Программа воспитания развития и социализации учащихся начальной школы Мир в котором мы



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»

_______________________________________________________________________663330, Красноярский край, г. Норильск, р.Талнах, ул. Кравца, дом 8А, а/я 906.тел.(приемная): (3919) 373-742, тел./факс: (3919) 373-742 E-mail: [email protected]

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 27»

________________ К.А. Алехина

«_____»____________2013 г.

Программа

воспитания, развития и социализации

учащихся начальной школы

« Мир, в котором мы живем»

(1-4 класс)

Автор программы : Н.Г.Рязанова,

учитель начальных классов.

Норильск, 2013

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3-6

Нормативно-правовая основа

Основная идея

Цель программы

Способы достижения целей

Направления программы

Принципы построения воспитательной системы.

2.Содержание программы………………………………………………………7-14

3.Работа с родителями…………………………………………………………15-17

4. Циклограмма школьных мероприятий…………………………………….18-20 5.Показатели эффективности реализации программы …………………………21 6.Диагностическое сопровождение процесса реализации программ………21-22

7. Приложения…………………………………………………………………..23-26

1.Пояснительная записка.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания, развития и социализации обучающихся « Мир, в котором мы живем» на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция УМК « Начальная школа 21 века» , Программа воспитания МБОУ «СОШ №27» «Я – гражданин России».

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Норильского промышленного района, запросов семей, и других участников образовательного процесса.

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Роль учителя начальных классов в становлении личности велика. Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов, как воспитателя, помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и личностно- ориентированного подхода в воспитательном процессе. Отсюда и задачи: формирование ценностных ориентаций, отвечающим интересам человека и общества, повышение культурного уровня каждого ученика; развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина. В связи с этим основной идеей программы воспитания, развития и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мир, в котором мы живем» считаю:

— необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

— необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования, обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель программы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

— формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

— способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

— способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью ;

-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности, создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-развивать познавательную активность.

Принципы построения программы:

— принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

— принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

— принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

— принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Направления программы:

Спорт и здоровье

Эстетическое

Социальное партнерство

Гражданско-патриотическое

Интеллектуальное

Экологическое

Проектная деятельность

Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, акций, творческих проектов. Творческие дела и мероприятия планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителем, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, становятся активными участниками всех мероприятий, а не посторонними наблюдателями.

Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

Это предполагает:

-совместное формулирование и принятие правил жизни класса;

-совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

-самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

-гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

-творчество в процессе обучения (на уроках);

-творчество после уроков: творческие объединения, кружки, КТД и др;

-возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы;-участие в конкурсах различного уровня.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

-проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

-проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

-проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности, разработка и реализация разновозрастных социальных проектов.

2.Содержание программы.

1классс

2 класс

3 класс

4 класс

Формы

работы

Направление «Спорт и здоровье»

Задачи: создать условия для формирования:

— ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

— элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

— элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

— понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

— интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

— первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

— первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

— отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

«Добрая дорога детства» – конкурс по ПДД

«Дорожные приключения» — соревнования по ПДД

Викторина по ПДД «Знатоки дорожных правил»

КВН по ПДД

Конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, викторины, выставки рисунков, мини-проектов,оформление классного уголка, турниры,классные часы, беседы.

«Зимние веселые старты»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

День здоровья

«Семейные веселые старты»

«Супер-папа»

«Супер-мама»

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Военно-спортивная игра «Зарничка»

викторины «Чистота-залог здоровья» (уход за телом, волосами, гигиена одежды и обуви», «Лекарственные растения», «Съедобное – несъедобное» и другие

выставки рисунков «Я хочу быть здоровым»,

интеллектуальный марафон «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,

праздник «В гостях у Айболита»,

праздник «Бал витаминов»,

праздник «Королевство Зубной Щетки»,

агитбригада «Делу — время, потехе – час».

Планируемые результаты:

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

Направление «Эстетическое »

Задачи: создать условия для формирования:

— представления о душевной и физической красоте человека;

— умения видеть красоту природы, труда и творчества;

— интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

— интереса к занятиям художественным творчеством;

— стремления к опрятному внешнему виду;

— отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

изучение вариативных дисциплин,

беседа,

экскурсия,

конкурс,

фестиваль,

ярмарка,

выставка,

разучивание стихотворений,

знакомство с картинами,

участие в просмотре учебных фильмов

У выпускника начальной школы должно быть сформированы

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

накоплен

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Направление «Социальное партнерство»

Задачи: создать условия для формирования:

— первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

— различения хороших и плохих поступков; знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

— почтительного отношения к родителям;

— уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

— установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

— бережного, гуманного отношения ко всему живому;

— знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

— стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

«Этика: азбука добра»«Моя родословная»

«Мир человека»

«Мир вокруг нас»

«Юный турист: изучаю родной край»

Изучение курсов по направлению.

Конкурсы, выставки,   ролевые игры, беседы,социальные проекты, акции добрых дел, деловые и ролевые игры.

«В школу с улыбкой»

«Учусь понимать себя» «Умелые ручки»

«Учусь понимать других»

«Умелые ручки»

«Учусь общаться»

«Умелые ручки»

Изготовление поздравительных открыток, сувениров, участие в школьных акциях, уборка кабинетов, уход за цветами. праздники труда, ярмарки, город мастеров, экскурсии на предприятия города.

Заседание семейного клуба «27 историй 27-ой»

Планируемые результаты:

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap