Программа Здоровье школьника_36852



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Миасского городского округа

Программа

«Здоровье школьника»

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 21»

Долгополова С.Р.

                                                                    

Содержание

1. Пояснительная записка



2. Цель и задачи программы

3. Ожидаемые результаты

4. Этапы реализации

5. Основные направления реализации

6. Мероприятия по реализации программы

7. Литература

Здоровье — это искусство, а искусству надо учиться…

Пояснительная записка

Программа «Здоровье» составлена на основе государственных и региональных документов, в т.ч. Концепции реформы школы, программы ее реализации, СНиП, соответствующих документов Миасского управления образования, учитывает своеобразие микрорайона, контингента учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.

Главная задача: стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды.

В целях осуществления задач по обеспечению охраны здоровья и физического развития учащихся необходимо определить следующие направления в качестве приоритетных:

1. Здоровье учащихся и основные виды деятельности школьников;

2. Психологический комфорт воспитанников школы

Важную роль реализации Концепции призваны сыграть образовательные учреждения. Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

50 % — образ жизни;20 % — условия внешней среды;20 % — особенности организма, наследственность;8 — 12 % — система здравоохранения.

Здоровье ребёнка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. На современном этапе развития общества по новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, тем более, что в настоящее время заболеваемость остаётся важнейшей официально регистрируемой реакцией населения на вредные воздействия окружающей среды. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, а также укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

Сегодня медики все чаще связывают состояние здоровья детей с негативным школьным фактором: 60 % неврозов у детей от обучения в школе, значит, и от учителя. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учителя валеологического мышления, т.е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка.

Каково же состояние здоровья детей моего класса?

В 2009-2010 учебном году в классе обучаются 26 учащихся.

По группам здоровья в 2009 — 2010 учебном году учащиеся распределились так:

I группа- 18 % II группа- 65 % III группа- 15 %IV группа — 2 %

Наиболее распространенными заболеваниями являются:

Учебный

год

Заболевания

глаз

Лор

заболевания

Хирургические

заболевания

Терапевтические

заболеевания

Невралгические

заболевания

2009-2010

38%

48%

38%

21%

12%

На основании полученных данных выявлено:

Среди первоклассников выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.

Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное — у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной массой тела по отношению к росту.

Уровень физической подготовленности детей можно считать низким по всем показателям и недостаточным для детей данного возраста.

Отмечены высокие уровни хронической заболеваемости болезнями нервной системы и органов чувств — 23%, болезни костно-мышечной системы-64%.

Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:

нарушение осанки — 30%,

плоскостопие — 32%,

кривошея — 1,5%.

По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.

Из 26 детей принесли справки на льготное питание по состоянию здоровья 17 человек. По России только сегодня 10 % детей в возрасте до 18 лет являются здоровыми.

Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить. Мой класс, к сожалению, не является исключением. Пытаясь исправить создавшееся положение, я разработала программу «Здоровье школьника», предусматривающую:

целенаправленную систематическую работу в триаде:

учитель — ученик — родитель;

деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения.

Мой девиз:  «От охраны здоровья — к успеху в учебе»

Я считаю, что необходимо:

В режим дня школьников ввести занятия лечебной физкультурой, продолжительностью 30 минут не менее трех раз в неделю.

Формировать и постоянно закреплять у детей чувство правильной осанки.

Полноценное питание, соответствующие умственные и физические нагрузки.

Мониторинг за состоянием детей будет продолжен.

Цель программы /на 4 года/

Главная цель — воспитание успешной личности, для которой являются главные жизненные ценности.

Изучить состояние здоровья младших школьника. Создать здоровый климат в детском коллективе.

Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

Сформировать у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Основные задачи

1     Я ставлю перед собой следующие задачи:

поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;

валеологический анализ уроков;

разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;

содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

изучение физиологических возможностей организма детей,

пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

2 В соответствии с основными задачами школы содержание моей работы определяю следующими направлениями:

научным, \изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания;        

практическим(работа с детьми, родителями.)

3 Основными видами деятельности являются: диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

контроль за сбалансированностью питания;

мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

прием детей в первый класс, диагностика физиолого-гигиенической готовности, степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с родителями намечаю программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры родителей. При осуществлении консультативной работы решаю следующие задачи:

консультация родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

повышение валеологической грамотности через родительские собрания;

4. В соответствии с этим я вижу следующую модель оздоровления:

Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь начальный школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

Физическая воспитание. Это физическая культура и спорт, трудовые навыки.

Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства.

Система питания  обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.

Консультирование, психологическая и социальная служба

Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.

Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников

Ожидаемые результаты

Сохранение и развитие здоровья учащихся.

Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

Развитие физического потенциала школьника.

Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниям, заболеваниями позвоночника и глаз.

Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

Социальная адаптация. Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1 этап – сентябрь 2009-август 2010 год

 1   Диагностика уровня заболеваемости воспитанников, предварительное тестирование по определению физической подготовки и объема двигательной активности воспитанников

2   Внедрение здоровьесберегающих методик




Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap