Программа Здоровье_93365



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

(сроки реализации 2012-2015 гг.)

Составила: инструктор по ФК

Маслова Т.А.

2012 г.

Аналитическое обоснование программы

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Самое дорогое у человека — это жизнь, а самое ценное в жизни — это здоровье, за которое бороться всеми силами, становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье своих близких и детей.

Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива и родителей обучающихся по формированию здорового образа жизни у детей, что выходит за рамки только физического воспитания.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития обучающихся.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на

1. Конвенцию ООН о Правах Ребенка;

2. Конституцию Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации;

5. Закон РМ «Об образовании»

Основные концептуальные положения программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Цель программы «Здоровье»

Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек, содействие сохранению здоровья каждого школьника.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»

1. Школа ставит перед собой следующие задачи:

— внедрить здоровьесберегающий оптимальный режим в учебно-воспитательный процесс;

— научить педагогов проводить валеологический анализ уроков;

— разработать и внедрить в практику лучший опыт использования, совершенствования здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей обучающихся;

— содействие гармоничному развитию обучающихся путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

— вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;

— оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;

— пропаганда среди родителей, педагогов и обучающихся основ здорового образа жизни.

2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

— научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

— прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

— практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).

3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

3.1. Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

— диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности обучающихся, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

— проводить диагностику состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

— провести мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушения гармоничности физического развития.

3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании обучающихся, развитии их способностей и склонностей.

3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и обучающихся потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными обучающимися, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

— прием обучающихся в школу, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

— разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

— консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления обучающихся. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

— индивидуальные и коллективные занятия с обучающимися по вопросам здорового образа жизни;

— повысить валеологическую грамотность через работу педагогического совета, методических объединений, родительских собраний;

— на базе библиотеки скомплектовать библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни;

— оформить уголок здоровья.

В соответствии с этим в школе вводится следующая

модель школы здоровья:

1.Образование в области здоровья.

Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.

Цель — здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.

3. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся.

4. Консультирование, психологическая и социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.

5. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.

6. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

Что будет достигнуто в процессе реализации

программы «Здоровье» в школе:

1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.

2. Сформирована валеологическая культура педагогов, обучающихся и их родителей.

3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.

4. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).

5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения,алкоголизма, токсикоманией, наркомании).

6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.

Этапы реализации программы:

2012-2013 г.г. — организационно-подготовительный

2013-2014 г.г. — функционирующий

2014-2015 г.г. — аналитический.

Стратегия развития школы в рамках программы «Здоровье»

Ресурсы, необходимые для развития программы: готовность персонала, родителей, обучающихся к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, ресурс власти, ресурс времени, информационные ресурсы, финансовые и материально технические.

Общие тактические задачи на первом этапе реализации программы:

1. Провести социологические исследование обучающихся школы, выявить и определить реальное состояние здоровья школьников.

2. Провести «инвентаризацию» школьных проблем, выявив существенные факторы, влияющие на здоровье.

3. Вовлечь родителей в реализацию программы.

4. Обеспечить образовательное пространство для осуществления программы (экскурсии с целью изучения опыта по школам — новаторам, научным и учебным центрам).

Школьный совет содействия здоровью

Школьный совет отвечает за состояние школьный среды, внедрение различных направлений УВП, содействующих здоровью, поддержание чистоты в классах, мастерских, в спортивном зале и туалетах школы.

Школьный совет — это проводник интересных идей, содействующих созданию в школе атмосферы взаимоуважения и заботы.

Школьный совет прилагает усилия по привлечению родителей и общественности к проблемам школьной жизни.

Система организации контроля за исполнением программы:

Через совещания при директоре, педагогические советы, заседания методических объединений предметников, заседания методсовета школы, справки, информацию о ходе реализации программы, декады, месячники, «Дни Здоровья», внутришкольный контроль за организацией учебного процесса на уроках, за нагрузкой обучающихся.



sitemap
sitemap