Программа За здоровый образ жизни



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА»

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

____________ Н.В. Криворучко

___ ___________ 201 г.

Программа

За здоровый образ жизни

Разработчик: Н. А. Етерская, воспитатель

2013

Актуальность программы

Подросток не всегда может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. Во многом обучающиеся пассивны, и программа направлена на помощь студентам подросткового и юношеского возраста.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни.

Вредные привычки входят в число факторов риска многих заболеваний, сказываются на состоянии здоровья студентов.

Программа носит комплексный и непрерывный характер, побуждает к активным и сознательным действиям, направленным на:

– улучшение собственного физического и психологического здоровья;

– отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

– критическое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

– сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

У каждого человека, особенно у подростка, существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро «Я — концепция» сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезмерно сложно. Кроме того, зачастую этот процесс становится болезненным для самого подростка и вызывает массу психологических и физиологических защит. Однако, это возможно осуществить посредством групповой психотерапевтической работы. Несомненно, полностью изменить сущность студента подросткового и юношеского возраста и его представление о ней практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений работы со студентами и может быть работа по облегчению их самопознания. Смысл этого направления состоит в том, чтобы минимизировать деструктивную тревогу самораскрытия, свойственную данному возрастному периоду. Тревога, в моем понимании, появляется параллельно с риском самораскрытия, однако деструктивная тревога направлена именно на то, чтобы никоим образом не рисковать в собственном развитии. Иногда источником этой тревоги становятся родительские установки и социальные стереотипы. Тогда задача групповой работы со студентами — создание условий для нейтрализации этой негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия. Именно создание такой атмосферы в группе, где познание себя становится если не нормой, то хотя бы возможностью, побуждает юношей и девушек находить в себе новые возможности овладеть ими, преодолевая, таким образом, различные препятствия на пути взросления. Как известно, специфика групповой работы заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Группа является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения — моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Возможность изменений личности заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг — место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, но также и получая обратную связь.

Группа является источником многих значимых для субъекта обратных связей, она даст возможность увидеть реакцию других людей на собственные проявления и возможность изменить свое представление о себе, пусть не в лучшую сторону, но по направлению к большой социальной адаптации. Роль обратной связи, таким образом, заключается, прежде всего, в том, что она является главным источником знаний студента о самом себе, а кроме того, побуждает его к тому процессу, который обозначен как самопознание. Психотерапевтическая группа — это ситуация, максимально сходная с ситуацией реальной жизни, отличающаяся от реальности лишь временем существования и внутренними законами функционирования. Считаем, что коррекция «Я — концепции» в процессе групповой работы может проводиться посредством изменения «образа Я», самооценки, стиля поведения, а кроме того, посредством развития у студентов способности к рефлексии. Именно рефлексия зачастую становится одним из способов решения задач взросления, о которых говорилось выше. Это не значит, что стоит только предложить подростку на досуге подумать о себе, как все проблемы решатся. Задача психотерапевта здесь состоит именно в том, чтобы развить у студентов способность думать о себе так, чтобы проблемы обозначались как задачи, т.е. такие ситуации, которые требуют и имеют решение, что и находит подросток в процессе рефлексии. Курс начинается с создания условий для формирования направленности личности на распознавание собственных потребностей. Таким образом, решается проблема мотивации участников на работу. Здесь важно обратить внимание обучающегося на то, как он действует, соответствует ли его действие его собственным потребностям, что мешает этому соответствию и т.д. Главное не запугать его своими психологическими знаниями о нем: часто голос ведущего звучит для обучающегося как голос судьбы, предопределяющий его дальнейшее существование.

Следующая задача состоит в создании условий для осознания личностью своих естественных и насущных потребностей, т.е. создания условий для приобщения студента к движущимся силам собственного личностного роста. Таким образом, происходит переход от осознания различий между потребностями и действиями к реальной работе с механизмами, искажающими внутреннюю реальность обучающегося.

Следующий этап — вывод участников на такой уровень приобщенности к своему внутреннему миру, который позволяет сменить позицию относительно своего внутреннего содержания.

На последнем этапе групповой работы со студентами ведущему необходимо формировать у каждого из них направленность на самостоятельный поиск оптимальных путей, удовлетворяющих его насущные потребности на данный этап времени и открывающих возможности для перспективного личностного роста. Так происходит перенос знаний, полученных о себе «здесь и сейчас», в действия «везде и всегда», т.е. достигается глобальная цель любых тренингов и групповых занятий вне зависимости от тематики.

Программа За здоровый образ жизни разработана для занятий со студентами, проживающими в общежитии ГБОУ СПО «ОЗПЭК им. С. Морозова» МО, с целью формирования у обучающихся осознанного понимания опасности ВИЧ- инфекции и готовности к здоровьесберсгаюшсму поведению в ситуациях риска.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так – здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей Здоровье сохранить!

Д. Тухманов

Цель программы:

-формирование у студентов развитой концепции самопознания; -формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной среде.

Задачи программы:

Формированиездорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих саморазрушающему поведению.

Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

Направленноеосознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Я — концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

Собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

Умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

Потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью, препятствующего саморазрушающему поведению:

Принятие решения преодоления жизненных проблем;

Восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

Оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;

Отстаивание своих границ и защита своего персонального пространства;

Защита своего Я, самоподдсржка и взаимоподдержка;

Избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения.

Структура программы

Программа предполагает работу с подростками 15-20 лет. Общее количество занятий — 22.

Сроки реализации программы: 2013 – 2015 гг..

Программа включает в себя следующие разделы: информационный; когнитивного развития; развития личностных ресурсов; развития стратегий высокофункционального поведения.

Методы работы: групповая работа; тренинг поведения; когнитивная модификация и терапия; личностный тренинг; дискуссии; «мозговые штурмы»; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика; психодрама; элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

Календарно — тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Сроки проведения

1.

Почему важно быть здоровым.

Сентябрь 2013 г.

2.

Здоровье и вредные привычки.

Октябрь 2013 г.

3.

Групповое давление.

Ноябрь 2013 г.

4.

Курящая кукла.

Декабрь 2013 г.

5.

Ток — шоу. Курение — дань моде,

привычка или болезнь?

Январь 2014 г.

6.

Как принимать решения.

Февраль 2014 г.

7.

Реклама человек — здоровье.

Март 2014 г.

8.

Суд над сигаретой.

Апрель 2014 г.

9.

Стресс и алкоголь.

Май 2014 г.

10.

Способы борьбы со стрессом

Июнь 2014 г.

11.

Развиваем стрессоустойчивость

Сентябрь 2014 г.

12.



. Алкоголь и закон.

Октябрь 2014 г.

13.

Алкогольные последствия.

Ноябрь 2014 г.

14.

Навыки критического мышления.

Декабрь 2014 г.

15.

Мифы об алкоголе.

Январь 2015 г.

16.

Умение отвечать за свое здоровье.

Февраль 2015 г.

17.

Уверенное и неуверенное поведение.

Март 2015 г.

18.

Мифы о наркотиках.

Апрель 2015 г.

19.

Наркотики и закон.

Май 2015 г.

20.

Умение сказать «нет».

Сентябрь 2015 г.

21.

Проблемы современной молодежи

Октябрь 2015 г.

22.

Я отвечаю за себя.

Ноябрь 2015 г.

Ожидаемые результаты:

– повышение уровня знаний, умений участников программы по первичной профилактике всех видов зависимости;

– укрепление позитивных установок подростков и их мотивация на здоровый образ жизни.

Список используемой литературы

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

АнохинаИ.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости/И.II. Анохина\\ Руководство по наркологии: В 2- х т.; под редакцией Н.Н. Иванца. — М., 2002 год

Арсеньев, А.С. .Научное и нравственное воспитание \\ Психологические проблемы нравственного воспитания детей \А.С. Арссньсв.- М., 1997

Братусь, Б .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме \ Б.С.Братусь. — М., 1974

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование \ А.В. Брушлинский.- М., 1979

Линько,А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Линько, В.С. Битенскский. — Л., 1991

Наркомания в России : состояние, тенденции, пути преодолевания — М., 2003








sitemap
sitemap