Программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов Юный эколог



Краснодарский край

Отрадненский район станица Передовая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 .08.2013 года

Председатель педсовета

_____________ И.Н.Саблина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

«Юный эколог»

4 года

(срок реализации программы)

6,5 – 11 лет

(возраст обучающихся)

Автор: учитель начальных классов

Пруткова В.С.

1. Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духо-вный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необ-ходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важ-нейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культу-рой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Приро-де, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников сос-тоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Дос-тижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по пред-мету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при фор-мировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к при-родоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формиро-ванию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расши-ряет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную воспри-имчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с раз-нообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 — 11 лет.

Сроки реализации программы: 4 года

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты станицы, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Цели программы:

Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи:

Обучающие:

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научиться применять на практике полученные знания.

формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллек-тивом, реализовать потребности ребят в содержательном и развиваю-щем досуге;

развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фено-логические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уде-ляться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследо-ваний (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является озна-комление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов органи-зации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возмож-ность детям полнее понять местные и региональные экологические пробле-мы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе эко-логического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интел-лектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлека-тельного, практического, исследовательского.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познаватель-ных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологи-ческие игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результа-тов.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуман-ного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип взаимоуважения.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индиви-дуальный подход, система поощрений, опора на семью).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Принцип креативности (творчества) и коллективности.

Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Формы организации внеурочной деятельности:

— учебные занятия;

— познавательные беседы;

— экологические игры;

— викторины;

— поиск информации в читальном зале библиотеки;

— экскурсии;

— наблюдения;

— опыты;

— эксперименты;

— организация выставок, фотовыставок, презентаций;

— защита проектов;

— совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими

учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство;

кубановедение.

2. Учебно – тематический план.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудито-рные

Внеауди-

торные

1 год обучения

1.

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

1

1

Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оцени-вать результаты своей работы.

2.

Путешествие в осень.

3

1

2

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать приз-наки времён года.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Сравнивать и груп-пировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

3.

Лес – наше богатство.

4

2

2

Различать лиственные и хвойные деревья.

Сравнивать и разли-чать деревья, кустарники и травы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Составлять правила охраны леса.

4.

Путешествие за капелькой воды.

4

2

2

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море.

Сравнивать реку и море, различать пресную и морс-кую воду.

Узнавать рыб по рисунку.

Приводить примеры речных и морских рыб. Составлять правила охраны водоёмов.

5.

Удивительный мир животных.

4

2

2

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке.

Описывать внешний вид, характерные особен-ности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдать за жизнью жи-вотных, рассказывать о сво-их наблюдениях.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

6.

Наши пернатые друзья.

4

2

2

Описывать внешний вид, характерные особен-ности птиц (на примере своей местности).

Различать зимующих и перелётных птиц.

Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Обсуждать формы корму-шек и виды корма для птиц.

Запомнить правила подкормки птиц.

7.

Красная книга родного края.

3

2

1

Выявлять причины исче-зновения растений и живот-ных.

Предлагать и обсуждать меры по их охране.

Рассказывать о редких растениях и животных.

8.

Сад на подоконнике.

4

2

2

Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам.

Приводить примеры комнатных растений.

Находить у растений их части, показывать и называть.

Рассказывать об особен-ностях любимого комнатно-го растения.

9.

Мир похож на цветной луг.

5

2

3

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам.

Рассказывать о люби-мом цветке.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap