Программа Выжигание по шелку



О.Г. Стазаева

ВЫЖИГАНИЕ ПО ШЕЛКУ

ПРОГРАММА

для средних общеобразовательных учреждений

и учреждений дополнительного образования

Екатеринбург

ББК 37.279

С77

Стазаева О.Г. Выжигание по шелку: Программа для средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. 22с

ISBN 5-93203-013-5

Авторская программа «Выжигание по шелку» — комплексный социально-эстетический курс для учащихся среднего и старшего школьного возраста, рассчитанный на два года обучения, предполагает практическое обучение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков.

Может быть использована учителями образовательной области «Технология» при реализации основной программы в разделе «Рукоделие», а также для проведения занятий в кружках как материал для решения задач национально-регионального компонента в рамках культурно-исторической линии.

Данная программа прошла экспертизу на соответствие современным требованиям к программам дополнительного образования и основным направлениям развития системы дополнительного образования.

Решение научно-методического совета Объединения «Дворец молодежи» №03 от 11.10.2000.

Рецензент: Э.Э. Сенина – канд. пед. наук,

Доцент кафедры Эстетического

воспитания УрГПУ.

ББК 37.279

ISBN 5-93203-013-5 © Стазаева О.Г., 2000

© НУДО «Межотраслевой

региональный центр», 2000

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все большее внимание в настоящее время уделяется эстетическому воспитанию детей. Переход системы образования на личностно-ориентированный подход, введение образовательных стандартов позволяет решать данную проблему комплексно и в тоже время дифференцирование, а именно дает возможность педагогу и ребенку работать в структуре сотрудничества в определенном образовательном поле. Выделение в структуре образования разных уровней дает возможность и содержательную линию рассматривать в инвариантной и вариативной части, что в свою очередь дает возможность учителю предлагать ребенку выбирать и пробовать.

«Выжигание по шелку» — комплексный социально-эстетический курс для учащихся среднего и старшего школьного возраста, рассчитанный на два года обучения. Он может быть использован учителями образовательной области «Технология» при реализации основной программы в разделе «Рукоделие», а также для проведения занятий в кружках как материал для решения задач национально-регионального компонента в рамках культурно-исторической линии. Курс предполагает, прежде всего, практическое обучение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков.

Основная роль программы — заинтересовать учащихся, побудить к творчеству в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. В течение многих столетий вырабатывались определенные приемы исполнения декоративной отделки изделий в традиционных видах декоративно-прикладного творчества, формировались характерные особенности, колорит. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Актуальность использования данной программы в условиях школы заключается в том, что «Выжигание по шелку» является сравнительно новым видом декоративно-прикладного искусства, и занятия с детьми этим видом творчества направлены на сохранение, развитие и создание новых культурных ценностей.

Анализ программ дополнительного и общего образования в области обработки ткани показывает, что данная программа не только не повторяет ранее разработанные Сиволаповой Т.П. и Болотиной Л.А. программы с аналогичным названием, но скорее дополняет их, т.к. первая из названных программ посвящена практическому обучению детей 10-14 лет приему выжигания по ткани с использованием только шаблонов, вторая рассматривает теоретические основы художественного творчества — закономерности дизайна с применением их при работе с тканью.

Занятия по данной программе дают возможность развернуть перед детьми основные направления развития декоративно-прикладного искусства в целом и родного края в частности, познакомить их с закономерностями эстетической организации предметной среды, раскрыть их творческие способности через обучение приемам свободного вырезания по шелку, работе с электроиглой как кистью в одном из современных видов декоративно-прикладного искусства, создают условия для самовыражения, самореализации в творческой деятельности; развивают фантазию, воображение, интеллект. Ведущий мотив деятельности — творчество ради общения через искусство.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на условия микросреды, где формируется ученик как личность, на интересы и приемлемые для ребенка способы проведения досуга, на активное участие в жизни детского коллектива. В условиях творческого коллектива формируется общий интерес и ответственность, творческое общение и обмен мнениями, помощь и руководство друг другом.

Комплексное решение этих проблем диктует необходимость трактовать цели воспитания, прежде всего как подготовку учащихся к жизни, воспитание в личности творческого начала, особенно в отношении к труду как важнейшей сфере деятельности.

Цель курса расширить содержательную область образовательной программы «Технология» по культурно-исторической линии национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в рамках дополнительного образования и создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Основные задачи программы:

Обучающие:

— вести допрофессиональную подготовку школьников с целью дальнейшей специализации в области прикладного искусства и использования полученных знаний и навыков в других сферах деятельности;

— готовить к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их на практике.

Развивающие:

— раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства, привить любовь к народному искусству; сформировать представление о народном мастере как творческой личности духовно связанной с культурой и природой родного края;

— рассмотреть специфику художественной стороны народного искусства и раскрыть связь традиционных видов с современными видами;

— раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности, исключающий развитие познавательных способностей эстетическое отношение к действительности (чувство красоты, умение оценивать результаты своей деятельности по законам красоты);

— раскрыть творческие способности ребенка, развить природой данные ему возможности, пробудить потребность к самореализации;

— создать условия для реализации творческих способностей учащихся через подключение к исследовательской деятельности;

Воспитывающие:

— воспитывать элементарные навыки самообслуживания, учить аккуратно и бережно обращаться с инструментами, приспособлениями, материалами и пособиями;

— вырабатывать умение дружно и сообща работать, выполнять поручение педагога.

«Выжигание по шелку» — это общеразвивающий интегративный курс, вбирающий в себя сведения нескольких дисциплин: цветоведения, тканеведения, рисунка, обслуживающего труда, основ безопасности и др.

Образовательный материал построен с учетом предметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину законов красоты.

Одним из главных принципов данного курса является чередование разных видов деятельности учащихся. Практические занятия носят комплексный характер и опираются на теоретические знания. Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом изготовления изделий в технике художественного выжигания по шелку.

Программа курса построена так, чтобы учащиеся приобретали практические навыки постепенно. Содержание и последовательность изучения практических тем курса подчинены принципам культуросообразности, природосообразности, базисного накопления знаний и практических навыков. Каждая последующая учебно-практическая тема базируется на предыдущей и участвует в раскрытии следующей.

Учебно-педагогический процесс строится доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Обеспечение единства теоретической и практической подготовки учащихся достигается путем комбинированных занятий с широким использованием активных методов обучения, тематических бесед, уроков-практикумов, консультирования, демонстраций, дискуссий, участий в выставках, в ярмарках, посещений музеев и выставочных залов.

Содержательная линия программы построена по концентрическому принципу с учетом ступенчатости в рамках следующих разделов:

— Инструменты, материалы и приспособления.

— Тканеведение

— Цветоведение

— Рисунок

— Вырезание

— Выжигание по ткани

— Аппликация

На вводных занятиях предусмотрены беседы по истории возникновения декоративно-прикладного искусства, полезно-познавательные экскурсы в мир тканей, цвета, рисунка.

В разделе «Тканеведение» закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках трудового обучения. Цель раздела – научить учащихся отличать натуральные волокна от химических, помочь ориентироваться в современном рынке синтетических тканей и более полно использовать их технологические свойства в художественном выжигании по шелку. Программа предполагает изготовление учащимися изделий из синтетических тканей, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой ткани, но и с художественным оформлением (декоративные украшения, салфетки, панно, отделочные детали одежды и т. д.).

Раздел «Рисунок» поможет дать ученикам общее представление об орнаменте, характерных особенностях его построения, познакомит с основными законами и свойствами композиции, поможет раскрыть понятия симметрии и асимметрии, равновесия и стилизации форм.

В разделе «Цветоведение» большое внимание уделено изучению основных законов цветосочетания, цветовой гармонии, принципам построения композиции в цвете.

Изложение теоретических знаний предшествует практическим занятиям и логически связано с изучаемым материалом. Теоретические занятия дополняют знания, полученные в школе, способствуют большей самостоятельности учащихся, расширяют их кругозор и диапазон интересов.

Основным методом сообщения нового материала на занятии служит слово учителя, сопровождаемое демонстрацией изделий, показом технологических операций. На каждом этапе практикума используются комплексы средств обучения, которые обеспечивают достижение цели, создают условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме. Такими средствами обучения являются образцы изделий, таблицы по технологии, технические рисунки, приспособления (комплекты шаблонов и лекал). Специальное оборудование, как средство обучения для учащихся играет огромную роль. Прикладные умения невозможно понять и усвоить только с помощью теоретических методов обучения, нужно практическое их закрепление. К специальному оборудованию относятся светостолы и электровыжигатели.

На начальном этапе технология обработки изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление — минимально, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности. При изготовлении изделий можно нацелить детей на общественно-полезный труд, т. е. на изготовление изделий для школьных ярмарок, подарков друзьям и учителям, памятных сувениров к праздникам. Темы занятий, учитывающие имеющиеся в распоряжении кружка материалы, приближены к интересам и потребностям школьников.

У обучающихся наблюдается весьма существенная разница в усвоении знаний и умений, а также в способностях и в скорости формирования мыслительных операций. Уже этим обуславливается необходимость индивидуализации учебного процесса. По каждой теме предполагается разработка изделий разной сложности изготовления, так как в кружок приходят дети с разными способностями: одни усидчивы, лучше рисуют, быстрее привыкают находить красивые сочетания цветов; другим все это дается менее успешно. Требуется немалое терпение, чтобы приобрести необходимое умение в работе с материалом, добиться технической чистоты. Разная степень сложности учитывается и при обучении разновозрастных групп.

Использование принципа личностно-ролевого участия школьников в учебном процессе позволяет передать учащимся ряд ролей, которые они смогут выполнять под руководством педагога. В разновозрастных (вертикальных) группах для выполнения некоторых учебных действий старшие воспитанники выступают в роли консультантов или руководителей, а то и педагогов группы младших воспитанников.

Формирование у детей целостного восприятия прикладного творчества происходит в несколько этапов. На первом этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения. На следующем этапе это действие преобразуется в сложную структуру совмещения в восприятии и воображении ребенка. Сначала дети овладевают простой формой технических действий, затем действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики изделий. Завершают цикл занятия, на которых ученики составляют и выполняют работы, основанные на собственном замысле, подбирая наиболее целесообразные методы обработки ткани в технике выжигания.

Начиная работу с учеником (группой), учителю необходимо проводить входную диагностику — выявить имеющийся к началу обучения запас знаний и умений, выявить готовность к переходу на новые уровни знаний и умений. В процессе обучения необходимо проводить текущий и промежуточный контроль. После каждого этапа работы проводится обобщающий контроль, показывающий уровень обученности учащихся произошедшие в них изменения.

Контроль практических умений осуществляется учителем в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся, при систематической операционной проверке выполняемых изделий, при осмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки. Уже на первых этапах обучения важное значение приобретает развитие у учащихся навыков самоконтроля, воспитание привычки самокритично оценивать результаты труда.

Формой контроля теоретических знаний служат беседы направленные на закрепление и систематизацию знаний, анализ и самоанализ изделий.

Учебный материал строится по 140 часовой годичной сетке для программ дополнительного образования (4 часа в неделю). Программа ориентирована на двухлетнее обучение детей в среднем или старшем звене общеобразовательной школы в условиях соблюдения единства требований. Постепенное усложнение программного материала, опора на возрастные особенности ребенка позволяют педагогу развивать детский коллектив в системе ближних и дальних перспектив на протяжении обучения.

Данный программный материал не должен рассматриваться как нечто догматическое, особенно в содержательной части. Педагогическое проектирование тематического плана носит в себе характер саморазвития. По ходу реализации возможна перегруппировка тем, возможно сокращение или увеличение материала по отдельным разделам, введение дополнительных сведений теоретического характера или практических разработок.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Количество часов

Первый год обучения

Второй год обучения

Всего

Теор. обуч.

Прак. обуч.

Экс кур.

Всего

Теор. обуч.

Прак. обуч

Экс кур.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вводное занятие

5

2

3

9

4

2

3

2

Инструменты, материалы и приспособления

4

2

2

4

2

2

3

Тканеведение

8

6

2

14

10

2

2

4

Рисунок

12

8

4

7

4

3

5

Цветоведение

8

4

4

6

2

4

6

Вырезание по ткани:

6.1. Метод вырезания по шаблонам 6.2. Метод свободного вырезания по ткани

6.3. Метод вырезания по ткани с введением элементов накладной аппликации

20 17

17

5

2

4

15 12

13

3

3

4

5

1

1

2

4

4

7

Выжигание по ткани

с применением художественной штриховки:

7.1. Метод выжигания по ткани с применением художественной штриховки

7.2. Метод выжигания по ткани с применением художественной штриховки с введение элементов аппликации

24

2

22

10

35

2

6

8

26

3

8

Аппликация:

8.1 Аппликация открытого типа

8.2 Аппликация закрытого типа

8.3 Объемная аппликация

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap