Программа воспитательной работы на 2013-2014 уч год



Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать  бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.                                                                           Уильям Блейк.

 

 

            Воспитание  человека  всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных  лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей)  делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

            Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

— Способность правильно оценивать внутреннее состояние  другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции).

— Способность быть примером и образцом для  подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

— Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

— Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

— Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

 Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

— Способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

— И самое главное — способность к общению.

            Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит,  что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:

            — умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

            — умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

            — умение  вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

            — умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;

            — умение извлекать из общения максимум информации для себя.

            Особое сфера  проявления коммуникативных способностей педагога – это  умение педагога применять  поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы,  они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.

 

 

Условия эффективного поощрения:

            — Педагог  осуществляет поощрения  систематически.

— Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.

— Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.

— Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с  итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.

— Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.

— Поощрение опирается  лишь на внешние стимулы: похвала, получение  награды.

— Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.

— Поощрение  мешает  продвижению ребенка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.

Педагог положительно  влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребенка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не  ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность  воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.

 

Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1.  Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что  говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто  высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2.  Учащиеся требуют от педагога  постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3.  Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4.  С первых дней существования  детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить  понимать разницу между их сегодняшними возможностями и  будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал  эффективно, ученики должны обучаться  сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель  должен уметь определить  количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно,  им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог  должен  быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9.  Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации  неудачности ребенка. В его арсенале должен быть  юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей,  педагог избегает проводить параллель между  успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13.  Педагог дает возможность своим учащимся  быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это  будет способствовать поднятию их знаний на более высокий  уровень.

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников  не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

 

Цели обучения и воспитания школы следующие:

— Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.

— Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.

—  Развитие умения общаться и сотрудничать.

— Развитие общеучебных умений учащихся.

— Формирование и развитие предметных знаний и умений.

— Развитие и совершенствование  интеллектуальных умений.

— Развитие эмоциональной и волевой  сферы.

— Формирование положительной Я — концепции.

— Развитие мотивационно — потребностной сферы.

 

Качества, которые необходимо развивать у учащихся:

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности.

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность о вовлеченность в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий  и поступков.

  

Функции классного руководителя в начальной школе.

 

1. Забота о развитии каждого  ребенка.

2. Помощь в решении возникающих проблем.

3. Организация разнообразной деятельности в  классе.

 

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп.

 

I группа – Организация деятельности классного коллектива.

Обязанности учителя:

1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.

2. Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы  дежурных, работа с активом класса, делегирование в внутришколные объединения, организация внеклассных мероприятий.

3. Организация  дежурства по столовой и по школе.

4. Соблюдение санитарных норм  прикрепленного кабинета.

5. Забота о внешнем виде учащихся.

6. Организация питания учащихся.

7. Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового  фонда класса.

 

II группа — Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

            1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.

2.  Организация помощи в учебе часто  болеющим учащимся,  организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся  домашних заданий.

3. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.

4. Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.

5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.

6. Работа с дневниками  учащихся:  проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник,  анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.

7. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы,  олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки, поездки и т.д.).

8. Развитие индивидуальных качеств личности  учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога,  библиотекаря.

9. Изучение отношения  учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение  отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

           

            III группа – Организация жизни класса во внеучебное  время.

            1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе,  формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

2.  Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.

3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и  отдельных учащихся.

4. Вовлечение  учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.

5. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.

6. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в  физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её.

7. Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.

8. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

9. Изучение методической  литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и  определение  целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного  мероприятия.

 

IV группа Изучение личности и коррекция в воспитании.

1. Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному  здоровью.

2. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.

3. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.

4. Воспитание гражданственности.

5. Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной  работы с учащимися.

6. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.

 

            V группа – Работа с родителями.

            1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

2. Индивидуальная и групповая работа с родителями,  тематическое консультирование.

3. Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть).

4. Привлечение  родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

5. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.

6. Влияние на общение родителей с детьми.

7. Работа с родительским комитетом класса.

 

Принципы построения воспитательной работы.

 

1.Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворочества.

7. Принцип успешности.

 

Приоритетные  направления воспитательной работы.

 

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом:

            — психическое и физическое здоровье,

— традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

— культура сохранения собственного здоровья,

— ответственность за здоровье других людей,

— гармония души и тела, режим дня и здоровье,

— воля и её значение в сохранении здоровья,

— самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

— встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

— беседы и дискуссии на различные темы;

— тематические консультации для родителей;

— обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.

 

Сроки

Название

   Задачи мероприятия

  Форма проведения

Ответственный

Результат

Сентябрь

Эстафета посвященная началу учебного года

Выявить сильнейшие классы, сильнейших учеников в беге, пропоганди-

ровать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Учитель физкультуры,

классный руководитель

Октябрь

Общешкольный кросс

Выявить сильнейшие команды-классы, про-

погандиро-

вать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Учитель физкультуры,

классный руководитель

Ноябрь

Как помочь сохранить себе здоровье?

Заставить задуматься учеников о значении здоровья жизни человека

Круглый стол

Классный руководитель, родительский комитет

Декабрь

Эстафета с Дедом Морозом

Выявить сильнейшие команды, пропоганди-ровать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Классный руководитель,

Учитель физкультуры,

Дед Мороз



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap