Программа внеурочной деятельности занимательная математика



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 89

Рассмотрен на заседании МО

протокол №

«___» _______ 201_г.

СОГЛАСОВАН

Зам. директора по УР

_________/ Разживина Н.И.

«___» ________ 201_г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ № 89

________ /В.П.Чадина

Приказ №______от

«___» ________ 201_г.

Программа курса

« Занимательная математика»

внеурочной деятельности

Составил учитель высшей категории

Осипова Светлана Викторовна

Челябинск, 2012г.

Пояснительная записка

Программа курса «Занимательная математика» по внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин — во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение 2011.

Письмо МОиН Челябинской области от 23.05 2011 №16- 02/2388 « Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»

Письмо МОиН Челябинской области от 18.07.2011 №4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

Приложение к письму МОиН Челябинской области от 18.07 2011 №103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

Письмо МОиН Челябинской области от 1.02.2012 №103/651 «О внесение изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»

Приложение к письму МОиН Челябинской области от 10.07 2012 №24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296;

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010

Авторская программа Т.А. Носовой « В мире математической мысли»/ Носова Т. А. Математика после…: книга для учителя (текст) / Т.А. Носова. – Челябинск: Цицеро, 2011

Характеристика программы курса по направлению и видам деятельности

Данная программа курса «Занимательная математика» была разработана Т.А. Носовой в 1998 году с целью выявления и развития способностей и склонностей к занятиям математикой у учащихся начальной школы. После экспериментальной апробации в течении года в МОУ прогимназии №133 г. Челябинска она рецензирована и квалифицирована как авторская лабораторией математического образования Челябинского института дополнительного образования (повышение квалификации) работников просвещения в мае 1999 года. Использование данной программы на индивидуальных и групповых занятиях позволило разработать на базе её трехуровневую модель обогащения математического образования младших школьников, одобренную и рекомендованную для внедрения членом-корреспондентом АСПН Г.Н. Сериковым в 2001 г. Поскольку основным содержанием деятельности учащихся является освоение математических способов ориентации в действительности (понятий, способов действия, моделей и пр.), позволяющих решать занимательные (нестандартные) математические задачи, данную программу можно отнести к программам общеинтеллектуального и общекультурного направлений, определенных ФГОС. При этом основными видами внеурочной деятельности, реализуемой в рамках данной программы, является познавательная и игровая деятельность.

1.2 Актуальность, особенности программы

Необходимость разработки данной программы вызвана двумя причинами. Во-первых, необходимостью сохранять и продолжать отечественные традиции развития математического стиля мышления учащихся, как ценного социального опыта. А во-вторых, проблемами, сопровождающимися попытки ознакомить учащихся младших классов с широким кругом стержневых математических идей на уроках по предмету.

Основной особенностью данной программы является то, что она построена на использовании так называемых занимательных (нестандартных0 математических задач. Эти задачи, определенная классификация которых в соответствии возрастными особенностями учащихся определила содержательные линии программы, предполагается использовать в процессе внеурочной деятельности, организованной на основе интерактивного подхода. Такой подход опирается на активное использование связей между элементами различных систем (коммуникативных связей между учащихся, содержательных связей между различными разделами математики как науки и учебного предмета и т. п. ) и направлен на активизацию этих связей. Соответственно, интерактивными должны быть и формы организации занятий, и используемые приемы (олимпиады и командные математические состязания, математические бои, групповая работа, проектные задачи и др.)

Цели и задачи программы

Исходя из понимания того, что с одной стороны, существует типическая предрасположенность к формированию математического стиля мышления, а с другой – познакомить с таким социальным опытом и социальной ценностью хотелось бы каждого, мы можем рассчитывать на достижение результатов трех разных уровней.

Первый уровень результата – приобретение ребёнком знаний о таком социальном опыте, как Математические Способы Ориентации в Действительности.

Второй уровень- приобретение ребёнком опыта позитивного отношения к такой социальной ценности, как Математические Способы Ориентации в Действительности.

Третий уровень – приобретение ребёнком опыта самостоятельного социального действия в сфере применения Математических Способов Ориентации в Действительности.

Это значит, что целью использования программы является предоставление учащимся возможности реализовать себя в деятельности, связанной с решением нестандартных математических задач в соответствии с их уровнем интереса к этой деятельности.

Эта цель достигается за счет решения трех основных задач, которые по смыслу тесно пересекаются с тремя типами обогащения в модели Дж. Рензулли:

Первая такая задача – выявление и развитие интереса к математике . Средствами её решения являются; насыщенность курса различными видами олимпиадных задач ( занимательных по форме и по содержанию), проведение занятий в виде состязаний ( например, олимпиад различных видов) или игр ( в первую очередь игр со стратегией), соприкосновение учащихся на занятиях со стержневыми математическими понятиями и важными математическими идеями ( которые дают возможность взглянуть на математику не просто, как «страну Цифирию», но как на интересную и серьёзную область знания) и поддержания мотивации к занятиям.

Когда первая задача выполнена, появляется возможность параллельно приступить к решению второй — обучению в сфере выявленного интереса, формирование навыков (здесь уже отпадает необходимость в занимательности и в состязательности, т. к. такой ребёнок уже ответил для себя на вопрос : интересна ли ему математика, и нужна ли она ему). Решение второй задачи достигается за счёт насыщенности программы различными подходами к решению одного и того же типа нестандартных заданий, что позволяет учащимся выбрать для себя наиболее понятный , удобный и наиболее приемлемый в соответствии с особенностями своего мышления.

Третьей задачей является создание условий для самостоятельной положительной и творческой деятельности в сфере избранного интереса.

Учащиеся, достигшие такого уровня отношения к математике, имеют возможность реализовать своё стремление в подготовке к олимпиадам и при участии в них. Это и олимпиады для выпускников начальной школы, которые ежегодно проводятся в управлении образования. Это и олимпиада «Кенгуру». С этой же целью ежегодно в феврале – марте проводится открытая математическая олимпиада МОУ прогимназии № 133 для младших школьников Центрального района. Кроме того, для желающих попробовать свои силы в решении математических мини – олимпиад в течение учебного года создан банк текстов таких олимпиад, разработанных В.В. Таракановым, В.Н. Русановым, и др.

Другой возможностью для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся является использование на уроках такого вида творческих заданий, как составление задач-аналогов в конце изучения каждой темы. Составленные учащимися задания могут быть использованы при проведении предметной недели.

Надо иметь в виду, что готовность отдельного учащегося работать на каком – то из уровней – явление, изменяющееся во времени. Поэтому решение трех взаимосвязанных задач осуществляется параллельно за счёт всего перечисленного арсенала методов и приёмов.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;

Распределение часов по основным разделам программы

курса «Занимательная математика» по внеурочной деятельности

Программа предназначена для работы с учащимися 1-4 классов. Срок реализации программы – 4 года.

По программе 1 час в неделю, 33часа в год в 1 классе, 34 часа в год в 2-4 классе.

Нормативный часовой объём программы представлен в следующей таблице:

Год обучения

Наполняемость группы

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Часов в неделю

Часов в год

1 год

25 человек

1 час

1 раз

1 час

33 ч.

2 год

25 человек

1 час

1 раз

1 час

34ч.

3 год

25 человек

1 час

1 раз

1 час

34 ч.

4 год

25 человек

1 час

1 раз

1 час

34 ч.

Всего с 1 по 4 класс

135ч.

Все учебные часы распределены по темам следующим образом:

1 год обучения

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по КТП

Логические задачи

7

7

Психологические тесты

1

1

Комбинационные задачи

5

5

Некоторые задачи ТРИЗ

1

1

Графы

1

1

Комбинаторные задачи

2

2

Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений

1

1

Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики»

2

2

Задачи на планирование действий

4

4

Задачи на расстановку стульев

1

1

Интеллектуальные игры

7

7

Задачи геометрического содержания

1

1

Итого:

33

33

год обучения

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по КТП

Логические задачи

9

9

Психологические тесты

2

2

Задачи на четность и признаки делимости

1

1

Виды математических олимпиад

3

3

Комбинаторные задачи

2

2

Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений

1

1

Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики»

2

2

Задачи на планирование действий

4

4

Задачи на расстановку стульев в квадратной комнате

1

1

Интеллектуальные игры

6

6

Задачи геометрического содержания

3

3

Итого:

34

34

1.5 Формы и методы работы с учащимися

На занятиях по программе курса «Занимательная математика» внеурочной деятельностие используются, наряду с репродуктивным, такие методы работы, как проблемный и частично-поисковый, как творческий в сочетании с алгоритмическим, индуктивный в сочетании с дедуктивным и практический в сочетании со словесным. Кроме того, используются такие методы и приемы, как создание ситуации успеха, проблемной ситуации, проблемного диалога с детьми , организация поиска недостающего способа действий и моделирование способа действия. Используются на уроках задания – ловушки и некорректные задачи (с недостающими или лишними данными), позволяющие формировать самоконтроль самооценку учащихся. Используется на занятиях и работа в парах и группах различного состава, которая позволяет учащимся выполнять с помощью товарищей задания, которые они не смогли выполнить самостоятельно, т.е. в зоне ближайшего развития.

Кроме того, при реализации программы используются групповые формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. При этом игры, интеллектуальные по содержанию. Носят по преимуществу соревновательный характер. Придерживаясь интерактивного подхода к организации занятий, мы подразумеваем обязательное использование педагогом таких форм и приёмов, как рейтинговая мини- олимпиады, командные состязания, математические бои и проектная работа по составлению задач – аналогов.

1.6 Планируемые результаты изучения курса

Участвуя в организованной педагогом на занятиях деятельности, дети получат представление:

о многообразии разделов математики, как науки и учебного предмета;

о многообразии нестандартных задач и возможности классифицировать их соответствующим разделам математики, по отношению требований и решения (корректные, недоопределённые или открытые, переопределенные или противоречивые);

О многообразии способов решения задач (логический,, арифметический, комбинаторный, алгебраический, графический и др.);

О формах и правилах проведения математических состязаний ( олимпиады, командного состязания, математического боя).

Дети получат возможность научиться решать нестандартные задачи определенных разновидностей (комбинационные, комбинаторные, логические, геометрические задачи на четность и др.) подходящими методами.

Дети получат возможность на практике в процессе индивидуальной или групповой работы применять умения:

определять разновидность, к которой относится нестандартная задача ( по разделу математики и корректности);

подбирать подходящий метод решения задачи;

находить все возможные решения задачи;

оформлять процесс рассуждения, которым были найдены решения, в виде решения задачи;

аргументировать правильность выбранного хода решения или отсутствие решения в противоречивых задачах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap