Программа воспитания



Программа воспитания

«С чего начинается Родина»

Выполнила: Зубова Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Навашино

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Патриотизм присущ всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и патриотическую обязанность по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм — это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по- разному. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу; и только, взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.

Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в обществе, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного поведения. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у детей.

Краткая характеристика класса

2 «Б» класс- это дети 2002- 2003 года рождения, которые поступили учиться в школу в 2009году. Занимаются дети по УМК «Гармония». В классе 17 человек: 7– девочек и 10 мальчиков. 2 человека 2002 года рождения, а основная масса – это дети 2003 года рождения. Дети имеют неплохую учебную мотивацию, конечно, по их возрасту, с преобладающими внешними атрибутами, но уже формируется и внутренняя мотивация. Учатся многие дети с желанием, среди любимых предметов выделяют: математику, окружающий мир, чтение.

Углубленный медосмотр проходил перед первым классом, по медицинским картам показатели здоровья следующие:

I гр.- 10 человек

II гр.- 7 человек

III гр.- нет

Есть в классе дети с ослабленным здоровьем, многие подвержены частым простудным заболеваниям. Следовательно, необходимо родителей нацеливать на проведение закаливающих процедур и повышение иммунитета. Для снятия мышечного напряжении и утомляемости глаз на каждом уроке проводятся физкультминутки.

Ребята доброжелательны, открыты, легко идут на контакт, готовы с удовольствием участвовать в различных мероприятиях как в классе, так и в школе.

Ряд ребят проявляют лидерские качества. В классе есть дети, склонные к асоциальному поведению. Их необходимо постоянно держать под контролем. По темпераменту ребята, в основном гиперактивны, хотя и есть дети с замедленным темпом деятельности. Большинство ребят послушны и открыты для положительного воздействия.

Обоснование выбора темы воспитательной программы

В результате мониторинговых исследований было выявлено, что дети очень мало знают о родном крае, его историческое прошлое, культурное наследие. Исходя из уровня воспитанности, видно, что у детей необходимо развивать патриотическое сознание уже с начальной школы с учётом возрастных особенностей.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Цель воспитательной программы:

Создание условий для формирования патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга с учётом возрастных особенностей учащихся.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

-развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности;

— расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

— изучение национальной культуры, народного искусства:

— привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ: сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.

Ожидаемые результаты

Реализация программы патриотического воспитания «С чего начинается Родина»:

— содействует решению проблемы формирования духовно- нравственных и патриотических ценностей у учащихся;

— повысить интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;

— заложит основные моральные ценности, нормы поведения;

— даст основы правовых знаний;

— повысит взаимодействие с родителями

Реализация программы идёт по пяти направлениям:

историко-краеведческое,

семейное,

литературно-музыкальное,

физкультурно-оздоровительное,

гражданско-патриотическое

Семья и школа как партнеры

Направления работы с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы с классом.

Работа с родителями

Процесс становления личности — процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;

постоянный контакт с родителями;

опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительское собрание

октябрь

Кл. рук.

2.

Родительское собрание

январь

Род. комитет

Кл. рук.

3.

Родительское собрание

апрель

Кл. рук.

4.

Родительское собрание (по плану)

май

Кл. рук.

5.

Анкетирование родителей (по плану)

Сентябрь

— май

Кл. рук.

6.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

Совместно с классным руководителем составление плана работы на год;

Организация помощи нуждающимся детям и семьям;

Организация питания детей на уровне класса;

Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений школе;

В течение года

Кл. рук.

7.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

еженедельно

Кл. рук.

8.

Участие родителей в совместных делах класса:

Проведение экскурсионно-туристической работы;

Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;

Организация и участие в однодневных походах;

Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;

Помощь в оформительской работе

ежемесячно

Родительский комитет

9.

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку)

В течение года

Кл. рук.

Род. ком.

10.

Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря

Май

Кл. рук.

11.

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты

Май — июнь

Род. комитет

Формы работы с родителями

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

Групповые формы работы с родителями:

организационные

тематические

итоговые

родительский клуб «Готовим ребенка к школе»

Индивидуальные формы работы с родителями:

беседы с родителями

консультации (групповые и тематические)

посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);

семейные праздники и традиции, конкурсы.

Изучение состояния и эффективности

воспитательного процесса в классе

Диагностика

Проблема изучения

Средства изучения

Ребенок в семье

1.Самодиагностика рисуночные (тесты для учащихся)

«Обеденный стол»

«Прогулка по лесу»

Анкетирование родителей

«Общение в семье»

2. Тест для родителей «Кто вы своему ребенку»

2 класс

3 – 4 класс

Состояние межличностных отношений

Самодиагностика «Урок физкультуры»

Рисуночный тест «Солнце, тучка, дождик»

Анкетирование «Мои друзья»

Ролевая игра «Планета друзей» (Н. Ф. Дик)

«Необитаемый остров»

Анкета «Жизнь в классе»

2 класс

2 класс

3 класс

4 класс

4 класс

Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося

1.Наблюдение кл. рук.

2.Анкета для родителей «Характер ребенка»

3. «Что на сердце у меня»

4. Наблюдение «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося» (Малякова Н. С., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

2 класс

2 класс

2 класс

2-4 класс

Сформированность коллектива класса

Анкета «Мой класс»

«Аукцион»

«Мультфильм о нашем классе»

2 класс- 4 класс

Система ценностных ориентаций

Рисуночный тест «Настроение»

«Краски»

Ранжирование учебных дисциплин

Школа будущего

Анкета «Определение преобладающих мотивов учения» Л. А. Махновец

2 класс

2 класс

3 класс

2-4 класс

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе

1.Методика Е. Н. Степанова

Анкетирование родителей

Анкетирование «С желанием ли я иду в школу»

3. Взаимодействие семьи и школы (Степанова Т. Ф., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.)

4. Анкета для учащихся «Расскажи о школе»

2- 4 класс



sitemap
sitemap