Программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык1-4 класс_5696



МОУ «СОШ с. Орлов-Гай» Ершовского района Саратовской области

Рекомендовано педсоветом Утверждаю

№__от «__» ______2011г Директор школы ______ /Бардин В.Г/

Программа внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

Возраст детей 6,5-10 лет Разработана учителем

Срок реализации- 4 года. начальных классов МОУ «СОШ с.Орлов-Гай

Ершовского района Саратовской области Бугровой Н. А

2011г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

— овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

— развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

— овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

— воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

I ступень (1 год обучения)

научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;

научить отличать гласные и согласные звуки;

научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;

научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;

упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;

воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

II ступень (2 год обучения)

дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

научить пользоваться словарями русского языка;

научить писать сочинения-миниатюры;

воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

III ступень (3 год обучения)

углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

дать представление о морфологии;

использовать словари русского языка;

научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

IV ступень (4 год обучения)

развить интерес к изучению тайн русского языка;

воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

углубить уже имеющиеся знания о лексике;

изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

научить обобщать, делать выводы;

стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

воспитывать ответственность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

1 год обучения

научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;

научиться отличать гласные и согласные звуки;

научиться делить слова на слоги, определять место ударения;

научиться работать над проектом «Мой алфавит»;

научиться сочинять сказочные истории про буквы;

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

2 год обучения

должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

научиться пользоваться словарями русского языка;

научиться писать сочинения-миниатюры;

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

3 год обучения

углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

получить представление о морфологии;

научиться пользоваться словарями русского языка;

научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 год обучения

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

уметь подбирать синонимы и антонимы;

уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;

сочинение своих сказок

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

теор

факт

1 год обучения.

1 блок «От А до Я»

От звука к букве.

24ч

4ч.

20ч

1

Игровое занятие. Зачем нужна речь?

2

Поговорим о гласных и согласных звуках.

3

Путешествие в мир гласных звуков.

4

Путешествие в мир согласных звуков.

5

Игровое занятие «Я знаю звуки речи»

6

Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.

7

Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).

8

В гостях у сказки «Про букву Р».

9

Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

10

Зачем нам нужен ь?

11

В гостях у парных согласных З-С, Б-П.

12

В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.

13

В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.

14

Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.

15

Знаем твердо ча и ща пишем только с буквой а.

16

Знаем твердо чу и щу пишем только с буквой у.

17

Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных.

18

Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.

19

Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»

20

Отгадываем загадки о буквах.

21

Сочиняем загадки о буквах.

22

Встреча с буквой й.

23

В гостях у шипящих.

24

Город Буквоград.

Мой алфавит (работа над проектом)

25

Мой алфавит. Начало работы над проектом.

26

Мой алфавит. Создание книжки – малышки.

27

Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.

28

Мой алфавит. Презентация проектов.

Уроки речевого творчества.

29

«Что такое творчество?»

30

«Я и мое настроение»

31

«Мои летние каникулы»

32

Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»

Итого:

2 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»

1.

В мире фонетики

Что изучает фонетика?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap