Программа внеурочной деятельности Воспитание толерантности



Пояснительная записка

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.

Перед образованием стоит задача выделения нового типа ценностей гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность» и «античеловечность». Все соответствующие или не противоречащие критерии человечности становятся ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Нравственные ценности, а также этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.

Нравственные ценности слагаются из тех реальностей и поступков, которые не просто оцениваются и одобряются, а оцениваются как добрые, благие, хорошие. Сюда входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, единственную основу её нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются качествами человека. Среди некоторых моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время заменяется термином «толерантность».

Современная проблематика терпимости и толерантности поддерживается интересом к развитию сотрудничества, сотворчества, созидания, ненасильственного взаимодействия на разных уровнях решаемых вопросов.

В основе терпимости и толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание, самоконтроль.

Постепенно терпение как психологическое состояние закрепляется и перерастает в личностное свойство – терпеливость. Терпеливость помогает личности переносить жизненные невзгоды, страдание и постепенно, обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность.

Цель данного курса – научить младшего школьника уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, следовать моральным нормам и гордиться этим.

Цель курса в первом классе – помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи:

изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;

● воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

● активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

● помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Целью курса во втором классе становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива.

Задачи:

● обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

● воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с мнением Другого;

● формирование традиций классного коллектива.

Цель воспитательного процесса в третьем классе – формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

● воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

● формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;

● воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.

Целью работы по формированию толерантности в четвёртом классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи:

● обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

● обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

● воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

● формировать традиции классного коллектива;

● развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Основные направления реализации программы

Курс «Я и мои друзья» рассчитан на 4 года обучения.

Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.

Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет

Состав группы постоянный

Режим работы в группах:

1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 33 часа в год;

2 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;

3 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;

4 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.

Тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час.

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

I год обучения.

1

Давай узнаем друг друга.

3

1

2

Принятие позиции субъекта школьного коллектива;

принятие и сохранение учебной задачи;

координация разных позиций в сотрудничестве

2

Доброта начинается с детства.

3

3

Становление позиции по формированию важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь;

планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;

установление аналогии;

сопоставление разных точек зрения и обоснование своей позиции

3

Истоки доброты.

4

2

2

Развитие психологической наблюдательности и умении видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения;

планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;

установление аналогии;

общение со сверстниками и взрослыми

4

Я и мои друзья.

3

2

1

Развитие умения отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других;

учиться предвосхищать конфликтную ситуацию;

тренировка в употреблении слов, выражающих отказ, просьбу, извинения;

работа в кооперации

5

На кого я хочу быть похожим.

5

2

3

Дифференциация добрых поступков;

мотивировка добрых поступков;

тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе;

планирование группового сотрудничества

6

Сильные, ловкие, смелые, умелые.

4

1

3

Формирование нравственных качеств личности через выделение морального содержания ситуаций;

восстановление причинно-следственных связей;

ознакомление с понятием «толерантность»;

коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов взаимопонимания

7

Зажги звезду.

3

1

2

Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через идентификацию поступков;

ориентировка на ценности человеческой личности;

смысловое чтение;

слушание во время группового взаимодействия и диалогическая речь

8

Трудом красивым славен человек.

4

2

2

Выделение морального смысла ситуации;

преодоление непроизвольности, обучение приёмам саморегуляции;

самостоятельное создание алгоритмов действий при усвоении моральных понятий;

согласование усилий при групповой работе

9

Игра-марафон «Весёлый поезд»

4

4

Итого

33

14

19

II год обучения

1

Добру откроются сердца.

3

3

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

принятие и сохранение учебной задачи;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осознание разных точек зрения и координация разных точек зрения и координация разных позиций в сотрудничестве

2

Учи своё сердце доброте.

4

2

2

Осознание собственных нравственных позиций;

управление произвольностью внимания;

целенаправленное слушание текста;

общение с выполнением этических норм

3

Жизнь дана на добрые дела.

3

2

1

Дифференциация конвенциальных и моральных норм;

рефлексия собственного поведения;

целенаправленное слушание текста;

общение с выполнением этических норм

4

Протяни руку другу.

3

3

Рефлексия нравственных качеств «Я»;

управление произвольностью внимания;

выработка правил работы в группе

5

Дружба – какое чудесное слово.

4

1

3

Эмоционально-личностная децентрация;

рефлексия собственного поведения;

анализ ситуаций с целью выделения основных признаков;

взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности

6

Понятие толерантности.

4

2

2

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

контроль процесса и анализ своей деятельности;

изучение понятия толерантности;

действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника

7

Милосердие спасает мир.

5

3

2

Рефлексия нравственных поступков;

контроль произвольности познавательных процессов;

формирование понятия о милосердии;

согласование усилий при групповой работе

8

Доброе слово – что ясный день.

4

2

2

Осознание собственных нравственных позиций;

самоконтроль произвольности познавательных процессов;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap