Программа внеурочной деятельности Уроки здоровья



Муниципальное образовательное учреждение СОШ №14

Рассмотрено и согласовано Утверждаю

Протокол методического совета №__ Директор

от _____________20__ г. ___________________И.О.Ф

___________________20 __г.

Программа внеурочной работы

«Уроки Здоровья»

возраст обучающихся 7 – 11лет,

срок реализации 4 года

Автор составитель:

Медведева Ю. В.,

Учитель начальных классов

Новокузнецк, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» содержит спортивно – оздоровительное направление, что является одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования. И поэтому перед школами ставятся задачи укрепления здоровья подрастающего поколения. Программа создана на основе программы Чечиной Е.С. «Кружок здоровья», и отличается от оригинала тем, что некоторые разделы изучаются более глубоко, что позволяет учащимся приобрести дополнительные знания по каждым темам занятий. В данной программе увеличено количество часов на подвижные игры, что позволяет учащимся проводить больше времени на свежем воздухе, а не находится в помещении.

Актуальность данной программы состоит в том, что основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации ребенок овладеет знаниями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему быть здоровым, научиться следить за своим здоровьем. Программа ориентирована на здоровьесберегающие ценности, на партнерское отношение детей и взрослых, на создание условий для развития здоровой личности ребенка, повышения его уверенности в себе, в своих силах.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных

заболеваний.

2.Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

3.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

4.Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

Развивающие:

1. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

2. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

3. Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

4. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

Воспитывающие:

1. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

2.Воспитывать командный спортивный интерес.

Программа включает три основных раздела:

1. Будем бегать, прыгать, и играть.

2. Что нужно для здоровья.

3.Основы безопасности.

Программа рассчитана на 4 года обучения 1 – 4 класс, возраст детей 7 – 11лет.

На изучение каждого раздела отводится по 1 часу в неделю, 32 часа в год в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах.

Формы и режим занятий

Форма обучения

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

 Режим занятий – 1 час в неделю : 32 часа в год для 1- х классов, 34 часа для 2-4 классов.

Формы и режим занятий

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

Основные формы занятий: викторины, игры, игра — путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

— личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

— метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

— предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

— Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

— Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

— Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

— Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

— Учиться выполнять различные роли в группе .

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

— осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

— социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

К концу 1 класса

Должны знать: основные виды подвижных и спортивных игр; как правильно составлять режим дня; как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна; о правилах поведения в быту и на природе; о правилах дорожного движения; о правилах пожарной безопасности; о пользе физических упражнений и закаливания; правила безопасного поведения на воде; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; правила обращения с животными;

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе, соблюдать правила безопасности.

Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, , опрос на занятиях после пройденной темы, викторины после каждого изученного раздела, в конце года мониторинг. 

К концу 2 класса

Должны знать: о правилах поведения в школе и дома; комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; как предупредить болезни глаз; как следить за своим питанием; как следить за гигиеной своего тела; правила дорожного движения; о причинах ДТП; правила пожарной безопасности; знать, чем опасен электрический ток; правила безопасности в любую погоду; правила поведения на воде; меры предосторожности при обращении с дикими животными.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах; оказать первую помощь при укусах насекомых; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; соблюдать меры предосторожности при обращении с дикими животными.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам», мониторинг, игры — проверки «Учимся не болеть», «Светофор здоровья», выполнение проекта по теме «Азбука витаминов».

К концу 3 класса

Должны знать: основные подвижные и спортивные игры; игры народов мира; как отучить себя от вредных привычек; комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний; упражнения для снятия усталости глаз; правила дорожного движения; как вести себя во время пожара в школе; правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе, как уберечься от укуса насекомых; как уберечься от ушибов и переломов; правила безопасности во время грозы;

Должны уметь: играть в подвижные и спортивные игры; отказаться от вредных привычек; выполнять упражнения по профилактике простудных заболеваний; выполнять упражнения для глаз; соблюдать правила дорожного движения; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать первую помощь при ушибах и порезах;

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года мониторинг, в конце изученного раздела Игры – проверки «Школа светофорных наук», « Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; выполнение проекта на тему «Я здоровье берегу сам себе я помогу».

К концу 4 класса

Должны знать: подвижные, спортивные игры, игры народов мира; что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; основные виды травм.

Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; противостоять вредным привычкам; уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, сотрясении мозга; оказать медицинскую помощь при кровотечении; оказать первую помощь при ожогах и обморожении; оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение мониторинга, в конце изученных разделов проведение деловой игры «Формула здоровья»по изученным темам и КВНа «Здоровье и безопасность»; создание проекта по теме «Секреты здоровья».

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

— составлять режим дня;

— соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

— управлять своими эмоциями;

— выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

— включать в свой рацион питания полезные продукты;

— соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

— соблюдать правила пользования общественным транспортом;

— соблюдать правила пожарной безопасности;

— соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Викторины «Секреты здоровья», «Моя безопасность»

Проекты по темам «Азбука витаминов», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Секреты здоровья».

Игра проверка знаний «Учимся не болеть», «Светофор здоровья», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Деловая игра « Формула здоровья»

КВН «Здоровье и безопасность».

Формы и режим занятий

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

Основные формы занятий: викторины, игры, игра — путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Будем бегать, прыгать и играть.

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов

Что нужно для здоровья?

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Основы безопасности.

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (32 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел «Будем бегать, прыгать и играть»

6

3

3

1.1

Подвижные игры.

2

1

1

1.2.

Спортивные игры.

2

1

1

1.3.

Эстафеты.

2

1

1

2

Раздел «Что нужно для здоровья»

14

9

5

2.1

Режим дня.

1

1

2.2

Утренняя зарядка. «Рабочие инструменты» человека. Гимнастика для глаз.

2

1

1

2.3

Сон – лучшее лекарство.

1

1

2.4

Наши друзья – вода и мыло. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

1

2.5

Чтобы зубы не болели. Чтобы уши слышали.

2

1

1

2.6

Осанка – стройная спина. Гигиена кожи.

4

1

3

2.7

Самые полезные продукты.

1

1

2.8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap