Программа внеурочной деятельности_36350



Программа внеурочной деятельности

для учащихся 3 класса

г. Дзержинск

2013г.

Содержание

Нормативно-правовая и документальная основа.

Пояснительная записка (характеристика, анализ).

Цели и задачи.

Принципы программы.

Направления реализации программы.

Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6. Предполагаемые результаты.

7. Внеурочная   деятельность по направлениям на 2013-2014 учебный год. Структура ученического самоуправления.

8. Планируемые личностные результаты.

9. Работа с родителями.

10. Социальное партнерство.

11. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования (банк данных, занятость в кружках, рейтинг по успеваемости…).

12. Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Нормативно-правовая и документальная основа:

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года).

Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год).

Федеральный закон РФ от 13.01.1996 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Федеральная программа по преодолению курения табака в России.

ФЗ от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Приказ МО РФ от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»

Целевая программа Нижегородской области «Здоровье и образование»

Устав МБОУ СОШ № 68

Локальный акт «Положение об осуществлении функций классного руководителя».

2. Пояснительная записка.

В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации учащихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у детей такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Психолого-педагогическая характеристика 3 «В» класса.

В 3 «В» классе обучается 23 человека, из них 9 девочек и 14 мальчиков. 21 учащийся был зачислен в класс в 2011 году.

Учащиеся одной возрастной нормы, 2003-2004 годов рождения. Один по состоянию здоровья на индивидуальном обучении. При медицинском осмотре 14 человек отнесены по состоянию здоровья ко второй группе, 10 человек к третьей группе, 1 — к четвёртой группе. К сожалению, у большинства выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи.

Возрастные изменения повлияли на дисциплину и отношения к учебной деятельности. По уровню обученности класс средний. Учатся с желанием: … Всегда активны на уроках: …. В классе есть ученики, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: … С очень низкой работоспособностью, с неустойчивым вниманием, редко проявляют активность: … конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, …

Есть такие дети, которые с трудом подчиняются требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Особенно отличаются гиперактивностью: … Их неумение сдерживать свои эмоции, неумение быстро, вовремя остановиться, мешает, иногда, в учебе им и другим детям. У … завышенная самооценка, поэтому он всегда ждёт к себе особого внимания, большего, чем к другим. У других, наоборот, заниженная самооценка. Можно подумать, что им безразлично, что о них думают взрослые, как относятся товарищи (хотя в душе, конечно, переживают). Это … Но и эти дети не являются изолированными.

Дети этого возраста дружелюбны.  Им нравится быть вместе и участвовать в  играх и групповой деятельности. Они любят выполнять свои поручения. Ребята с большим удовольствием принимают участие во всех общешкольных и общеклассных мероприятиях.

Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода. Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных дел в классе.

Уровень общей культуры, материальной обеспеченности в семьях невысокий. Из общего числа семей обучающихся класса 48% воспитываются в полных семьях, 26% составляют малообеспеченные семьи, 52% — воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе). У троих детей — матери-одиночки. У троих родители имеют высшее образование. Почти во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, заинтересованы школьной жизнью. В них созданы необходимые условия для воспитания и обучения.

Большое внимание уделяется занятости учащихся во внеурочное время. Внешние связи классного коллектива очень разнообразны, дети активно сотрудничают со многими учреждениями дополнительного образования, способствующими повышению уровня обучения и воспитания ребят.

Анализ воспитательной работы классного руководителя

за 2012 – 2013 учебный год.

В 2012 – 2013 году стояли следующие воспитательные задачи:

Формирование детского коллектива.

Для решения данной задачи проводились классные часы, направленные на сплочение классного коллектива. На них ставилась цель помочь детям осознать понятие «дружбы», её правил и законов. Проводились праздники, в том числе и спортивные «Мама, папа, я – спортивная семья», где заняли 1 место. Основная задача  детского коллектива  состояла в том, чтобы найти общий язык в общении друг с другом. Дети с большим удовольствием принимали участие в самых разнообразных праздниках, конкурсах, соревнованиях, викторинах. Большое впечатление произвели на детей праздники «Дни именинников». Очень весело прошёл праздник «Прощай, 2 класс!» Во время подготовки и проведения этих мероприятий ребята сплотились, сдружились, стали осознавать, что весь класс – это одно целое, единое. Многие родители с удовольствием принимали участие в проводимых мероприятиях. Не только ребята сдружились, но и родители (стали дружить семьями). В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса. Дети (по анкетированию) уважительно относятся к Екатерине, которую выбирают командиром класса уже второй учебный год.  Ее ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности. В коллективе сложились устойчивые взаимные дружеские отношения. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу.

Формирование ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности.

Регулярно проводились уроки, беседы по поводу личной безопасности дома, в школе, на улице, правилам дорожного движения, отказа и непринятия вредных привычек, о вреде курительных смесей, о прививках от болезней. Большинство родителей приняли активное участие в организации рационального питания детей в школе.

Развитие навыков общения, культурного поведения.

Для решения данной задачи проводились классные часы, игры, инсценировки, беседы с учащимися. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена. Посетили кукольный театр, фабрику ёлочных игрушек, кондитерскую фабрику, Нижегородский Кремль.

Развитие творческой активности детей.

Учащиеся класса с родителями принимали участие в городском конкурсе презентаций по окружающему миру о живой природе, в школьных конкурсах рисунков. Активно участвовали в сборах макулатуры.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивых учебно-познавательных интересов каждого ученика.

С этой целью для каждого ученика совместно с родителями был выбран оптимальный режим учебного дня. Проводились индивидуальные консультации для родителей, встречи со школьным психологом, с завучем; занятия для учеников для ликвидации пробелов в знаниях. В режиме ГПД ребята с удовольствием ходили в центр «Отечество», в музей русской старины на разнообразные кружки по интересам. Ездили на экскурсию по родному городу Дзержинску. Есть позитивные изменения в уровне обученности, воспитанности, сохранности здоровья.

И закончился учебный год  праздником « Прощание со вторым классом». Дети показали своим родителям, как они выросли, чему научились за год.

3.Цель внеурочной деятельности:

смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи внеурочной деятельности:

Совершенствование культуры поведения, воспитание у детей чувства ответственного за свои поступки, формирование адекватной самооценки иобъективности в оценивании поступков окружающих.

Развитие желания и умения учиться; творческого и добросовестного отношения к учебной деятельности, формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы; интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности.

Способствование укреплению здоровья обучающихся, формирование основ нравственного и здорового образа жизни.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность. Развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива.

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с учреждениями дополнительного образования и семьями учащихся.

4. Принципы программы:

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

5. Направления реализации программы

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

Посещение спортивных секций, участие в классных и школьных спортивных конкурсах и соревнованиях.

Организация экскурсий, проведение «Дней здоровья», «Веселых старт», участие в школьных спортивных соревнованиях по пионерболу, настольному теннису, футболу.

Беседы о режиме дня, о гигиене учебного и физического труда, о рациональном питании, чистоте и аккуратности, уходе за зубами, профилактике простудных заболеваний; знакомство с элементами закаливания, участие в месячнике «За здоровый образ жизни».

Ежедневное проведение физкультминуток на уроках, динамических пауз и игр на переменах.

Тематические беседы: «Спорт в моей жизни», «Спорт вжизни моей семьи», «Как заниматься спортом безущерба здоровью?», беседы по правилам дорожного движения.

Просмотр учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений.

Сотрудничество с медицинским персоналом, с родителями, с психологом с целью изучения состояния физического и психологического здоровья учащихся класса.

2.Духовно-нравственное:

Организация экскурсий, Дней театра и музея.

Проведение тематических классных часов по культуре поведения («Наш класс на перемене», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «О жадности и жадинах», «Правда и ложь. Какие они?», «Что значит в жизни похвала?», «Что такое характер?».

Беседы на темы: «Что значит быть мужественным?», «Что значит быть женственной?», «За что уважают мужчин и женщин?», «Как находить себе друзей?», «Опасная дружба», «Что такое чувства?»,«Кем я хочу стать?».

Цикл бесед «Нравственное наследие» (беседы об истории жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира).

Турнир вежливости.

Работа кружка «Природа и творчество».

Участие в конкурсах рисунков, детских работ, поделок, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

Тренинги общения, часы общения, конкурсы чтецов, беседы о речевом этикете, эстетике внешнего вида.

Поощрение индивидуальных и кружковых и художественных занятий детей, развитие интереса к музыке и изобразительному искусству.

3.Общеинтеллектуальное:

Предметные недели.

Отзывы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх.

Библиотечные уроки.

Еженедельные занятия по краеведению в музее русской старины.

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4.Общекультурное:

Встречи и оказание помощи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества», беседа о юных участниках Великой Отечественной войны, о героическом прошлом Отечества.

Возложение цветов к Вечному огню.

Конкурсы и выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, плаката «Служу России!»

Встречи с участниками «горячих точек». Операция «Ветеран живет рядом».

Тематические классные часы, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, просмотр кинофильмов.

Фестивали патриотической песни, смотр строя и песни.

Экскурсии по памятным местам, посещение музеев Боевой славы.

5. Социальное

Проведение субботников, очистка доступных территорий от мусора.

Работа на пришкольном участке.

Разведение комнатных цветов, высадка растений

Экологические акции, десанты, подкормка птиц.

Акция «Спаси дерево».

Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

6. Проектная деятельность:

Разработка проектов к урокам.

Презентации совместно с родителями творческих проектов.

Предполагаемые результаты:

внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

укрепление здоровья учащихся;

развитие творческой активности каждого ребёнка;

укрепление связи между семьёй и школой.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельности осуществляется на основе программ имеющих экспертные заключения Научно-методического экспертного совета (НМЭС) ГОУ ДПО НИРО и сертифицированных областным экспертным советом (ОЭС) министерства образования Нижегородской области (сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» (Н. Новгород: НИРО, 2011), а также на основе программ внеурочной деятельности по программе Образовательной системы «Школа 2100».

Тематика классных часов в 1 классе.

Игра-путешествие: «Первый раз в 1-ый класс!»

Я — ученик. Мои права и обязанности.

Расскажи нам о себе.

Как вести себя в театре.

Что такое поручение?

О невежах и вежливости.

Что значит быть ответственным?

Тематический классный час «Страна, в которой я живу».

Подари другому радость.

Огонь – друг и враг человека.

Моя семья.

Как исправить настроение.

Твои поступки и привычки.

Правила вежливого обращения.

Средства пожаротушения. Что нужно делать при пожаре.

Личная гигиена школьника. Роль зарядки.

Взрывоопасные предметы.

Влияние курения на здоровье людей.

Праздник: «Букварь! Я говорю тебе, прощай!»

Поговорим о том, как мы выглядим.

О дружбе девочек и мальчиков.

«Прощай 1-ый класс!»

Тематика классных часов в 3 классе.

Как правильно вести себя на воде.

Безопасность при любой погоде: если солнечно и жарко.

Безопасность при любой погоде: если на улице дождь и гроза.

Как уберечься от поражения электрическим током.

Как уберечься от порезов, ушибов переломов.

Предосторожности при обращении с животными.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газами.

Первая помощь при отравлении угарным газом.

Как уберечься от мороза.

Первая помощь при травмах.

Как сделать сон полезным.

Поведение в школе – я ученик.

Как бороться с вредными привычками.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Питание необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам ложь и обман.

«Неправда – ложь» — в пословицах и поговорках.

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Спеши делать добро.

Как воспитать в себе сдержанность.

Все ли желания выполнимы.

Как отучить себя от вредных привычек.

Я дарю и принимаю подарки.

Как следует относиться к наказаниям.

Как доставить родителям радость.

Кто может считаться хорошим другом.

По страницам книг А.Гайдара.

Викторина «В мире животных».

Викторина по произведениям С.Я. Маршака.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap