Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку Тайны русского яз_5690



МКОУ «СОШ № 1» г. Николаевска Волгоградской области.

Программа кружка по русскому языку

для младших школьников

«Тайны русского языка».

Авторы программы:

Новикова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов,

Гинатулина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов.

2011 год.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.

Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.

Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Сроки реализации программы: 4года.

Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

Режим работы: 1раз в неделю (35 – 40 минут).

Ожидаемые результаты:

первый уровень:

* овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

* овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

второй уровень:

сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .).

третий уровень:

опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Способ определения результативности:

В конце учебного года каждый ученик получает свидетельство:

об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в 2 – 3 различных конкурсах);

об окончании кружка (при условии посещения 50% занятий).

Данное свидетельство помещается в портфолио ученика.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

1 класс:

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Праздник «В гостях у фонетики».

КВН «Знатоки русского языка».

Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

2 класс:

Изготовление и презентация коллективного «Словаря многозначных слов».

Конкурс « Грамотеев».

Проект « Антонимы в математике». Презентация проекта.

Конкурс стенгазет по теме «Слова – родственники».

3 класс:

Проведение праздника «Старину мы помним, старину мы чтим!»

Викторина «Знаешь ли ты новые слова?».

Подготовка стенда с рубриками «Они пришли к нам из Франции», «Гости из Англии» и т. п.

Проведение школьного тура олимпиады.



4 класс:

Устный журнал «Пословица – всем углам помощница».

Игра «Что? Где? Когда?».

Творческая работа «Сказки и стихи о знаках препинания».

Лингвистический турнир «Тайны русского языка».

Учебно – тематический план. 1 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

О самых дорогих словах.

1

3

1

5

3.

Сколько слов вы знаете?

1

3

4

4.

Чудесные превращения слов.

1

2

3

5.

Звуки в слове.

2

4

1

7

6.

Тематические группы слов.

3

3

1

7

7.

Трудные слова.

2

3

1

6

33

Учебно – тематический план. 2 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Слово или не слово.

2

1

3

3.

Слово одно, а значений несколько.

2

3

1

6

4.

Слова – близнецы (омонимы).

2

2

4

5.

Слова – друзья (синонимы).

2

2

1

5

6.

Антонимы.

2

5

1

8

7.

Слова –родственники.

2

4

1

7

34

Учебно – тематический план. 3 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Происхождение слов.

1

2

3

3.

Устаревшие слова.

2

4

1

7

4.

Новые слова.

1

2

1

4

5.

Слова – пришельцы.

1

2

1

4

6.

Крылатые слова.



1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap