Программа внеурочной деятельности Путешествие в Спортландию



Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Путешествие в Спортландию»

Спортивно-оздоровительное направление

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.



Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Цели программы:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Профилактика вредных привычек.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:

Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.

Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Литература

ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

«Воспитательная работа в начальной школе» — С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

«Как себя вести» — В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.

«Я иду на урок» — Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «ВАКО». 2004.

Приложение

к проекту программы по внеурочной деятельности в начальных классах «Путешествие в Спортландию».

Представляем календарно — тематическое планирование по данной программе. Планирование составлялось из расчета 1 часа в неделю. На каждый месяц мы рассчитывали 4 занятия по спортивно-оздоровительному направлению. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.

При подготовке к внеклассным мероприятиям, часам здоровья и пр. в 3-4классах можно приобщать учащихся с проектными работами (проектная деятельность) на разнообразные темы. Это могут быть буклеты, листы здоровья, презентации. Всё зависит от того, какими компьютерными программами будут владеть обучающиеся к тому времени.

Для успешной реализации программы можно использовать Интерет-ресурсы: разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы в режиме on-line и т.п.

1 класс

Месяц

Форма работы

Тема

сентябрь

1

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.

2

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Сюжетно-ролевые подвижные игры»

3

Занятие на футбольном поле.

«Азбука будущего футболиста».

4

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

октябрь

1

Занятие на футбольном поле

«Учимся играть в футбол»

2

Внеклассное мероприятие

«Волшебница Гигиена»

3

Беседа

«Твой новый режим дня»

4

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

ноябрь

1

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками и мячами.

3

Спортивные соревнования

« Весёлые старты»

декабрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Первые снежки»

2

Внеклассное мероприятие

«Советы Айболита»

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

4

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – Мороз!»

январь

1

Украшение школьного двора.

Лепка снежных фигур.

2

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

3

Беседа

«Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

февраль

1



Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.



2

Лыжная прогулка.

Учимся кататься с горки.

3

Просмотр и обсуждение мультфильмов про Смешариков

«Смешное и поучительное»

4

Динамическая прогулка на свежем воздухе.

Участвуем в эстафете на санках.

март

1

Экологическая прогулка.

«Птичья столовая».

2

Лыжная прогулка.

Учимся спускаться с возвышенности.

3

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему.

«Шайбу, шайбу!»

4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

«Народные игры»

апрель

1

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

«Народные игры»

3

Беседа.

Разучиваем новую физкультминутку

«Как стать космонавтом?»

«Инопланетяне»

май

1

Беседа

«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

2

Народные игры на свежем воздухе.

3

Внеклассное мероприятие.

«Здоровье Планеты – наше здоровье»

4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.








sitemap
sitemap