Программа воспитательной работы 2 класс Культурно-речевое воспитание



ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 «В» КЛАССА

МАОУ СОШ № 96

«Культурно – речевое воспитание»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание — дело большой социальной значимости.

Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку, к его уму, душе, практическому действию. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что в свою очередь облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое общение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются. Так, поступление в школу связано для детей с освоением новой роли – роли ученика и новой формы общения – делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т.д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Каждое занятие должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

изучение общих правил культурного поведения;

формирование умений выбирать нужные этикетные

формулы в речи, с учетом ситуации общения;

развитие коммуникативных умений эффективного

осуществления речевой деятельности, основ культуры

общения;

воспитание основ культуры общения – соблюдения

этических норм речевого поведения.

ЗАДАЧИ:

культурно – речевое воспитание учащихся;

воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;

овладение разносторонними коммуникативными умениями;

установление контакта между собеседниками;

развитие умения общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания;

воспитание культуры поведения;

создание дружного и сплоченного коллектива.

НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ:

* деликатность;

* доброта;

* внимание к окружающим;

* вежливость;

* отзывчивость;

* скромность.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ.

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Будь вежлив со своими одноклассниками.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

Будь приветлив и вежлив с другими.

ЗНАНИЕ

КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. Изучение правил речевого этикета во время знакомства:

*правила знакомства;

*речевое поведение взрослых и детей;

*соблюдение правил знакомства;

*этикетные выражения и знаки во время знакомства

вежливость в интонации;

воспитанность;

уважение к старшим;

приветливость

*правила знакомства;

*правильный подбор этикетных выражений;

*умение правильно подбирать применять этикетные жесты;

Умение правильно применять этикетные движения при знакомстве;

*задания в группах

Классный час «Знакомство».

Тренинги.

Конкурс рисунков

«Этикетные знаки».

Уроки сочинительства.

2. Встречаем и провожаем гостей:

*правила встречи гостей;

*как правильно вести беседу с гостем;

*правила гостеприимства;

*формы извинения;

*гостеприимство как национальная черта русских;

*правила поведения в минуты прощания

воспитанность;

приветливость;

сдержанность;

внимательность;

гостеприимность

*умение правильно встречать гостей;

*задания в группах;

*умение вести беседу с гостем;

*умение правильно подбирать вежливые приветствия;

*соблюдение правил речевого этикета

Беседы

«У тебя в гостях подруга».

«Прощание с гостем».

«Игра в гости».

Чтение рассказов, игры.

3. Поведение за столом:

*как вести себя за столом;

*знание этикетных выражений;

*беседы за столом

воспитанность;

аккуратность;

гостеприимство;

сдержанность;

благодарность

Тренинг:

*умение правильно вести себя за столом;

*умение правильно благодарить за угощение;

*умение тактично вести себя за столом

Конкурсы:

«Поведение за столом».

«Юная хозяйка»

Праздник 8 Марта.

Игровые ситуации.

4.Речевой этикет:

*как разговаривать с младшим;

*разговор со старшим;

*как разговаривать по телефону

вежливость;

уважительность;

доброта;

четкость речи;

воспитанность;

сдержанность;

забота ;

внимание

*умение общаться с невидимым собеседником;

*умение обратиться и помочь младшему и старшему.

Работа в парах:

*игра «Телефон»;

*предложить помощь младшему;

*разговор со старшим.

Игровые ситуации.

Рыцарский турнир.

Праздник 8 Марта.

День защитника Отечества.

Игровые ситуации, беседы.

Беседы по телефону с друзьями, учителем, родителями, знакомыми.

5.С незнакомыми людьми:

*как правильно обратиться к незнакомому человеку;

*что значит быть разумным и осторожным;

*какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома и на улице

уважительность;

осторожность;

сдержанность

Тренинг:

*обратиться к незнакомому человеку с вопросами, типа «Который час? Как пройти…?»

Уроки этикета.

Рыцарский турнир.

Уроки ОБЖ.

Уроки безопасности

(мультимедийные уроки)

ЭТИКЕТ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Мы в школе:

*правила поведения и речи;

*представление о речевом этикете;

*этикет говорящего и слушающего;

*правила восприятия речи учителя и товарищей по классу

уважительность к одноклассникам;

вежливость;

сдержанность;

воспитанность;

уважение к учителям

Тренинг:

*этикетные задания в группах.

Игры:

«Разрешите мне сказать».

«Вопросы ученика к учителю».

«Правила этикетного поведения на уроке».

Уроки этикета.

Школьные перемены.

Уроки.

Чтение рассказов.

2. Уступчивость и вежливая просьба:

*вежливость как средство достижения цели;

*речевые примеры вежливости;

*для чего нужно уступать друг другу

четкость формулировки просьбы;

уважительное отношение друг к другу;

внимательность;

вежливая интонация;

доброта;

формулы разрешения и благодарности;

такт и деликатность;

жалость



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap