Программа воспитательной работы На пути к успеху



МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края

Утверждена:

Директор школы

______ Л.А. Сапронова

«_____»________ 2012г.

Согласована:

Заместитель директора по воспитательной работе

______ Г.В. Колупаева

«_____»________ 2012г.

Программа воспитательной работы

«НА ПУТИ К УСПЕХУ»

Возрастной контингент: 7 – 11 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Шипилова Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

Трусово — 2012

Содержание программы:

Стр.

I.

Пояснительная записка

2

II.

Цель и задачи программы

4

III.

Принципы воспитательной деятельности

5

IV.

Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы

6

V.

Содержание Программы

8

VI.

Психолого-диагностическое сопровождение

14

VII.

Ожидаемый результат

14

VIII.

Оценка эффективности Программы

16

Список используемой литературы и интернет-источников:

17

Приложения

18

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.Макаренко А.С.

Ι. Пояснительная записка

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. В настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития. Воспитание есть педагогическая деятельность по целенаправленному введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка, его высокого физического, социального и духовного развития. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.

Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа не противоречит основным идеям и принципам воспитательной программы школы и разработана с учетом новых условий жизнедеятельности современного ребенка, при соблюдении прав ребенка. Программа основана на наиболее эффективных подходах к организации воспитания и социализации учащихся; направлена на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:

— современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей;

— иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми;

— произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.

Приоритетным видом деятельности является коллективно-творческая деятельность.

Научно-методическими основами разработки Программы являются:

Конвенция о правах ребёнка.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»

Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 – 2013 годы (Постановление №551 Администрации Алтайского края от 14.12.2010г.)

Долгосрочная целевая Программа «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы (Постановление № 283 Администрации Алтайского края от 31.05.2011г.)

Районная целевая программа « Развитие муниципальной системы образования Курьинского района на 2011 – 2013г), постановление Администрации Курьинского района № 597 от 06.04.2011 г.

Устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края (в новой редакции) (утверждён постановлением Администации Курьинского района 20.10.2011г. № 520)

Программа развития МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Воспитательная программа «Школа – социокультурный центр села» МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа», утверждена на заседании педагогического совета школы, протокол № 2 от. 09.09. 2012 г.

Локальные акты школы.

ΙΙ. Цель и задачи Программы

Цель Программы – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи Программы:

формирование и развитие классного коллектива;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование у обучающихся нравственного смысла и духовных ориентиров;

организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

ΙΙΙ. Принципы реализации Программы

Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории воспитания:

принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;

деятельностностного подхода. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей;

принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;

эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности;

возрастного принципа, который предполагает знание половозрастных особенностей детей;

коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;

воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;

принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.

ΙV. Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс

успешная адаптация к школьной жизни;

эмоциональная устойчивость обучающихся;

создание предпосылок для формирования классного коллектива;

активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

устойчивые положительные результаты обучения;

активное участие детей в жизни класса, школы;

формирование негативного отношения к вредным привычкам;

создание органов классного самоуправления.

3 класс

проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;

знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;

умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

проявление самостоятельной творческой активности;

умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

готовность к самоопределению в социуме.

обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Реализация Программы осуществляется:

в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);

через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

через систему КТД и традиционных дел ОУ;

через сотрудничество со школьными детскими организациями: организацией младших школьников «Орлята» и подростковой республикой «Ровесник»;

через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки, дворец культуры и искусств).

Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:

1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)

2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях » человек-природа», ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.

3. Технология накопительной оценки «Портфолио» дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.

4. Проектная технология — одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

5. Технология сотрудничества — совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).

6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

Методы:

научно-исследовательский;

метод проектов;

коммуникативная методика;

личностно-ориентированный метод;

метод креативного мышления;

репродуктивный метод;

метод критического мышления;

Формы работы:

классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

тренинги, занятия;

конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;

дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.

V. Содержание программы

Приоритетные  направления воспитательной работы

 

Направление I. «В гармонии со здоровьем» (спортивно-оздоровительная деятельность)

Цель: создание условий для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека через использование педагогических технологий и методических приемов; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «В гармонии со здоровьем»:

— Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «В гармонии со здоровьем»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом ФАПа села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с  родителями обучающихся и учителем физической культуры в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении «В гармонии со здоровьем»:

 спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

— встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;

— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, литературно-поэтические конкурсы, посвященные спортивной тематике, устные  журналы;

— беседы и дискуссии на различные темы;

— тематические консультации для родителей;

— обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.

  

Направление II. «Учимся, познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)

Цель:  создание условий для интеллектуального развития обучающихся; оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

— Определить  круг реальных  учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития.

— Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

— Формировать  интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

— Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учимся, познавая»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учимся, познавая»:

— внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

— интеллектуальные игры внутри класса, между классами;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap