что в редакции ему посоветовали взять псевдоним. Под вымышленным литературным именем К. Балагин  гимназист Паустовский оказался неуязвим для начальства. Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский  в жизни был попечителем учебного округа А.А. Перовским, а обличитель российской бюрократии, автор «Истории одного города» Н. Щедрин занимал должность вице-губернатора в Твери и Рязани, председателя казенной палаты и звался М.Е. Салтыковым. Таким образом, Погорельский и Салтыков-Щедрин тоже не могли публиковаться под своими настоящими фамилиями.

Иногда писателям и поэтам приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Так Борис Николаевич Бугаев опубликовал  свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца — профессора математики Московского университета, пророчащего сыну научное будущее. Так появился  известный поэт-символист Андрей Белый.  Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки. 

4. Наличие однофамильцев. Некоторые писатели придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев, которых в писательской среде было очень много. Так, писатель-этнограф Н.Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Известный в советское время писатель Борис Лавренёв, автор пьесы «Разлом» и повести «Сорок первый», вынужден был взять в качестве псевдонима фамилию одного из родственников. Настоящая его фамилия была Сергеев.

5. Обыденность настоящей фамилии. Писателям казалась недостаточно выразительной их настоящая фамилия. Кроме того, в определенные периоды времени (конец ХIХ — начало ХХ века) это было даже модно.

6. По совету других людей. По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получился русифицированный вариант фамилии Полевой, автора «Повести о настоящем человеке».

7. Комический эффект. Для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект. Они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения. Так, В.А.Жуковский печатался под псевдонимом Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Н.А.Некрасов – Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень, литературной биржи маклер Назар Вымочкин. А.П. Чехов – Человек без селезенки.

Трудно перечислить все причины, по которым писатели берут псевдонимы. Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были рассмотрены выше, существует ещё множество, не поддающихся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников. Что в псевдонимике более точно, так это определение способов образования псевдонимов и их смыслового значения.  

ГЛАВА 3

Классификация псевдонимов

Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования. По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов. Так, Дмитриев В.Г. в книге «Скрывшие свое имя» выделяет 57 классификационных групп псевдонимов.

Мы среди русских писателей и поэтов, творчество которых изучается в школе, выделили 17 групп псевдонимов по способу их образования. Некоторые псевдонимы, принадлежащие разным группам по классификации Дмитриева, мы объединили в одну, т.к. способ их образования похож (Приложение 1).

Криптонимы – подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений.

Т.Л. (Толстой Лев)

Л.— ев (Леонид Андреев)

К.Б. (Константин Бальмонт)

Ал. К-рин (Александр Куприн)

К криптонимам мы отнесли и апоконимы – псевдонимы, полученные путем отбрасывания начала или конца имени, фамилии. Например:

А.Гриневский придал своей фамилии иностранный оттенок, пожертвовав ее второй половиной. («Грин!» — так коротко окликали ребята Гриневского в школе. Повзрослев, он использовал кличку в качестве псевдонима).

Михаил Булл. (Михаил Булгаков)

Карамз…, Никол… (Н.М.Карамзин)

К-ко, Вл.; Кор., В.; Кор., Вл.; Кор-о; Кор-о, Вл.; Корол., Вл. (У Короленко В.Г. встречаются и инициалы, и апоконимы)

Среди криптонимов иногда встречаются псевдоинициалы – буквы, не соответствующие истинным инициалам автора:

А.Б.В.; Б.В.; Б.Ф.; В.Ф.; Г.О.О.; (Николай Михайлович Карамзин)

И.С.; Н.А.; Н.О.; П.Л. (Владимир Галактионович Короленко)

Пайзоним – шуточный псевдоним, имеющий целью произвести комический эффект.

Тихорылов, Тупорылов, Острорылов (псевдонимы Ефремова)

Назар Синебрюхов, Семён Курочкин, приват-доцент М.М.Прищемихин (псевдонимы М.М.Зощенко)

Кедрин Д.Б. сатирические произведения печатал под псевдонимом Васи Гашеткина.

Некрасов Н.Н. использовал такие шуточные псевдонимы, как Петербургский житель Ф.А.Белопяткин (в сатирической поэме «Говорун»), Феклист Боб, Иван Бородавкин, Чурмень (вероятно, от «чур меня!»), Литературной биржи маклер Назар Вымочкин .

Известен шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина в «Телескопе»: Феофилакт Косичкин.

У Чехова известно более 50 псевдонимов. Большинство из них тоже шуточные: Антоша Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Крапива; Пурселепетанов; Человек без селезенки; Шампанский; Юный старец; Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова. Псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.

Проксоним – псевдоним, образованный от фамилии близкого родственника. Такие псевдонимы имеют 10 писателей: Ахматова, Кир Булычев, Гарин-Михайловский, Гоголь, Лавренев, Маяковский, Шевырёв, Кондратьев, Короленко, Плещеев.

Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Горенко, а псевдонимом стала фамилия прабабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Позже она рассказывала: «Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя». — «И не надо мне твоего имени!» — сказала я…» (Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой). Ее мать, татарская княжна, не предполагала, что дочь сделает ее фамилию своим литературным именем. Так Анна, от рождения Горенко, стала знаменитой русской поэтессой с татарской фамилией.

Псевдоним Гарин-Михайловский образовался от имени сына Георгия, которого в семье звали Гаря, т.е Гарин отец.

Фамилию одного из родственников взял Борис Лавренев, хотя настоящая его фамилия Б. Сергеев.

Среди проксонимов можно выделить матронимы – псевдонимы, образованные из имени или фамилии матери автора.

А.А. Фет – Шеншин (Фет – фамилия матери).

Рыбаков Анатолий Наумович – Аронов А.Н. (Рыбаков – фамилия матери)

Евтушенко Е.А.  (фамилия при рождении – Гангнус). В 1944г., по возвращении из эвакуации в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко поменяла фамилию сына на свою девичью. 

Тургенев свои первые произведения подписывал инициалами Т.Л., т.е. Тургенев-Лутовинов (его мать — урожденная Лутовинова). Под этими инициалами вышла его первая книжка — поэма «Параша».

Интерес представляет псевдоним Кир Булычев – (настоящая фамилия – Можейко Игорь Всеволодович). Псевдоним скомпонован из имени жены (Кира) и девичьей фамилии матери писателя. Таким образом, это и проксоним, и матроним одновременно.

Френоним – псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или на главную особенность его творчества. Их имеют 9 писателей.

Максим Горький (А. Пешков) ассоциировал себя и свое творчество с горечью жизни и горечью правды.

Псевдоним Андрей Белый предложил взять Бугаеву Борису Николаевичу его учитель и наставник С.М.Соловьев, т.к. белый цвет – священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов. Любимый цвет Владимира Соловьева. Это ещё и хроматоним.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Псевдоним получился посредством присоединения к настоящей фамилии псевдонима Щедрин, который он выбрал по совету жены, как производное от слова «щедрый», так как в своих сочинениях он чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы.

Псевдоним Светлов был придуман поэту Шейнкману Михаилу Аркадьевичу его отцом, когда шестнадцатилетний Миша Шейнкман напечатал свои первые стихотворения. Отец считал стихи сына светлыми.

Анаграмма – псевдоним, составленный посредством перестановки букв. Псевдонимов, образованных таким способом, мы выделили 6.

По одной из версий псевдоним Галич (Гинзбург Александр Аркадьевич) образован путем слияния первой буквы фамилии, двух первых букв имени и двух последних букв отчества.

Также по одной из версий, псевдоним Гайдар (настоящая фамилия – Голиков Аркадий) расшифровывается следующим образом. «Г» — первая буква фамилии Голиков; «Ай» — первая и последняя имени; «Д» — по-французски «из»; «Ар» — первые буквы названия города Арзамаса. Разгадать загадку псевдонима удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину.

Бажов П.П., работая журналистом, свои рецензии подписывал «Чипонев» — «ЧИтатель ПО НЕВоле». Беляев А. Р. некоторые свои произведения подписал псевдонимом Арбел (А.Р.Беляев). Псевдоним Лагин Б. образовался от настоящей фамилии – Лазарь Гинзбург путем соединения двух первых букв имени и трех фамилии.

В эту же группу мы отнесли и палиноним (анаграмма-перевёртыш) – псевдоним, образованный посредством чтения имени и фамилии справа налево, т.е. наоборот. Например, Нави Волырк – Иван Крылов. Это простой способ сделать фамилию неузнаваемой, но он, несмотря на простоту, не получил распространения, потому что в результате, как правило, получалось некрасивое сочетание звуков.

Геоним, или тропоним, – псевдоним, связанный с географическими объектами, чаще всего с местом рождения или жительства.

Игорь Васильевич Лотарёв был уроженцем Петербурга и его псевдоним (И.Северянин), скорее всего, призван был подчеркнуть его духовную связь с севером России. По другой версии — в юности он отправился с отцом в путешествие на Дальний Восток (1904). Эта поездка вдохновила поэта – отсюда и псевдоним Северянин.

Алексей Алексеевич Перовский взял псевдоним Антоний Погорельский от села Погорельца, доставшееся в наследство от отца. У Абрамова А.В. был псевдоним Ширяевец, т.к. он родом из с.Ширяева.  У Маяковского один из псевдонимов – Югов (по месту рождения).

Геоним иногда может служить добавлением к настоящей фамилии. Д.Н. Мамин-Сибиряк (Д.Н.Мамин). В раннем детстве его семья переехала в Сибирь, в которую он сразу и навсегда влюбился, отсюда и псевдоним – Сибиряк.

Героним – принятая в качестве псевдонима фамилия литературного персонажа или мифологического существа. Например, А.С.Пушкин, сочиняя «Повести Белкина», перевоплотился в Ивана Петровича Белкина, и этот цикл повестей был выпущен им без указания своего настоящего имени. А 14 сентября 1831 года в библиографических прибавлениях о книгах, вышедших с июля по 15 сентября под рубрикой «романы», «Северная Пчела» сообщила: «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести изданные Пасичником Рудым Паньком. Опять же Пасичником Рудым был Гоголь.

Анненский первый свой сборник стихотворений и переводов «Тихие песни» издал под псевдонимом «Ник. Т-о». Поначалу же поэт собирался озаглавить его «Из пещеры Полифема» и взять псевдоним Утис , «никто» в переводе с греческого (так Одиссей назвался циклопу Полифему).

Геронимы использовали и другие писатели: Беляев А.Р. (Немо), Гумилёв (Анатолий Грант), Катаев (Ол.Твист).

Метоним, или пароним – псевдоним, образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией. Например:

Чехов – Чехонте;

Бабель И. Э. (настоящая фамилия Бобель, псевдонимы К. Лютов, Баб-Эль); 

Исаковский М.В. Настоящая фамилия – Исаков Михаил Васильевич;

Самойлов Д. – авторский псевдоним, настоящая фамилия – Дави́д Самуилович Кауфман; 

Телешов. Псевдоним – Телешев К.

Титлоним – подпись, указывающая звание или должность автора. Так, несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым. Это Арз.  и Ст.ар.   — Арзамасец и Старый арзамасец соответственно (в 1815-1818 Пушкин был членом литературного кружка «Арзамас»). Короленко иногда писал под псевдонимами Журналист; Нижегородский сотрудник «Волжского вестника».

Койноним – общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе.

Козьма Петрович Прутков – псевдоним, под которым выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.

Короленко В.Г. и Анненский Н.Ф. одно из произведений, написанное совместно, подписали О.Б.А.

Григорович Д.В. произведение «Как опасно предаваться честолюбивым снам» написал в соавторстве с Ф.М. Достоевским и Н.А Некрасовым: «Фарс совершенно неправдоподобный, в стихах, с примесью прозы. Соч. гг. Пружинина, Зубоскалова(псевдоним Григоровича), Белопяткина и КR».

Литературная маска – подпись, дающая нарочито неверные сведения об авторе, характеризующие то вымышленное лицо, которому он приписывает авторство.

Козьма Петрович Прутков — литературная маска, случай литературной мистификации. Литературную личность Козьмы Пруткова создали и разработали три писателя: Алексей Михайлович и Владимир Михайлович Жемчужниковы и их двоюродный брат граф Алексей Константинович Толстой.

Брюсов В.  Ему так же приписывается авторство двух мистификаций — это поэты В.Даров и Нелли. Дарову в разное время придумывается несколько версий биографии: по одной он гибнет во цвете лет, по другой — занялся торговлей. В случае с Нелли, который имеет подтверждение (в архиве Брюсова были найдены черновики ее стихов) ему, вероятно, захотелось спародировать то, как женщины пишут о любви. Сначала он собирался назвать ее Ириной Ялтинской, затем Марией Райской, но остановился на Нелли.

Карамзин Н.М. в канун Нового 1799 года написал стихотворение, которое называлось «Пророчество на 1799 год, найдено в бумагах Нострадамуса». Нет сомнений в том, что пророчество это было придумано самим Карамзиным, т.е. являлось классическим случаем литературной мистификации.

Аллоним, или гетероним – псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов.

Вениамин Каверин. Настоящая фамилия – Зильбер Вениамин Александрович. Псевдоним «Каверин» взят от гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»). О своем псевдониме писатель говорил, что «фамилию Каверин… взял имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость».

Леонид Пантелеев. Настоящие имя и фамилия – Алексей Иванович Еремеев. Будучи в детском доме, Алексей отличался таким крутым нравом, что получил прозвище Лёнька Пантелеев, по имени известного Петроградского налетчика тех лет. Его он и оставил в качестве литературного псевдонима.

Сологуб Ф. По одной из версий, Тетерникову (настоящая фамилия) понравилась фамилия умершего В.А.Соллогуба, автора «Тарантаса», а второе «л» он, для благозвучия, убрал.

Астроним – подпись состоящая из одной или нескольких звездочек. Их использовали В.Брюсов, И.Тургенев, Н.Некрасов, Н.Гоголь, А.Пушкин и др.

Калька – псевдоним, образованный посредством перевода настоящей фамилии на другой язык. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов перевести с латинского (campus – поле) на русский. Фамилия Герцен – «дитя сердца»– (от нем. Herz — сердце) придумана отцом Яковлева Александра Ивановича.

Псевдогиним – женские имя и фамилия, принятые автором-мужчиной.

Эмма Б. – М.А.Булгаков;

Эльза Моравская – А.С.Грин;

Нелли – Валерий Брюсов.

Цифроним – фамилия или инициалы, зашифрованные посредством замены букв цифрами. Эта группа псевдонимов удостоилась звания самой редко встречающейся среди известных псевдонимов. Часто цифронимами подписывался Пушкин:

«1…14-16», расшифровываемое как — А…н-П – Александр н….П – Александр Пушкин;

«1…14-17» , т.е. — А…н-р – Александр …… – Александр Пушкин;

«1…16-14», т.е. — А…П-н – Александр П….н – Александр Пушкин;

«1…17-14», т.е. А…р-н – Александр …..н – Александр Пушкин.

Этноним – псевдоним, указывающий на национальность автора. Например, Огарев Н. под своими произведениями ставил две буквы «Р. Ч.», что означало «русский человек».

Анализ выделенных групп показал, что у одного и того же автора могут быть псевдонимы, входящие в разные классификационные группы. Так, псевдоним Брюсова Нелли является и литературной маской, и псевдогинимом. Псевдоним Козьма Прутков – это и литературная маска, и койноним (коллективный псевдоним). Иногда в литературоведении на способ образования того или иного псевдонима существует несколько версий. Например, существует три версии происхождения псевдонима Гайдар (см. Словарь псевдонимов).

Существует и определённое количество уникальных псевдонимов. Так, например, оригинальностью отличается псевдонимы Державина, Жуковского, Языкова. Свою оду «К Фелице» Державин подписал «Татарский мурза, издавна поселившийся в Москве, а живущий по делам в Санкт-Петербурге». Жуковский перещеголял Державина, подписав свою шуточную балладу как Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышащий экс-президент старого огорода, кавалер трех печенок и командор Галиматьи. Языков Н., вторя Державину с Жуковским, подписал свое произведение как Пребывающий на помочах у дерптских муз, но намеревающийся со временем водить их самих за нос Негуляй Язвиков.

ГЛАВА 4

Результаты социологического опроса

С целью изучения осведомлённости школьников в области псевдонимики мы в нашей школе провели опрос. В нём участвовало 34 человека с 8 по 11 классы. Задавались следующие вопросы:

Знаете ли вы, что такое псевдонимы? Дайте определение.

Знаете ли вы писателей, которые имеют псевдонимы? Назовите их.

Как вы думаете, нужны ли псевдонимы?

В чем причина того, что писатель берёт псевдоним?

А вы хотели бы присвоить себе псевдоним? Если да, то какой.

Опрос показал, что большинство школьников знают, что такое псевдоним (Приложение 2). Эти же ученики назвали псевдонимы следующих писателей: М.Горький, А. Ахматова, А. Чехов, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, А. Белый (Приложение 3). Но на вопрос: как образовался тот или иной псевдоним, ответить не смогли.

РРрррр Разными были мнения учеников по вопросу: в чем причина того, что писатель берёт псевдоним?

Придать своему имени загадочности и таинственности — 18%.

Пиар-ход.– 6%.

Скрыть настоящие имя и фамилию – 44%.

Боязнь критики –32%.

Таким образом, результаты опроса еще раз подтвердили актуальность нашей работы: объем знаний школьников в области псевдонимики невелик (особенно плохо знают способы образования псевдонимов).

Заключение

Выполняя данную работу, нам удалось заглянуть в тайные лабиринты антропонимики, понять причины, которые побуждают писателей и поэтов взять тот или иной псевдоним, и провести классификацию по способу их образования. Результат нашего исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Существует много причин появления псевдонимов. Придуманные имена выполняли различные задачи, служили различным целям: то скрывали имя автора, которое тот по какой-либо причине не мог или не хотел назвать; то помогали отличаться от однофамильцев; то были своеобразной страховкой от неудачи при дебюте в печати; то использовались для мистификации читателей и создания литературных масок; то позволяли автору рассказывать о самом себе в третьем лице.

2. Способы образования псевдонимов весьма разнообразны и оригинальны.

3. У каждого псевдонима – своя судьба. Часто жизнь его бывала короткой: вымышленное имя, под которым начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, литературная фамилия полностью вытесняла настоящую как на страницах книг, так и в жизни их авторов (Например, Горький, Ахматова, Северянин др.).

Перечислить все псевдонимы невозможно. Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире классической литературы, и их роль в истории литературы многообразна. Итак, наша гипотеза подтвердилась: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей. Они обогащают и расширяют наши представления об известных и любимых писателях, а их творческие и житейские портреты становятся более яркими и выразительными.

Надеемся, что материал нашей работы будет интересен не только учителям русского языка и литературы, но и ученикам, особенно созданный нами «Словарь псевдонимов писателей и поэтов».

Литература

Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. — М.: Просвещение, 1996.

Библиографический словарь под ред. П.А. Николаева «Русские писатели» в 2-х частях. — М.: Просвещение, 1990.

Электронный ресурс: РС DVD-ROM «Большая советская энциклопедия», 2007г.

Русскоязычные сайты, найденные поисковой системой Yandex и Google.

Википедия. Свободная энциклопедия.

Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей в 4-х томах. М., Издательство Всесоюзной книжной палаты. 1956 – 1960г.г.

Петрова И. Псевдонимы писателей.

Осовцев, С. Что в имени тебе моем? // Нева. – 2001. — № 7. – С. 183-195. 

Синдаловский Н. А. Псевдоним: легенды и мифы второго имени // Нева. — 2011. — N 2. — С.215-238. 

Приложение 1

Группы псевдонимов

Приложение 2

Знаете ли вы, что такое псевдоним?

Приложение 3

Писатели, псевдонимы которых знают ученики

Приложение 4

В чем причина того, что писатель берёт псевдоним?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap