Программа внеурочной деятельности_36357



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г. Лениногорска» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Программа духовно – нравственного воспитания

«Моя малая Родина»

Выполнили:

Никитина Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории,

Тинчурина Лилия Задитовна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска»

Лениногорск 2013 г.

Содержание.

1. Выписка из протокола №3 заседания ШМС МОУ «лицей №12г. Лениногорска» от

3. Введение.

4. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

5. Нормативно-правовая база.

6. Цели и задачи Программы.

7. Основные разделы Программы.

8. Мероприятия по реализации.

9. Список литературы.

10. Приложение.

Паспорт программы

Наименование программы

Авторская программа «Моя малая Родина»

Руководители программы

Никитина Светлана Алексеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Тинчурина Лилия Задитовна учитель начальных классов I квалификационной категории

Основная цель программы

Воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о далеком и недавнем прошлом родного города, о людях, живущих в нём.

Задачи программы

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном городе, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

в осознании своего места в семье, стране, мире;

-оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обя-занностей, независимо от места его проживания и величины родного города ;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере _ в представлениях) о родном городе, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

— развитие нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

— формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность

Назначение программы

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Сформированное понятие жизненных ценностей и социальной ответственности, патриотизма.

Система контроля реализации программы

Мониторинг психологических и физических

качеств.

Нормативно-правовая база.

1. Международные:

-«Конвенция о правах ребенка»;

2. Федеральные:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утверждена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

3. Региональные:

«Доктрина национального образования и воспитания в РТ»;

Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы»;

Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008-2011 годы»

Долгосрочная целевая программа «Дети Татарстана» на 2011 — 2013 годы;

«Программа взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан».;

Цель и задачи Программы:

«Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место».Д.С.Лихачев.

Цель программы: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о далеком и недавнем прошлом родного города, о людях, живущих в нём.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в программе «Моя малая родина»» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном городе, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

в осознании своего места в семье, стране, мире;

-оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обя-

занностей, независимо от места его проживания и величины родного города ;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере _ в представлениях) о родном городе, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;- развитие нравственных чувств и этического сознания;- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма,

обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я — моя страна — мой мир».Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»1. Программа «Моя малая Родина» разработана на основании Республиканской программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся», и в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на также основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную региональную систему воспитания, обусловленную его традициями, народно-национальным колоритом, культурным менталитетом, высокой степенью полиэтничности.

Программа определяет основные направления духовно-нравственного воспитания учащихся для начальных классов общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Программа «Моя малая Родина» рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет. Представления о малой Родине формируются на материале тем: «Название нашего города»,«Без прошлого нет настоящего и будущего», «Архитектура нашего города», «Экология родного края», «Герои родной земли» и т.д… Внеурочная работа в следующих классах предполагает развитие этой тематики.

Содержание тем программы построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о родном городе и его гражданах, осознать значимость ключевых событий и явлений истории города в истории страны. Программа углубляет и расширяет знания детей о родном городе, его территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов населяющих город и его район и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. В программе определяется позиция гражданина своего города, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности. Реализация программы предполагает разнообразие творческой деятельности, как детей, так и их родителей. Сочетается проблемно ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия1.

Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерты, инсценировка, экскурсии.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Обучающиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания.Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе: (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Эти изменения ставят перед школой проблему создания научно обоснованной, социально адаптированной системы воспитания. Основа этой системы — личностно ориентированный подход. Субъектом воспитания является каждый ребенок. Его неповторимость самоценна. Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. В  решении данной проблемы необходимо интегрирование основных видов и форм деятельности ребенка: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально коммуникативной и др., — на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Оно должно в полной мере учитывать разноуровневый, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности и духовные традиции.

«Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности — культурной нормы, как  своей собственной цели и желаемого будущего». (Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 – 2011 годы» Утверждена приказом МОиН РТ № 614/08 от 4 марта 2008г.).

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, образовательных учреждений, расположенных на территории РТ в духовно-нравственном воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.

Раздел I. Без прошлого нет настоящего и будущего

Формирование уважительного отношения к истории родного края через осознание неразрывной связи между прошлым , настоящим и будущим.

Без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Однако, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является той базисной основой, на которой вырастает будущее. Любая попытка игнорировать прошлое рано или поздно приведет к тому, что это прошлое напомнит о себе…

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к истории родного края;

• элементарные знания о создании и истории родного города, края, перспективах развития

• мотивация к развитию интереса к истории родного края, к расширению личного кругозора учащихся

Раздел II. Экология

Формирование культуры отношения к природе малой Родины и природе в целом.

Природа родного края. Многообразие флоры и фауны. Экология. Экологическая

культура и приобщение к ней. Наблюдения за явлениями природы и их

отображение в слове (стихотворения), живописи.

Способы общения человека с природой. Общение человека с животными.

Использование всех разновидностей экскурсий направленных на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности младшего школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Раздел III. Инфраструктура города

Воспитание уважительного отношения к труду начинается в семье. Первые трудовые навыки, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Планируемые результаты:

•ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•элементарные представления о различных профессиях;

•первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Раздел IV. Культура

Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных… Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

«Смыслотворческая деятельность и деятельность по самопознанию активизируется в кризисных точках бытия человека, которые в экзистенциализме именуются «кризисами существования». Это ситуации встречи со страданиями и смертью, встречи с прекрасным, ситуации выбора. В таких ситуациях и происходит саморазвитие человека, в них человек совершает выбор дальнейшего пути развития, стимулируется самоизменение и переход на новую ступень духовно-нравственной зрелости. Эта закономерность используется в православной и исламской педагогике, где акцент делается на методах и приемах, позволяющих стимулировать духовно-нравственное развитие человека в кризисных ситуациях, а также на технологии создания таких ситуаций». (Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008 – 2011 годы» Утверждена приказом МОиН РТ № 614/08 от 4 марта 2008г.).

Планируемые результаты:

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России и своего края;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

.

Содержание разделов и тем

Кол-во часов

Темы

Форма проведения

I. Без прошлого нет настоящего и будущего (4 часа)

1

1

Что такое Родина? Что мы называем малой Родиной?

Дискуссия

2

1

Ранний период , XVIII — начало XX вв.Советский период. Герои моего города.

Конкурс творческих работ (защита проектов «Герои нашего города», конкурс сочинений, эссе), встречи с интересными людьми-жителями нашего города

3-4

2

Период развития нефтяной промышленности. Постсоветский период.

Экскурсия в музей нефти.

II. Экология (6 часов)

5

1

Географическое положение . Рельеф.

Путешествие по карте республики Татарстан, особенности Бугульминско-Белебеевской возвышенности

6

1

Часовой пояс. Климат.

Игра-путешествие « Вокруг света навстречу Солнцу»

7

1

Животный мир.

Конкурс творческих работ (защита проектов «Животный и растительный мир Татарстана», конкурс рисунков и сочинений

8

1

Растительный мир.

9

1

Лекарственные растения.

Экологическая экспедиция. Конкурс презентаций» Самая лучшая фотография лекарственного растения родного края»

10

1

Красная книга родного края.

Защита проектов « Спасем родной край для будущих поколений»

III. Инфраструктура города (10 часов)

11

1

Промышленность .

Экскурсия в музей нефти

12

1

Занятость населения «Кем работают наши родители?»

Беседа с родителями об их профессиях, рассказ приглашённых родителей о своей профессии)

13-14

2

Телефонная связь, услуги сотовых операторов.

Экскурсия на городской узел телефонной связи.

15-16

2

Улично-дорожная сеть. Железнодорожный транспорт.

Экскурсия на городское предприятие пассажирского транспорта и /или на железнодорожную станцию

17

1

Кто и как наводит порядок в наших дворах и подъездах?

Беседа» «Кто убирает наши дворы» .Трудовой десант,

18

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap