Программа Занимательная информатика



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пестово»

Рассмотрено

на школьном МС. Утверждаю.

Директор МАОУ СОШ № 6 « »___________20_г.

Ю.В.Сорокина___________

« »___________20__г.

.

Программа

«Занимательная информатика»

Возраст – 5-6 класс

Срок реализации — 2 года

Составитель программы:

Кулькова В.В..,

учитель информатики

МАОУ СОШ № 6

г.Пестово.

г.Пестово.

2012г.

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Задачи обучения информатике школе, связанные с

1) обучением:

развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,

познакомить школьников с основными свойствами информации,

научить их приемам организации информации,

формирование общеучебных умений и навыков,

приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,

формирование умения применять теоретические знания на практике.

2) развитием:

памяти, внимания, наблюдательности,

абстрактного и логического мышления,

творческого и рационального подхода к решению задач.

3) воспитанием:

настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

бережного отношения к школьному имуществу,

навыков здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные образовательные результаты

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель» и др.;

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров), навыки создания личного информационного пространства;

владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цели кружка:

Поскольку изучение такого предмета, как информатика в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок «Занимательная информатика», который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:

помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;

изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

развитие умственных и творческих способностей учащихся;



адаптация ребенка к компьютерной среде;

овладение основами компьютерной грамотности;

использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

1. Учебный курс Microsoft Office: Питер 2004 г.2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы. Составитель М.Н.Бородин. — 6-е изд., – М.: Бином.

Лаборатория знаний, 2009. – 463 с.

Учебно-тематический план

п.п

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

1

Техника безопасности на занятиях кружка. Как устроен компьютер.

1

2

Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

Работа 1. Знакомимся с клавиатурой. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

3

Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Работа 2. Клавиатурный тренажер в режиме ввода фраз.

1

4.

Управление компьютером с помощью меню.

Работа 3. Осваиваем мышь.

1

5

Главное меню. Запуск программ.

Работа 4. Запускаем программы. Основные элементы окон.

1

6

Компьютер – главный вычислитель.

Работа 5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

1

7

Знакомство с текстовым редактором Word.



Работа 6. Основные элементы окна текстового редактора.

1

8

Создание документа. Ввод текста.

Работа 7. Вводим текст в текстовый редактор.

1

9

Создание документа. Перемещение по тексту.

Работа 8. Работаем с фрагментами текста.

1

10

Редактирование текста. Проверка орфографии.

Работа 9. Автозамена. Поиск и замена элементов текста.

1

11

Сохранение документа.

Работа 10. Создание папки для сохранения документа.

1

12

Форматирование текста.Применение шрифтов.

Работа 11. Разнообразие шрифтов в тексте.

1

13

Форматирование текста. Выделение текста цветом.

Работа 12. Выделение отдельных элементов текста различным цветом.

1

14

Выравнивание текста. Отступы.

Работа 13. Использование отступов в основном тексте.

1

15

Выравнивание текста. Интервал.

Работа 14. Использование межстрочного интервала.

1

16

Нумерация и маркеры.

Работа 15. Создаем нумерованный список.

1

17

Нумерация и маркеры.

Работа 16. Создаем маркированный список.

1

18

Нумерация страниц. Вставка колонтитулов.

Работа17.Создание верхних и нижних колонтитулов в текстовый документ.

1

19

Редактирование документа. Вставка специальных символов.

Работа 18. Вставка в документ различных символов и знаков.

1

20

Редактирование документа. Вставка даты/время.

Работа 19. Вставка в документ даты и времени.

1

21

Использование различных режимов просмотра документа.

Работа 20. Предварительный просмотр. Ориентация страниц.

1

22

Редактирование текста. Выравнивание.

Работа 21. Выравнивание текста по вертикали и горизонтали. Установка полей.

1

23

Параметры печати документа.

Работа 22. Печать документа.

1

24

Шаблон.

Работа 23. Использование шаблонов в документе.

1

25

Создаем деловые документы. Заявление. Справка.

Работа 24. Создание обычного заявления и справки на основе шаблона.

1

26

Создаем деловые документы.

Визитка.

Работа 25. Создание визитки на основе шаблона.

1

27

Создаем деловые документы. Бейджик.

Работа 26. Создаем бейджик на основе шаблона.

1

28

Используем элементы рисования: объект WordArt.

Работа 27. Вставка в документ объекта WordArt

1

29

Используем элементы рисования: объект Надпись.

Работа 28. Вставка в документ надписи.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap