Программа внеурочной деятельности Сократ 1 класс



Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»)

Рекомендовано педагогическим Утверждаю

советом МБОУ СОШ № 37 Директор МБОУ СОШ №37

г. Дзержинска Нижегородской области ___________ А.В.Богомолов

Протокол № ____ от _________2013г. Приказ № __от _____2013г.

                                   

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Сократ»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации программы: 4 года

Автор: Калякина В.С.

Заместитель директора по ВР

1 квалификационной категории

г. Дзержинск

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что процесс информатизации охватывает все без исключения сферы и стороны жизни общества. В этих условиях все более необходимым становится не только формирование у подрастающего поколения начальной компьютерной грамотности, но и воспитание культуры использования компьютера как технического средства для работы с информацией и решения познавательных задач в различных областях. Именно на это нацелена предлагаемая программа внеурочной деятельности младших школьников «СОКРАТ».

Теоретическую основу программы составляют положения отечественной психологии деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), согласно которым способности человека развиваются в соответствующей деятельности и вне ее формироваться не могут.

Последние исследования в области экспериментальной психологии и педагогики дают основание утверждать, что дети начиная с младшего школьного возраста способны не просто воспринимать и осмысливать информацию, например учебный материал и т. д., но и вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности и благодаря этому самостоятельно исследовать проблему и творчески преобразовывать информацию- П. И. Пидкасистый утверждал, что «главный признак самостоятельной деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика».

В соответствии с положениями личностно ориентированного подхода к образованию необходимо учитывать способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт ребенка, его возможности в изучении и усвоении научных знаний, определенных содержанием различных областей его интересов.

Актуальность программы обусловлена необходимостью и целесообразностью именно в начальной школе организовать систему практикоориентированных занятий по ознакомлению детей с основами исследовательской деятельности и возможностями использования в этих целях средств информационных технологий. От этого во многом зависит успешность дальнейшего саморазвития личности обучающегося. Однако, как отмечает в. В. Дубинина, пока «нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, развивать интуицию и т. д.».

Проблема формирования исследовательских умений у младших школьников становится еще более актуальной в современных условиях в связи с введением ФГОС. Особое внимание в нем уделяется способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через овладение элементами компьютерной грамотности, развитию исследовательских способностей детей на основе использования средств информационных технологий. Грамотное применение ИКТ является одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Новизна программы «СОКРАТ» состоит в том, что она разработана как пропедевтический курс подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Формируя исследовательскую культуру учащихся младших классов, занятия по программе готовят их к самостоятельной исследовательской деятельности в средней школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены на освоение ими эффективных способов мыслительных операций. На первом этапе (1—2-й классы) под руководством учителя и в группе, а затем самостоятельно и индивидуально дети проводят исследования, делают выводы и обобщения, приобретают элементарные знания по использованию основных программ компьютера и используют информационные технологии как средство для дальнейшей исследовательской деятельности. Такие умения являются метапредметными, имеют огромную познавательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных процессов и саморазвитию личности.

Цель программы: овладение младшими школьниками основами исследовательской деятельности с использованием информационных технологий.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

ознакомление младших школьников с общими способами исследовательской деятельности в ее различных аспектах;

формирование информационной компетентности (в том числе компьютерной на основе ознакомления с программами Microsoft Word, Paint, Power Point, Excel) и потребности использования информационных технологий в процессе приобретения новых знаний и способов их получения путем самообразования;

формирование метапредметных универсальных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) через исследовательскую деятельность; Ф развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества в процессе решения исследовательских задач;

развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с использованием информационных технологий;

создание условий для личностного роста школьника.

Результативность реализации программы определяется в соответствии с критериями трех уровней:

1)Усвоение младшими школьниками основ исследовательской деятельности.

Под руководством педагога или с его помощью планировать, формулировать познавательную цель, регулировать процесс выполнения исследования. Иметь представление о том, как осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование и представление информации с использованием средств информационных технологий. Проявлять интерес к познанию через использование ИТ. Стремиться к сотрудничеству, координации различных позиций при обсуждении разных точек зрения.

2) Приобретение опыта исследовательской деятельности.

Относительно самостоятельно формулировать познавательную цель, планировать, регулировать процесс выполнения исследования. Осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование, обобщение и представление информации с использованием средств информационных технологий. Относительно самостоятельно и объективно оценивать свои достижения. Учитывать при обсуждении разные точки зрения. Стремиться к сотрудничеству в исследовательской деятельности. Использовать информационные технологии в исследовательской деятельности.

3) Самостоятельное творческое применение исследовательских умений. Самостоятельно проводить исследование (определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять исследовательский поиск и корректировать деятельность, обрабатывать и представлять результат). Самостоятельно использовать средства информационных технологий на этапах исследовательской деятельности, представления и обобщения результата. Планировать сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия). Обобщать, анализировать результаты исследовательской деятельности. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Активно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

К результатам, связанным с реализацией программы, относится также развитие умений:

—осуществлять предварительный отбор источников информации, добывать новые знания из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого продукта;



—преобразовывать информацию из одной формы в другую (использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения проблемы и т. д.) с применением средств ИКТ и выбирать наиболее удобную форму.

На занятиях используются различные формы и методы организации внеурочной деятельности: проводятся беседы, игры, тренинги, практические занятия в группах, экскурсии, наблюдения, работа с дополнительной литературой (в том числе с использованием современных электронных средств), индивидуальные исследовательские и творческие задания. Значительное место отводится изучению возможностей информационных технологий. Дети знакомятся с особенностями фиксации результатов и хода доступной им исследовательской, опытно-экспериментальной работы с помощью фото- и видеосъемки, с возможностями использования ин-формационных технологий при обработке и представлении результатов по теме исследования и т. д.

При сообщении познавательного материала используются проблемные методы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, проблемное изложение материала, «сократическая беседа».

Целесообразность применения того или иного метода и выбор его педагогом зависят от задач, поставленных на конкретном занятии. Содержательная сторона программы в зависимости от общего уровня развития детей предусматривает вариативность и самостоятельность в подборе педагогом проблемных вопросов, заданий, отвечающих задачам раздела, его общей направленности и тематической предопределенности, в соответствии с количеством выделенных на проведение занятий часов.

Программа предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года (1—4-й классы):

1-й класс — 1 час (2 часа) в неделю (33 или 66 часов в год);

2, 3, 4-й классы — 2 часа в неделю (68 часов в год).

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1 «Хороший советчик лучше любого богатства»

10ч

1

Что спрятано в слове «СОКРАТ»

2

Кто такой исследователь?

3

4

5

6

Вместе или порознь?

7

Техника и безопасность исследователя

8

9

10

Мини исследование «что такое компьютер»

Раздел 2 «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи»

1

Все что-то похоже и чем-то отличается

2

Думай о другом

3

Общее и часть

4

Все наоборот

5

Что за чем?

Раздел 3. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»

1-2

В мире книги

3

4

В царстве информации

5

Архивариус

Раздел 4. «Заговори, чтобы я тебя увидел»

1

Эврика и парадокс

2

Что такое проблема?

3

Страна вопросов

4

5

Заключить умом

6

Гипотеза

7

Пирамида доказательств

Раздел 5. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»

1

Мы — исследователи

2

Как сделать открытие?

3

Эксперименты и наблюдения

Раздел 6. «Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано».

1

2

Как сообщить об открытии



3

Мини-конференция

Всего: 33 часа

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1 «Хороший советчик лучше любого богатства»

7ч

1

Кто как исследует?

2

3

4

Кто что исследует?

5

6

7

Как найти и поделиться информацией?

Раздел 2 «Хорошее начало не мелочь, хоть и начинается с мелочи»

20ч

1

Что из чего состоит?

2

3

4

5

Что на что похоже

6

7

8

Бусы понятий

9

10

11

Круг отношений

12

13

Гусеница последовательности

14

15



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap