Программа воспитания 1-2 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Печора

Рассмотрено на ШМО Утверждаю

классных руководителей ________________

Протокол № от _____2011г. Директор МОУ «СОШ №3»

Э.Н.Копыльцова

«___»___________2011 год

Воспитательная программа

Мы разные — в этом наше богатство,

мы вместе — в этом наша сила.

I ступень общего образования.

Срок реализации программы: 2011 – 2015г.г.

Программу разработала: Т.Н.Филиппова

г. Печора, 2011г.

Постановка проблемы и условия разработки программы.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы(хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

Программа «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» является программой воспитания патриотизма, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России у младших школьников. Она рассчитана на 4 года: 2011 – 2015г.

Программа направлена на построение эффективной воспитательной системы в классном коллективе. Создана на основе школьной воспитательной программы «Мы – будущее России». При создании программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня.

Основание для разработки программы:

Федеральные Законы «Об образовании» от 10.12.2001 г., «О ветеранах» от 24.12.2002 г., №176 — ФЗ, «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г., № 39 — ФЗ;

Указы Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01. 2000 г. № 24;

Федеральный Закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Устав МОУ «СОШ №3».

Пояснительная записка.

Могущество воспитания таково, что только

благодаря воспитанию в отдаленном будущем

несовершенное человечество может

превратиться в совершенное общество.

Р.Оуэн

Концепция воспитания.

В настоящее время воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путём, через поиск личностью способов построения нравственной основы, что сопряжено с ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? К чему Я стремлюсь? Чего Я хочу от жизни? От себя? От других людей?

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни не терять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и к другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится: ощущение времени, связь с прошлым, наличие культурной, исторической и национальной памяти, устремлённость в будущее, полноценная жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в ограниченных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе, который организует педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоорганизации, самоосуществления личности и момент её социализации.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей;вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров и приоритетов, разрушение общества социальной устойчивости привело к социальному расслоению и снижению жизненного уровня граждан.

Сегодня меняется социокультурная жизнь детей и учащейся молодёжи, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, снижается воспитательный потенциал семьи.

Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде: ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей, продолжаются их алкоголизация и наркотизация.

Ведущая идея программы: общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодёжи, социокультурной идентификации, сохранения преемственности поколений.

Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях.Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

развитие познавательной активности учащихся;

формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;

содействие развитию творческих способностей;

сплочение коллектива, создание содружества детей,педагогов и родителей;

воспитание самостоятельности, самодисциплины;

воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;

воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре, к традициям родного края;

воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;

воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;

воспитание любви и бережного отношения к природе;

Формирование ответственности за своё здоровье.

Программа воспитательной работы «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» поможет реализовать потенциальные возможности учащихся.

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этомнаша сила». Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты – духовно, интеллектуально , возможностями,которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мыбогаты, когда вместе.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания — год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Формы и методы реализации программы:

Практические:

конкурсы;

смотры

выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества;

соревнования;

показательные выступления;

праздники;

викторины;

проекты;

кружковая работа;

акции;

игровые тренинги;

создание и анализ проблемных ситуаций;

Теоретические:

беседы;

сообщения;

встречи с интересными людьми;

экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);

просмотр наглядных пособий или слайдов.

научные конференции;

дискуссии;

классные часы;

анализ конкретных жизненных ситуаций;

Основные принципы организации воспитания.

Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

Принципы семи «У» в работе классного руководителя:

уверенность;

успешность;

удивительность;

убедительность;

уважительность;

уравновешенность;

улыбчивость.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты воспитательной программы «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

К концу обучения детей в начальной школе данная программа предполагает:

I .Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;

б) уважительное отношение к традициям России, её символам;

в) понимание необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;

г) умение жить и учиться в коллективе;

д) овладение навыками самообслуживания и самодисциплины;

в) ощущение себя равноправным членом коллектива.

II.Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:

а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

III.Раскрытие собственной индивидуальности через:

а) навыки группового взаимодействия;

б) работу КТД;

в) умения найти себя в творчестве;

г) посещение кружков и секций.

IV.Принятие культуры здорового образа жизни:

а) умение следить за состоянием своего здоровья;

б) умение действовать в нестандартных ситуациях;

в) желание заниматься физкультурой и спортом.

V.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:

а) понимание важности бережного отношения к родным, близким;

б) проявление уважения к взрослым людям, педагогам, окружающим детям;

в) готовность помочь старшим в работе по дому.

А также результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,не бояться принимать самостоятельно решение,уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность приведёт к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эсте

тическая, физическая, спортивная, духовная.

Исследование эффективности программы.

В ходе реализации программы воспитания «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» используются следующие диагностические методы изучения классного коллектива: беседа, наблюдение, опросник, проективные тесты, анкеты, графические и рисуночные тесты, сочинения, анализ работ, анализ документов(мед.карт), метод независимых характеристик.

Сформированность нравственно-культурной личности учащихся: методика «Цветик-семицветик» И.М. Витковской, «Мой портрет в интерьере», «Десять моих «Я»», «Самореклама».

Социометрия: «Круги на воде», «Пьедестал».

Сформированность классного коллектива: «Мультфильм о нашем классе», «Аукцион», «Продолжи предложение».

Сформированность физического потенциала: статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся; выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-4 классов. (методика Н.П. Капустина)

Критерии эффективности программы воспитания.

п/п

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели эффективности воспитательной системы

1

Сформированностьключевыхкомпонентов у учащихся

— функциональная грамотность;

— информационная грамотность;

— гражданско-правовая грамотность;

— коммуникативная грамотность;

— высокий социальный статус;

— активная социальная роль;

— самоорганизация и самоактуализация

2

Удовлетворённость детей и родителей качеством образования

— — высокий процент поступления выпускников

в вузы по результатам ЕГЭ (80-90%);

— — высокие показатели достижений учащихся на олимпиадах, конкурсах, научно·практических конференциях (разного уровня);

— сохранение, восстановление и улучшение здоровья учащихся;

— значительный рост познавательной активности учащихся

3

Сформированность положительного имиджа образовательного учреждения

— благоприятный психологический климат;

— сохранение и увеличение контингента

учащихся;

— высокий уровень конкурентоспособности школы;

— возрастание авторитета школы;

— активное взаимодействие с социумом

4

Сформированностьнравственно-культурной личности

— отсутствие правонарушений и отсева учащихся;

— уважение к школьным традициям ии фундаментальным ценностям;

— демонстрация знаний этикета и делового общения;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap