Программа воспитания Ступени познания_36769



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

Программа воспитательной работы

«Ступени познания»

Классный руководитель: Борисенкова Светлана Александровна

2013-2014 уч.г.

Содержание:

1.Актуальность программы.

2.Цели и задачи.2.1.Цели:2.2. Нравственный портрет младшего школьника. 2.3. Задачи. Направления воспитательной работы.

3.Содержание воспитательной работы3.1.Роль начальной школы в воспитании личности. 3.2.Ограничения и возможности воспитательной работы в начальной школе. 3.3. Средства воспитательной работы. 3.4. Виды деятельности, несущие воспитательную нагрузку.3.5. Сферы воспитательного воздействия применительно к основным видам деятельности.

4. Результаты духовно-нравственного воспитания. 4.1.Понимание результативности воспитательного воздействия.4.2.Примерные критерии результативности по разным направлениям воспитания.

5. Взаимодействие классного руководителя с родителями.

5.1.Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

5.2. Родительские собрания.

6. Литература

1.Актуальность программы.Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

2. Цели и задачи

2.1. Цели:

Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Воспитание – составная часть образовательного процесса. Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися.Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. 2.2. Нравственный портрет младшего школьника.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть результат, к которому надо стремиться.

2.3. Задачи. Направления воспитательной работы.Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас. В Программе используется систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников.Направления воспитательной работы: 1.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ5. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

3. Содержание воспитательной работы3.1.Роль начальной школы в воспитании личности. Ценности входят в духовный мир человека постепенно на протяжении всей его жизни. Следовательно, решение воспитательных задач начинается до начальной школы и продолжается после. До школы жизненный опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, и уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь сложнее и противоречивее сказки, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д., что каждый делает этот выбор сам, что не существует готовых единственно правильных решений и т.д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.Нужно обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе и начать учить их самостоятельно решать. Для большинства младших школьников это ещё достаточно трудная задача. Ее решение относится к следующим ступеням развития личности.3.2.Ограничения и возможности воспитательной работы в начальной школе. Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали. Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами.Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания. 3.3. Средства воспитательной работы. Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть стихийным. На личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.). Однако, воспитание для педагога – это процесс целенаправленный и хорошо структурируемый. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности. Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок. Доброе дело может быть спонтанным или спланированным (хотя бы отчасти). Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности. Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе. Осмысление духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием, обсуждением, участием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Так ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий: 1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. 2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму.

3.4. Виды деятельности, несущие воспитательную нагрузку.1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. 3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач.Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо

Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

Важно выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, устраивать совместные добрые дела на основе добровольного участия родителей. В этих рамках можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников.

Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

3.5. Сферы воспитательного воздействия применительно к основным видам деятельности.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ

Урочная деятельность: Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).Нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет. Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии.Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.Внеурочная деятельность:Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий: — беседы и классные часы;- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; — экскурсии; — коллективно-творческие дела;- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; — ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;-туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.Внешкольная деятельность: Посильное участие в оказании помощи другим людям: – подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Урочная деятельность Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития на разных предметах.Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях : – посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища., ориентация на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».Внеурочная деятельность:Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных мероприятий: – беседы и классные часы;– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;– экскурсии и путешествия;– коллективно-творческие дела;– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; – ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России ;– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов ;– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.внешкольная деятельность:— Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края;. — Забота о памятниках защитникам Отечества. — Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны. — Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края. — Участие в совместных социальных проектах

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

— Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей.- Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. — Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. — Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов- Получение трудового опыта в процессе учебной работы.- Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. — Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. — Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.- Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.- Презентация своих учебных и творческих достижений. Внеурочная деятельность:Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): – праздники-игры по теме труда, ярмарки,– экскурсии, видеопутешествия с целью ознакомления с разными профессиями;– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; – ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;– совместные проекты с родителями «Труд моих родных» Внешкольная деятельность:Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.); – занятие народными промыслами; – работа в творческих мастерских; – отдельные трудовые акции,–краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных);

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Урочная деятельность:Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил .Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы : – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса экономное расходование воды, электроэнергии, бумаги и т.п. Внеурочная деятельность:Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий: – экскурсии в музеи, парки, заповедники, — видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира; – классные часы, беседы ; – встречи-беседы со специалистами, изучающими природу, воздействие человека на неё;– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения. Внешкольная деятельность:Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе; – участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;– участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств и т.п.; – создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Урочная деятельность:Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.Красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи, литературные нормы), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы: – исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения– оценка результатов выполнения учебного задания с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.Внеурочная деятельность:Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий: — игры;- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей;- экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы;– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»; – занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве; – встречи-беседы с людьми творческих профессий;– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.Внешкольная деятельность:Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности: – участие в художественном оформлении помещений, – участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

4. Результаты духовно-нравственного воспитания. 4.1.Понимание результативности воспитательного воздействия.Результат — это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; – на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личностиОценивать результаты воспитания очень сложно. Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. При отслеживании результатов необходимо соблюдать следующие правила и приёмы: – оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта; – оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений; – допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

4.2.Примерные критерии результативности по разным направлениям воспитания.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ

Слова: – знание главных нравственных правил, норм;– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;– умение отделять оценку поступка от оценки человека;– различение хороших и плохих поступков;– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).Дела :– избегание плохих поступков, капризов;– признание собственных плохих поступков;– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; – уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей; – добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Слова: – элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); – знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности; – отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами. Дела :– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям); – участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); – препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;– избегание насилия, препятствование его проявлениям;– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности; – проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; – добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

Слова:– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;– понимание особой роли творчества в жизни людей;– отрицательная оценка лени и небрежности.Дела: добросовестное отношение к учебе;– уважение в действии к результатам труда других людей; – стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; – умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; – проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);– соблюдение порядка на рабочем месте.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Слова:– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции); – начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики; – знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. Дела :– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;– бережное, заботливое отношение к растениям и животным; – добровольные природоохранные действия (уборка мусора, экономия воды и электричества и т.д.); – добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Слова: – представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.; – различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.Дела:– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев); – реализация себя в художественном творчестве; – украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы; – соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.

5. Взаимодействие классного руководителя с родителями

5.1.Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

включает три основных направления:

психолого — педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

основные направления

формы работы с семьёй

психолого — педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально — технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля

участие в работе общественного совета содействия семье и школе



Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

май

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, психолог, учитель

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, психолог, учитель

1 класс

сентябрь

Младший школьник: особенности развития.

учитель, психолог

октябрь

Трудности адаптации первоклассников.

учитель, психолог

декабрь

Родителям о внимании и внимательности.

учитель

февраль

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

учитель, психолог

апрель

Итоги адаптации первоклассников.

учитель

май

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

I четверть

Особенности учебников, по которым учатся дети.

учитель

II четверть

Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

учитель

III четверть

Причины и последствия детской агрессии.

учитель, психолог

IV четверть

Поощрение и наказание детей в семье.

учитель, родительский актив

3 класс

I четверть

Семейные праздники и их значение для ребёнка.

учитель

II четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель, библиотекарь, психолог

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

IV четверть

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

учитель

6. Литература:

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос — Пресс, 2001.

Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. — М.: Вербум-М, 2000.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 — М.: ВАКО, 2007.

Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. — М.: ГИЦ Владос, 2002.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями — М.: 5 за знания, 2005.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. — М.: ВАКО, 2005.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. — М.: ВАКО, 2005.








sitemap
sitemap