Программа воспитания и социализации школьников на примере МОУ Сужинская СОШ



Программа воспитания и социализации школьников

(на примере МОУ Сужинская СОШ Иволгинского района

Республики Бурятия)

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы — проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села. Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами:

-преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России;

-сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы — это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности;

-интеграция сельской школы с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе (учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т. п.) позволит осуществить комплексный, межотраслевой подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр.

МОУ Сужинская СОШ является социокультурным центром сел Сужа и Нурселение. Помимо школы и детского сада на территории села расположен медицинский пункт врача общей практики, несколько кафе и магазинов. МОУ Сужинская СОШ как и многие школы в селе, в настоящее время работает в трудных социально- экономических условиях и остро нуждается в особом внимании и государственной поддержке. От состояния и уровня ее работы во многом зависят духовно-ценностные ориентации детей села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое. Школьная среда по своему воспитательно — образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, она положительно влияет на культурное развитие среды, обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, она работает в режиме саморазвития. МОУ Сужинская СОШ можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от нее идут позитивные импульсы культурной жизни, сельская семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Она является педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни, социокультурным центром. Школа как социокультурный центр- это центр развития социальной и культурной жизни села, влияющий на культурно- образовательный уровень внешней среды через работу образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы; это содружество педагогов, учащихся, родителей, общественности, партнеров; это центр развития, адаптации и социализации учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учащихся. Она ориентирована на вывод образовательной среды типовой общеобразовательной школы на качественно новый уровень, связанный с социокультурной практикой школьников, педагогов, родителей, жителей села. Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться современная школа в воспитании подрастающего поколения.

Исходя из вышеизложенного, в школе реализуется комплексная программа воспитательной работы под названием «Школа – социокультурный центр села». Основы Программы были разработаны в 2005-2006 учебном году, когда школа активно вступила в экспериментальную работу по теме: «Школа — учебно-культурный центр». Основная идея исследования предполагала осуществить успешную социализацию, формирование социальной компетентности, создание в школе площадки социального партнерства, которая станет источником приобретения социального опыта, включение детского коллектива в деятельную игру «Формула успеха».

В 2011-2012 учебном году в Программу были внесены изменения, связанные с особенностями развития школы. За последние годы в школе увеличилось количество учащихся. Учитывая возрастные особенности, была пересмотрена структура и организация школьного самоуправления, возникла потребность к реформированию детской общественной организации, расширению сетевого взаимодействия, приобщение к духовно-нравственным началам, информатизации и гласности.

Определен комплексный характер деятельности по всем направлениям воспитательной работы. Разработаны правила взаимодействия в системе межличностных отношений «ученик-учитель», «учитель-учитель», «учитель- родитель».

Все изменения были обсуждены и приняты на расширенном заседании Управляющего совета школы и на педагогическом совете.

Анализ ситуации в школе

На конец 2010-2011 учебного года в школе обучалось 212 учащихся. На начало 2011 – 2012 учебного года – 246 учащихся. На начало 2013-2014 учебного года 391 учащихся. Скомплектовано 21 классов-комплектов. Среди них 10 классов в начальной школе, 9 классов – в основной, 2 – в полной средней.

Есть дети, приезжающие из соседних сел – Нижняя Иволга, Исток, Поселье, Солдатский, из города Улан-Удэ.

По социальному составу преобладают дети из рабочих семей, семей, где родители работают в сфере обслуживания и торговли.

Преобладают девочки – 52%, мальчики – 48%.

 Школа имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельство об аккредитации, акт землевладения, расчетный счет, локальные акты, создана нормативно-правовая база.

В работе с учащимися школа руководствуется законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями департамента образования и науки Республики Бурятия и управления по образованию Иволгинского района.

 Кадровый состав

Всего в школе 52 работника, из них 32 учителя, включая педагогов дополнительного образования (4).

Классных руководителей- 21

 Анализ запроса родителей и учащихся

Родители заинтересованы

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

1. В получении детьми хорошего образования – 91%.

1. Было много друзей – 84%.

2. В доброжелательной атмосфере – 100%.

2. Учителя понимали их – 78%.

3. В формировании у детей умения учиться – 76%.

3. Можно интересно проводить время – 41%

4. В уважении личности ребенка – 85%.

4. Были разные кружки – 39%.

5. В контакте с учителями и администрацией – 68 %.

5. Получить хорошие знания – 72 %.

 

Как видно, интересы родителей и учащихся направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Поэтому очень важно создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, учащимися и классными руководителями через организацию совместной внеурочной деятельности.

Воспитательная работа приобрела целенаправленный характер: идет от проблем, выявленных с помощью различных диагностик, и направлена на решение этих проблем. Больше детей вовлечено в различные внеклассные и внешкольные мероприятия. Снижается количество учащихся состоящих на учете. Состояние воспитательной работы в школе удовлетворительное. Продолжают оставаться актуальными проблемы межличностных отношений «ученик-учитель», «учитель-учитель», «учитель- родитель», проблемы, связанные с формированием толерантных отношений в среде подростков.

Целью программы воспитания и социализации школьников «Школа- социокультурный центр села» является:

1. Содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использование индивидуально- ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия.

2. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

3. Содействие детям в их активном участии в социально- экономическом и духовном преобразовании села, сохранение национальных традиций

Для успешного выполнения целей необходимо решаются следующие задачи:

1.Организовать совместную деятельность детей и взрослых, школы, семьи и общественности для обеспечения прав на качественное образование реализации преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (дошкольной, школьной дополнительного образования, вузовской), предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его развития.

2. Обучать детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству оказания помощи людям села — маленьким детям, престарелым, многодетным семьям, инвалидам с целью: повышения роли семьи в воспитании детей; построения образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитания детей в духе уважения к своей школе, краю, Родине; формирование культуры здорового образа жизни на селе; включения внешних социальных структур в систему образования; развития органов ученического самоуправления и детской общественной организации.

3. Разработать и апробировать нормативно- правовые и организационно- методические основы функционирования социокультурного центра. Для этого выявить культурно- образовательные ресурсы партнеров; разработать и заключить договора с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного центра; создать координационный совет как коллегиальный орган управления жизнедеятельностью социокультурного центра; разработать и реализовать программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства микрорайона;

4. Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы индивидуально-ориентированные формы, методы и приёмы работы с учащимися. Для этого необходимо: создать условия для становления человека-гражданина, интегрированного в современное общество; через систему «школа — социокультурный центр» дать возможность выбора учащимися социальных и личностных способов самореализации и саморазвития; обучение и воспитание осуществлять на основе принципов демократизации и гуманизации, личностно-ориентированного подхода, принципов субъектности, творчества и успехов, доверия и поддержки.

5. Предоставить каждому ребёнку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Для этого необходимо: вести мониторинг потребностей семьи по развитию ребёнка, мониторинг способностей, потребностей и интересов школьников; организовать работу кружков, секций, клубов, межвозрастных объединений на базе школы и социальных партнеров; расширить культурно-образовательное пространство развития детей посредством организации дополнительного образования школьников на основе компьютерных технологий, совместных мероприятий, экскурсионных поездок и туристических походов; разработать цикл дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

Основополагающие принципы.

1) принцип взаимодействия личностно-ориентированной и социально- ориентированной педагогики;

2) принцип взаимодействия педагогики управления и педагогики поддержки развития учителя и ученика;

3) принцип взаимодействия процессов интеграции и дифференциации в организации образовательно-воспитательного процесса;

4) принцип обучения как способ решения реальных проблем, вызывающих у детей активное отношение к жизни.

Виды деятельности школы как социокультурного центра.

1. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на:

— формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;

— развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;

— обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.

2. Культурно-просветительская деятельность направлена на:

— самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;

— формирование культуры мышления;

— распространение знаний.



3. Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и форм. Основные направления программы:

· создание команды единомышленников, рабочей группы из представителей различных организаций;

· аналитическая работа группы по сбору и анализу информации по разным направлениям; · коллегиальный анализ объективной информации;

· разработка нормативно-правовой базы;

· анализ экономической эффективности;

· адаптация позитивного опыта.

Для решения поставленных задач воспитание и социализация школьников в школе проводится по следующим направлениям:

Направление «Ученик – патриот и гражданин»

Направление «Ученик и его нравственность» 

Направление «Ученик и его здоровье» 

Направление «Ученик и его отношение к природе» 

Направление «Воспитание традицией»

Направление «Проектная деятельность»

Проект «Киношкола»

Программа «Одарённые дети»

Программа «Работа с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Семья несет основную ответственность за воспитание детей, хотя и не обладает в большинстве случаев необходимым для этого педагогическим потенциалом. Это одна из причин того, что к 7-8 классу некоторые дети отчуждаются от семьи, перестают доверять родителям. У них возникает негативная реакция и на требования педагогов школы. Усугубляют положение и структурные деформации семей, происходящие под воздействием неблагополучной социально-экономической обстановки (в школе 11% — неполных семей).

Наблюдения показывают, что с взрослением ребенка интерес к школе у родителей падает (в начальной школе посещаемость родительских собраний составляет 85-90%, в основной – 35-40%, в старшей – 50-60% — заинтересованность родителей в успешной сдаче ЕГЭ и ГИА). Проблема в основной школе (7-8 классы), когда внимание родителей к своему ребенку особенно важно. Но фоне столь непростой картины представляется важной деятельность педагогического коллектива по приобщению родителей к делам и заботам школы, возможностей неформального общения с ними.

В процессе диагностического исследования, проводимого ежегодно среди учащихся, педагогов и родителей по таким параметрам, как самочувствие всех участников образовательного процесса; удовлетворенность жизнедеятельностью школы всеми субъектами системы; включенность учащихся школы в пространство социального партнерства; уровень воспитанности учащихся, выявляется ряд проблем:

—         высокие показатели уровня воспитанности – у учащихся 5,6-х классов, средние показатели – у учащихся 7-х, 10-х, низкие – у учащихся 8,9-х классов;

—         низкие показатели имеют такие качества, как дисциплинированность (7,8,9-е классы), трудолюбие – (5-е ), гуманность (8-е), честность – (9,11-е классы), духовность – (10-е классы);

—         средний уровень социально-психологической адаптированности имеют 27%;

—         средний уровень по показателю «Приятие себя» имеют – 24,4 %, низкий – 0, 6;

—         по показателям: «Конфликтность» — средний уровень имеют 35%, низкий – 11%;

«Лидерство» — средний – 66%, низкий – 16%; «Эмоциональная комфортность»

—     средний уровень – 42%, низкий – 4%.

Часто родители в качестве причин проблемного   поведения ребенка называют негативные примеры средств массовой информации, кинофильмов и видеофильмов, бульварной литературы, интернета.

В силу этого педагогическая воспитывающая деятельность приобретает сегодня особую социальную значимость. Педагоги нашей школы осознают, что личность формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях. Причем воспитывают не мероприятия, а проживаемая в школе жизнь. Учащимся нужна атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Процесс внеурочной деятельности строится внутри классных коллективов с учётом       индивидуальных особенностей, общешкольной деятельности по правилам игры «Формула успеха», дополнительного образования (работа кружков, секций),   партнёрских отношений.

Для решения поставленных задач при воспитании и социализации школьников определены виды деятельности школы как социокультурного центра:

1. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на:

— формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;

— развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;

— обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.

2. Культурно-просветительская деятельность направлена на:

— самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;

— формирование культуры мышления;

— распространение знаний.

3. Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и форм. Основные направления программы:

· создание команды единомышленников, рабочей группы из представителей различных организаций;

· аналитическая работа группы по сбору и анализу информации по разным направлениям; · коллегиальный анализ объективной информации;

· разработка нормативно-правовой базы;

· анализ экономической эффективности;

· адаптация позитивного опыта.  

Предполагаемым результатом данной программы воспитания и социализации школьников является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе из первой ступени в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается: приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

    создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

   формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

В образе выпускника:

  в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

   в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

   в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

   дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

  они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;

   они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;

 они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы.

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае)  проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение в учебном году лучших и самых активных учащихся, родителей, представителей общественности почетными грамотами, благодарственными письмами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Таким образом, процесс разработки и реализации программы воспитания и социализации школьников МОУ Сужинской СОШ в рамках ФГОС является сложной и кропотливой совместной работой многих социальных структур, куда вовлечены и образовательные, и культурные, и социальные, и медицинские службы, а также родительский комитет.

При таком наличии различных программ и ориентиров эффективность воспитательной работы школы достаточно заметна, мониторинг результатов достижений показывает положительную тенденцию.



Список использованной литературы

Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 382 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989



Бондырева С.К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве СНГ // Мир образования – образование в мире.-2001.- №2.- с.3-22

Васильева М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения.- Улан-Удэ, 2007.- 369 с.

Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях. Автореф. дисс. к.п.н.- Новосибирск, 1995

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.- 24 с.- (Стандарты второго поколения)

Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998

Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии, 1993. № 1. С. 12-14.








sitemap
sitemap