Программа воспитательной работы Планета Добра



Программа воспитательной работы

«Планета добра»

учителя МБОУ СОШ № 14

г. Каменска-Шахтинского

Письменской Ольги Михайловны

2011-2012г.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.В.Г. Белинский 

Пояснительная записка.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально — значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цели и задачи программы «Планета Добра»

Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

Формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

Знакомство с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

Формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Развитие позитивного отношения личности к собственному интеллектуальному развитию;

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;

Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;

Создание системы мониторинга развития воспитательной системы.

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

Воспитательная работа в рамках программы включает:

проектную и исследовательскую деятельность;

организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;

походы;

праздники, викторины, конкурсы;

кружки и секции.

Программа реализуется в четыре этапа:

1-й этап – «Познай себя – это интересно!»;

2-й этап – «Сотвори себя – это необходимо!»;

3-й этап – «Утверди себя – это возможно!»;

4-й этап – «Прояви себя – это реально!».

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.

Этап «Познай себя – это интересно!»

Цели этапа «Познай себя – это интересно!»:

создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;

определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; 

сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:

удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации: – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе; – требованиях и педагогической позиции учителя;

изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Критерии успешного завершения этапа «Познай себя – это интересно!»:

имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;

созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;

дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;

в классе сложились традиции;

выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

Этап «Сотвори себя – это необходимо!»

Цель этапа «Сотвори себя – это необходимо!»: обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

сплочение детского коллектива;

организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;

организация работы актива класса.

 Критерии успешного завершения этапа «Сотвори себя – это необходимо!»:

созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;

учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;

функционирует актив класса;

созданы сменные творческие микрогруппы.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

Этап «Утверди себя – это возможно!»

Цель этапа «Утверди себя – это возможно!»: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа:

изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;

обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;

обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Критерии успешного завершения этапа «Утверди себя – это возможно!»:

обучающиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;

полноценно функционирует актив класса;

дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Этап «Прояви себя – это реально!»

Цель этапа «Прояви себя – это реально!»: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Задачи этапа:

обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;

поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

Критерии успешного завершения этапа «Прояви себя – это реально!»:

обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;

повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Принципы реализации Программы «Планета Добра»

Педагогическую целесообразность Программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:

принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы

беседы и наблюдения

классные часы

занятия- практикумы

экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции

тематические праздники и вечера

устные журналы

дискуссии

конкурсы

игры, соревнования

родительские собрания в различных формах

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого — педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально — технической базы школы и класса

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля

участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Тематика родительских собраний

I четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

II четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель,

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей

учитель

IV четверть

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

Результативность реализации Программы «Планета Добра»

При реализации программы «Планета Добра» мы получаем следующие результаты: к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание русской национальной культуры и культуры родного края.

Модель выпускника начальной школы

 1.   Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, мотивирован на продолжение образования, человека во всем их многообразии.

2.  Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности. Уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.

4.  Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5.  Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

6.  Человек с  высоким уровнем нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности (высокая культура общения, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, патриотизм, любовь к Родине, доброта, отзывчивость, скромность; 

Приложение .

1. Обязанности командира класса.

— командир класса является помощником учителя в организации праздников, общих дел, походов и других мероприятий в классе.

— командир класса организует дежурство в классе, следит за очередностью и правильностью выполнений поручений.

— командир класса посещает совет школьного актива и рассказывает одноклассникам о тех мероприятиях, которые будут проходить в школе.

— в случае конфликтных ситуаций учитель обращается к командиру с просьбой помочь разобраться в ситуации

— командир класса дает оценку работы командирам групп.

— по окончании срока полномочий, командир класса должен отчитаться о проделанной работе и выслушать мнение ребят своего класса о том, как он справился с ней.

2. Обязанности командиров групп.

— командир группы организует всех детей своей группы для выполнения общего поручения.

— командир группы распределяет обязанности между членами группы, проверяет ход работы и ее результат

— командир группы должен активно участвовать при выполнении общего поручения, быть примером для всех ребят.

— по окончании срока полномочий, командир должен отчитаться о своей работе и выслушать мнение ребят о том, как он справился с ней.

3. Обязанности учителя.

— учитель должен создать в классе атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопомощи среди ребят

— учитель может высказать свое мнение в виде пожелания, не навязывая его, но в случае конфликтных ситуаций учитель старается разъяснить, помочь детям разобраться в сложившейся ситуации.

— учитель должен проявить максимум терпения и такта, позволив детям самостоятельно принимать решения.

Памятка для выполнения поручения.

Если ты дежурный, то

— проверь, не оставил ли кто-то свои вещи в классе

— организуй ребят, чтобы они проверили, в каком состоянии оставляют свои рабочие места после рисования и трудов

— сотри с доски, помоги учителю убрать наглядные пособия на место.

— если есть мусор на полу, то подмети его

Если ты ухаживаешь за цветами, то

— следи за тем, чтобы земля в цветах не пересохла, но и не была залита водой.

— убирай засохшие листья, рыхли землю, протирай крупные листья от пыли.

— следи за тем, чтобы поддоны у цветов были чистыми.

Если ты раздаешь тетради, то

— делай это внимательно, чтобы тетради попали к своему хозяину.

— следи за тем, чтобы тетради не мялись, лежали аккуратно.

— лишние тетради отдавай учителю, следи, чтобы ни одна тетрадь не потерялась

— помоги учителю пересчитать, переложить или собрать тетради по его просьбе

Если ты следишь за учебниками, то

— каждый день проверяй у своих товарищей, в каком состоянии у них учебники, нет ли в них пометок

— проверяй, пользуются ли ребята закладками

— добивайся того, чтобы все ребята бережно относились к своим учебникам

— помогай учителю собирать и сдавать учебники в библиотеку

Если ты следишь за дисциплиной, то

— организуй игры на перемене

— следи за дисциплиной, если учителя нет в классе

— помогай учителю следить за дисциплиной в столовой, в раздевалке, на экскурсиях

— будь для других ребят примером в поведении

Если ты отвечаешь за связь с библиотекой, то

— проверяй, нет ли среди ребят задолжников, своевременно напоминай им сдавать книги в библиотеку

— интересуйся у библиотекаря, регулярно ли дети посещают библиотеку

— организуй работу, если надо подклеить книги

— следи за тем, чтобы книги в классной библиотеке всегда были в порядке, стояли на своих местах

— рекомендуй ребятам прочитать интересные книги

— помогай учителю работать с читательскими дневниками ребят

Тест



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap