Программа воспитательной работы 4 класс



Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П. Горохова»

(МАОУ «Бигилинская СОШ»)

РассмотреноУтверждаю

на МО классныхДиректор школы

руководителей_________ Л.М. Погудина

Протокол № ___Приказ №___от___2013

от_________2013

Руководитель МО

_______________

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗНАНИЙ»

Программу составила Гилина Людмила Васильевна

с. Бигила 2013 г.

2010-2014

Воспитательная программа «Путешествие в страну Знаний»

Пояснительная записка

Современная школа ищет новые подходы к организации образовательного процесса. Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями, -это игра. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме .У детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Еще одна проблема состоит в том, что углубленная продуктивная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах.

Игра- важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. Игра становится инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу и самодеятельность, создавая атмосферу свободы, творческой раскрепощённости в коллективе и условия саморазвития.

Так на 1 степени (1-4) школьной деятельности учитывая потенциал личностного развития – любознательность, доверие, чуткость, укрепление чувств уверенности, формирование милосердия, сочувствия, любви к Родине, ученик получает в форме игры — путешествия – понимание, защиту, правосудие понимает, что главные задачи самосовершенствования – формирование культуры учения, общения, поведения, чувств.

Игровая программа способствует решению проблем социальной адаптации младших школьников, отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста подрастающего поколения.

1 Раздел

1. общие положения

Воспитательный процесс является одним из компонентов целостного педагогического процесса в ОУ наряду с учебным процессом. Воспитание представляет собой создание условий для реализации личности, двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно – нравственное становление личности. Особую трудность для детей обучающихся в школе представляет собой саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив , от него требуется проявление обычной, довольной сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму.

С обучением в школе изменяется положение младшего школьника в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). По словам Л. С. Выгодского из «натуральных» эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Поэтому в ОУ встает необходимость глубокого переосмысления опыта, разработки проблем воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации, многофакторный анализ внешних воздействий, мониторинг воспитания, социализации и создании определенных условий.

1.2 цель и задачи программы

Цель программы игры «Путешествие на планету Знаний» направлена на создание условий для духовно-нравственного становления личности, т.е. воспитание личности творческой, инициативной, свободной, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

Задачи:

Способствовать продолжению формирования детского коллектива.

Создать условия для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

Формировать навыки здорового образа жизни;

Вооружить обучающегося научными знаниями о мире по всем предметам;

5. Развивать творческие возможности.

1.3 Законодательно-нормативное обеспечение программы

Закон Р. ф. «Об образовании», в редакции ФЗ от 30 декабря 2001г

Закон Р.Ф «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г.

Конвенция ООН « О правах ребенка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г

Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

Федеральный закон « Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г.

Устав образовательного учреждения.

1.4 Прогнозируемые результаты

Высокий уровень образованности и творческого развития личности

Воспитание детей в духе демократии, свободы, личного достоинства, уважения прав человека, гражданского патриотизма

Сохранение и укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни

1.5. Участники программы

Дети школьного образовательного учреждения (1-4 класс)

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

Педагогический коллектив школьного образовательного учреждения

1.6. Методическое сопровождение

Учебно — методический комплект «Перспективная начальная школа»

Научно – методический журнал «Начальная школа»

« Родительские собрания в начальной школе» Н. А. Горбунова

«Справочник классного руководителя» Н.И. Дереклеева

«Организация досуговой деятельности младших школьников»

С.М.Курганский

6. «Внеклассные мероприятия 4 класс»

7. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе».

8. Журналы «Педсовет » № 3, 6, 8 2010г

9. Журнал «Досуг в школе» №2 2011г.

10.«Сценарии общешкольных праздников и мероприятий» М. М. Малахов.

11. «100 игр, сценариев и праздников »Е. Ю. Иванова

12. «Классные часы 4 класс» Г.Н. Попова

13. Интернет ресурсы.

II Раздел

Основные принципы воспитательной программы

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, занятий, направленных на развитие воспитательных компетенций школьника, научно обоснованными и практически апробированными Министерством образования РФ.

Принцип развивающего обучения – ориентация на возможности младшего школьника, на «зону ближайшего развития».

Принцип интеграции – организация интегрированного подхода в образовательном процессе.

Принцип результативности – практическое экспериментирование, поисковая деятельность; создание условий для востребованности самими младшими школьниками, освоенного в дальнейшей свободной деятельности.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию личности школьника

Принцип природосообразности – понимать ребенка таким, каков он есть.

Принцип целостности – образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность

Принцип сотрудничества — взаимоотношения, партнерство, уважение, доверие. Деятельностный подход — положительные изменения, укрепления отношений между воспитанниками.

Личностно ориентированный подход – уважение личности младшего школьника, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.



III Раздел

Основные направления программы

Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;

Использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы;

Развитие познавательного, коммуникативного потенциалов личности ребенка;

Включение родителей учащихся в воспитательный процесс;

Сплочение классного коллектива

Спортивно-оздоровительное, ПАВ, ОБЖ-защита, сохранение, и укрепление физического и психического здоровья детей;

Трудовое, труд на благо людей.

Методы организации игровой деятельности

Метод игрового тренинга – основан на развитии и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Метод театрализации – основан на множестве сюжетов и социальных ролей, инсценировки сказок, рассказов.

Метод состязательности – основан на развитии когнитивных навыков: понимать инструкцию, понимать правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры.

Метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.

Метод воспитывающих ситуаций – основан на ситуации успеха, доверия.

Метод импровизации

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на учащихся общеобразовательной начальной школы и реализуется на базе Бигилинской СОШ на период 2010-2014 учебный год.

Игра – путешествие делится на четыре этапа: подготовительный, организационный, (активный ) реализация программы, заключительный.

Подготовительный этап. Цель: выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся.

Организационный этап. Цель: создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы. Разработка маршрута путешествия(название остановок, содержание конкурсов, соревнований, игр, праздников), создание экипажа, выборы командира экипажа.

Активный этап. Реализация программы. Цель: включение в различные формы игровой деятельности младших школьников. Проведение игр, конкурсов, соревнований, праздников и т.д.

Заключительный этап. Подведение итогов игры. Соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами. Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе игры.

Выставка рисунков, выпуск газет, награждение победителей.

Сроки реализации программы

направление

цель

Пути реализации

сроки

Ответственные

«Будем знакомы»

Изучение потребностей, интересов, склонностей первоклассников

Часы общения, анкетирование, классные часы, праздники.

1 класс

-в течении 2010-2011года

Классный руководитель, родители.

«Ребята, давайте жить дружно»( деятельность по сплочению классного коллектива)

Создание благополучных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.

Создание классных традиций, творческие мастерские, конкурсы, походы по родному краю.

2 класс 2011-2012г..

Классный руководитель, родители, библиотекарь, школьный психолог.

«Что один не сделает — сделаем вместе»

Воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное творческое дело.

Классные собрания, часы общения, выход в социум , походы, экскурсии.

3,4 класс 2012-2013г.,2013-2014г..

Классный руководитель, родители, библиотекарь, школьный психолог.

Продолжение работы: « Что один не сделает – сделаем вместе». Анализ итогов деятельности по выбранной программе

.

.анкетирование, диагностика( «Уровень развития классного коллектива», «Уровень сформированности классного коллектива», «Уровень развития ученического самоуправления», «Уровень воспитанности «)

4 класс 2013-2014г.



Классный руководитель, родители, библиотекарь, школьный психолог, администрация.

Игровая программа «Путешествие на планету Знаний»-это пролонгированная воспитывающая игра, система логически вытекающих одного из другого действия (дел):что узнаем? Чему научимся? какими станем? подчиненных целям развития творческой личности.

Путешествие – это объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свой досуг с пользой, научиться тому чего не умел раньше.

Путешествие – это игра для всех желающих, возможность объединения для добрых и полезных дел.

Путешествие – это препятствия, трудности, испытания.

Путешествие – это игры, конкурсы, викторины, состязания.

Путешествие включает: конкурсы, игры праздники встречи, соревнования, турниры.

Игра — путешествие рассчитана на 4 года и продолжается в течении учебного года.

Путешественником может стать каждый, кто готов выполнять правила игры.

Правила игры

1.Командир экипажа друг и помощник всем членам команды.

2.Закон игрового времени: все игровые действия происходят в игровое время; игровые действия, совершенные в неигровое время, недействительны.

3.Закон игровой территории: все игровые действия, происходит на игровой территории.

4.Командир вправе задать члену экипажа любой вопрос по игре либо попросить сделать любое игровое действие

5.Члены экипажа обязаны уважительно относиться к товарищам по игре.

В 2013-1014 учебном году продолжает работать направление «Что один не сделает — сделаем вместе» . Программа рассчитана на учащихся 4 класса и реализуется на базе Бигилинской СОШ на период 2013-2014 учебный год.

На начало учебного года определяются 9 основных станций. Учебная и досуговая деятельность учащихся организуется с учетом главной цели школы – из ее стен должен выходить выпускник, обладающий не только качествами учебной деятельности, но и человек, проявляющий субъектную активность, социально значимая личность. Достичь данной цели нам помогает планирование маршрута игры – путешествия на основе соединения воспитательных мероприятий с мероприятиями предметных недель.

Название станций планеты Знаний

1. Станция «Здравствуй школа» (сентябрь). Неделя ОБЖ

2. Станция «Осенняя» (октябрь). Неделя окружающего мира

3. Станция «Цифирия» (ноябрь). Неделя математики

4. Станция «Самоделкин» (декабрь). Неделя технологии и ИЗО

5. Станция «Литературная» (январь). Неделя чтения

6. Станция «Здоровье» (февраль). Неделя физической культуры

7. Станция «Открытий» (март). Неделя исторических открытий и путешествий

8. Станция «Здоровье» (апрель). Неделя окружающего мира и физической культуры

9. Станция «Здравствуй лето» (май). Неделя любимых уроков

Маршрут путешествия

Станция

Станция «Здравствуй школа» Здравствуй лето»

Станция

Планета

знаний

знаний

знаний

«Осенняя» Станция

«Здровье»

Станция

«Цифирия» Станция

«Открытий»

Станция

«Самоделкин»



Станция Станция «Здоровье»

«Литературная»

Программа строится на основе самоуправления, то есть через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход. Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих направлений воспитательной работы.

Классное соуправление

Собрание экипажа Группы экипажа Командир экипажа

Мониторинг воспитательной работы

Критериями эффективности игры – путешествия являются:

Готовность к продолжению образования:

— наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;

— наличие знаний, необходимых для успешного продолжения обучения в школе

— способность находить творческие решения учебных и практических задач.

Нравственная ориентация на социально-значимые ценности

— наличие норм и правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и взрослыми;

-наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребность применять их на практике;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap