Программа воспитания школьников младших классов Маленькая страна



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….4

Основные направления воспитательной работы…………………………… 9

Планируемы результаты………………………………………………………17

Содержание программы…………………………………………………..22

Работа с родителями…………………………………………………………..37

Список литературы……………………………………………………………41

Приложение………………………………………………………………..…..42

Пояснительная записка

Воспитание – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. А ведь воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе, помогать совместно корректировать появившиеся отклонения.

Проблема эта одна из острых в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходится вступать по мере своего развития и взросления.

В настоящее время задача воспитания подрастающего поколения является приоритетной в законодательных документах. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

В основе программы «Маленькая страна» воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации.

Системный подход. Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.

 Деятельностный подход. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.

 

 Компетентностный подход.

Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.

Развивающий подход. Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.

Программа «Маленькая страна» помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Поэтому программа «Маленькая страна» строится на основе

Принципа гуманизации

Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.

Принципа системности

Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.

Принципа успешности

Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.

Принципа проектирования

Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Принципа индивидуализации

Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.

Принципа обратной связи

Привлечение родителей и детей на всех деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их мнения, настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.

Принципа стимулирования

Прием поощрения и вознаграждения.

Социальная значимость программы определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.

Цель воспитательной программы: способствовать социализации личности младшего школьника через воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Росси; через развитие его интеллектуальных, творческих способностей и наклонностей, через формирование классного коллектива

Задачи:

изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника

воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

развивать творческую деятельность через КТД.

Программа разработана в соответствии с Программой развития МОУ

« Средняя общеобразовательная школа №9» г. Таштагола, рассчитана на 135часов /1час в неделю /

Программа «Маленькая страна» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, разработана по циклическому принципу и рассчитана на четыре года.

Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются самоуправление.

Актуальность программы «Маленькая страна» в педагогическом поиске подходов к организации учебно – воспитательной деятельности обучающихся, обеспечивающих возможность наиболее полной самореализации личности младшего школьного возраста в изменяющемся социуме.

Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной системы класса:

личность;

самостоятельность;

доброта;

творчество;

активность;

коллектив;

которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации задействована окружающая социальная среда. Воспитательный процесс строится через совместные мероприятия с автогородком, Домом творчества «Созвездие», спортивным комплексом, школьным и краеведческим музеями, Домами культуры, расположенными в микрорайоне.

Основные направления воспитательной работы

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Направление «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

читательские конференции;

тематические недели;

экскурсии познавательного характера;

4)Проект «Земля и ее соседи»:

Беседа «Что такое планета Земля»

Беседа «Земля в космосе» и показ кинофильма

презентация «Солнечная система»

Художественная деятельность «Моя земля»

Беседа «Под землей»

Фильм «Гейзеры и вулканы»

Изобразительная деятельность. Тема «Моя земля»

Беседа «Погода на нашей планете»

Показ кинофильма о природных явлениях

Выставка рисунков и фотографий «Планета Земля»

5) Проект «Путешествие в хлебную страну»:

Беседа «Как к нам приходит каравай»

Просмотр фильм об уборке урожая

Создание книги о хлебе

Изготовление поделки «Мельница»

Слово о хлебе — праздник

Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры;

формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;

формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Направление «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

1)Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

социометрия;

диагностика «10 моих Я»;

игра «Путешествие по морю любимых занятий»

2)По результатам проведенных диагностик организую следующую коррекционную работу:

«Мир детских эмоций»:

игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;

игры и упражнения на формирование уверенности в себе;

упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

3)Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.

Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; формирование привычки здорового образа жизни.

Задачи:

формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

посещение бассейна;

спортивные праздники и соревнования.

недели здоровья.

походы выходного дня.

5) Проект «История Олимпийских игр»:

беседа «Олимпийская Родина»;

путешествие в Олимпийский музей;

столицы Олимпийских игр;

фото «История Олимпийских игр».

6)Проект «Здоровье и безопасность»:

ознакомление со свойствами организма;

праздник «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы — поступают хорошо»;

путешествие «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;

презентация «Мое чудесное тело»;

беседа «Наши болезни»;

«Азбука безопасности»;

трудовая деятельность;

художественная деятельность;

создание рисунков и плакатов ЗОЖ.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога — систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Формы реализации:

День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».

День памяти юного героя антифашиста.

3) Проект «Они защищали Родину»:

урок памяти «Запомни этот город Ленинград»;

работа над созданием школьной «Книги памяти»;

конкурс рисунков, газет, плакатов;

выпуск газеты о городе-герое;

просмотр художественных и документальных фильмов.

Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.

4) Цикл бесед:

«Школа вежливости»;

«О доброте и отзывчивости»;

«Ты не один на свете».

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Направление «Гражданственность и патриотизм»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

воспитывать ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

формировать начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

развивать элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

способствовать приобретению опыта социальной и межкультурной коммуникации.

Формы реализации:

цикл бесед;

военно-спортивная игра « Зарничка»;

встречи с ветеранами ВО войны и локальных воин;

экскурсии в музей;

акции «Мы патриоты нашей Родины», «Ветеран живет рядом»;

неделя Добра;

Акция «Вахта памяти»;

Акция «Письмо солдату».

Направление «Дорога и ты»

Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

Задачи:

способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;

познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;

познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

цикл бесед;

посещение автогородка «Созвездие»;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap