Программа внеурочной деятельности С чего начинается Родина



ПРОГРАММА кружка ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ» (2д класс)

Программа «Я — гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа кружка «Я- гражданин России» составлена на основе курса Н.Я.Чутко «Я – гражданин России». Программа Чутко рассчитана на два года обучения (3-4 класс), 1-2 класс – краеведение.

Программа «Я — гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся.

Главное назначение курса – ознакомление с историей, природой родного края, области, России, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории, культуре, бережного отношения к природе, ориентация на общечеловеческие ценности.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий музыка, ИЗО);

• классный час;

• сообщения;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

• поездки, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

• трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музык ных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я — гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. «Я и я» — формирование гражданского отношения к себе

Задачи:

формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

• формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому | образу жизни;

• воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

• формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. «Я и семья» — формирование гражданского отношения к своей семье

Задачи:

• формировать уважение к членам семьи;

• воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

• формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях — дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама — самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я — дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей.

3. «Я и культура» — формирование отношения к искусству

Задачи:

• воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творчески мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звезды надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. «Я и школа» — формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

• воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

• воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

• вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

• воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке — нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

5. «Я и мое Отечество» — формирование гражданского отношения к Отечеству

Задачи:

развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

• воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости

а свою страну.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

«Я и труд» — формирование трудолюбия

Задачи:



уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Организация работы по программе «Я — гражданин России» рассчитан на 1 час в неделю (1-2-е классы), 2 часа в неделю (3-4-е классы) предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-я ступень — 1-й класс «Маленькие Россияне»

«Я и школа»

«Знакомство со школой», «Правила поведения в школе», «Режим дня первоклассника», «Школьные друзья».

«Я и семья»

«Что такое семья», «Взаимоотношения в семье», «Обязанности в семье».

«Я и природа»

«Природа нашего края» (растения, водоемы, животные), «Бережное отношение к природе»

«Я и культура»

Экскурсии в музей, выставки книг, экскурсии в библиотеки, знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов.

«Я и моё Отечество»

«Что такое Отечество», «Страна, в которой я живу», «Символы государства»

«Я и труд»

«Для чего люди трудятся», «Трудится ли ученик, учась в школе», «Мои обязанности в школе и дома».

2-я ступень 2-й класс «Моя Малая Родина»

«Я и семья»

«Для чего семья нужна каждому человеку», « Семья – ячейка общества», «Почему не у всех детей есть семья», « Как отдыхает члены наша семья в выходной день»

«Я и мое Отечество»

«Город, в котором я живу», «Символика города», «Иван Галкин – основатель усть-кутского острога», «Улицы родного города», «Памятные места нашего микрорайона», «Что я могу сделать для своей Родины сейчас»

«Я и природа»

«Культура поведения в природе», «Значение всего живого для человека», «Заповедная природа», «Заповедники – что это такое и для чего они нужны».

«Я и культура»

« Литература народов России: сказки, пословицы, мифы…»

«Я и труд»

«Труд моих родителей», «Профессии родителей, бабушек, дедушек», «Обязательно ли нужно трудиться», «Должна ли профессия нравиться человеку»

«Я и школа»

«Сколько у человека может быть друзей», «Сколько может продлиться дружба», «Какого друга называют верным, что такое верность»

3-я ступень — 3-й класс «Россия — Родина моя»;

4-я ступень — 4-й класс «Я — гражданин России».

Курс Н.Я.Чутко «Я – гражданин России»

Через который проходит формирование гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля.

Работа с родителями по духовно-нравственному развитию детей.

Родительские собрания:

1 класс

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»

2 класс

«Влияние СМИ на нравственное воспитание детей»

3 класс

«Духовно-нравственное воспитание в семье»

4 класс

«Как уберечь ребенка от насилия»

Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе, является неотъемлемой частью реализации программы «Я – гражданин России.

Мониторинг результатов работы:

-через анкетирование;

-через участие в праздниках;

— через наблюдение за отношением к семье, к родному краю;

-исследование через методики «Нравственные качества», «Как поступить?», «Я и школа»,

«Мне нравится», «Я – школьник», «Забота о природе» и др.

В течение учебного года ведется исследование индивидуальной и общей динамики развития учащихся.

Исследование включает в себя 3 этапа:

Контрольный этап (в начале учебного года) ориентирован на сбор данных до реализации программы.

Формирующий этап (в течение всего учебного года) предполагает реализацию основных направлений программы.

Интерпретационный этап (конец учебного года) ориентирован на сбор данных исследования после реализации программы.

Сначала проводится исследование индивидуальной динамики развития учащегося

Все результаты первого и третьего исследования фиксируются в индивидуальных бланках (приложение 1).

В бланках указаны направления исследований, параметры, методики; данные, полученные в ходе исследования, обрабатываются и полученные результаты контрольного и интерпретационного этапов вносятся исследования вносятся в бланк.

Затем фиксируется вид динамики по каждому параметру исследования:

положительная динамика развития, если на интерпретационном этапе исследования баллы выше.

инертность, т.е. отсутствие положительной динамики развития, если на интерпретационном этапе баллы ниже.

устойчивость высоких показателей, если на интерпретационном этапе высокие баллы значительно не уменьшились.

Полученные результаты используются при составлении индивидуальной характеристики младшего школьника и оценке общей динамики развития учащихся в классе.

Результаты исследования индивидуальной динамики развития по каждому параметру переносятся в таблицу «Динамика развития младших школьников в течение учебного года» (приложение 2).

В первом столбце записывается ФИ учащегося, во всех остальных – выявленные у учащихся виды динамики по каждому параметру.

По каждому параметру подсчитывается количество учащихся, у которых выявлены: «положительная динамика развития», «отсутствие положительной динамики» и «устойчивость высоких показателей». Полученные числовые значения переносятся в таблицу «Итоговые результаты исследования общей динамики развития учащихся в классе» (приложение 3).

Полученную информацию можно использовать при оценке эффективности реализации программы, для работы с родителями, подготовки отчетных материалов мониторинга и планировании воспитательной работы на следующий год.

Рефлексия

— Каковы же будут ожидаемые результаты?

Предлагаю Вам написать качества, которыми должен обладать выпускник начальной школы, прошедший курс духовно-нравственного развития «Я – гражданин России».

— А сейчас давайте составим портрет выпускника начальной школы в результате реализации данной программы.

Описание личностных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

• порядочный;

• самодисциплинированный

. • уверенный;

• терпимый (толерантный);

• самостоятельный;

• ответственный;

• целеустремленный (особенно к знаниям);

• внимательный к сверстникам;

• аккуратный;

• уважительный;

• любящий;

• интеллектуальный;

• здоровый;

• общительный;

• любознательный;

• сопереживающий;

• воспитанный;

• трудолюбивый;

• открытый;

• активный;

• коммуникабельный;

• социально зрелый и др.

— Я желаю Вам только таких учеников!

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости и в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

Воспитательная деятельность нуждается в серьезном к ней отношении и заслуживает достойного места в образовательном процессе!

-Желаю успехов на благородном поприще педагогического творчества!








sitemap
sitemap